ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/2021 от 05.07.2021 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-319/2021

УИД

Мотивированное решение составлено 05 июля 2021 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2021г. г. Нижние Серги

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Шторх Ю.Г.,

при секретаре судебного заседания Майоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к администрации городского поселения Верхние Серги о признании незаконными действий, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились с иском к администрации городского поселения Верхние Серги о признании незаконными действий, выразившихся в невыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2020 году в рамках Муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги до 2024 года», утвержденной постановлением администрации городского поселения Верхние Серги от 02.10.2017 №273, подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 №1296-ПП, мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, возложении обязанности выдать их семье с составом семь человек свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, взыскании в пользу ФИО1 расходов на оплату юридических услуг в сумме 25 800 руб.

В основание исковых требований указали, что воспитывают в браке пятерых малолетних детей. Их семья относится к категории многодетных. 29.08.2019 им было выдано удостоверение многодетной семьи Свердловской области №107. ФИО1 относится к категории ветеранов боевых действий. В настоящее время их семья собственного жилья не имеет, они вынуждены снимать жилье, что для их семейного бюджета крайне обременительно, поскольку ФИО3 не работает, так как осуществляет уход за малолетними детьми. ФИО1 является единственным кормильцем семьи. Их семья проживает в стесненных условиях, недостаточно места для нормального развития и обучения детей. Постановлением администрации городского поселения Верхние Серги от 26.05.2014 №86а их семья была включена в список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории городского поселения Верхние Серги. Последние годы в списке на получение социальной выплаты на покупку/строительство жилых помещений их семья стоит первой в очереди. С момента постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ежегодно обращались в устном порядке к специалистам администрации городского поселения Верхние Серги за получением информации о сроках предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий, на что постоянно получали ответ, что денежных средств на эти цели в бюджете городского поселения нет. Их семья была признана участницей муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги до 2024 года» и включена в списки за №1 как молодая семья, имеющая троих и более детей. Постановлением администрации от 30.05. 2019 №132 был утвержден список молодых семей на 2020 год, после чего в Департамент молодежной политики была подана заявка на предоставление социальной выплаты их семье в 2020 году. Однако, ввиду того, что у них родился пятый ребенок, социальная выплата произведена не была, так как размер социальной выплаты ввиду увеличения состава семьи должен был подлежать перерасчету в сторону увеличения, при этом в бюджете городского поселения Верхние Серги не была предусмотрена указанная сумма. В итоге фактически в 2020 году в получении социальной выплаты им было отказано. Считают действия администрации городского поселения Верхние Серги незаконными, грубо нарушающими права и законные интересы их многодетной семьи, препятствующими им в реализации права на жилище.

В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 исковое заявление поддержали в полном объеме по изложенным в нем доводам. Просили иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик – представитель администрации городского поселения Верхние Серги ФИО4, действующая по доверенности № 02/2021 от 18.01.2021, иск не признала. Суду объяснила, что программа работает на софинансирование. На 2021 года не заложены в бюджет данные средства. В муниципальном бюджете такой суммы нет. В 2020 году действие программы было приостановлено. В 2021 году областных средств нет. В 2022 год заложены в программу суммы, будет предоставлен сертификат семье. Денежные средства рассчитываются от квадратных метров и количества членов семьи, а не стоимости стройматериалов. У истцов родился пятый ребенок и средств в областном бюджете не хватило. Заявку направили, средства на 2022 год в бюджет запланируют с учетом количества членов семьи. Сертификат будет предоставлен до достижения истцом ФИО1 возраста 36-лет. В 2014 году истцу предоставлялся земельный участок под строительство. В 2021году будет подана заявка на 2022 год. Просит исковое заявление оставить без удовлетворения. Социальная выплата не была предоставлена истцам так как родился пятый ребенок, а социальная выплата в размере 30 процентов областного бюджета была предоставлена не в полном объеме. Из расчетов социальная выплата должна была составлять 1 036 800 руб., а было выделено 275 400 руб. В соответствии с учетом перерасчета, в связи с рождением пятого ребенка, не достающие средства нужно было добавить денежные средства в размере 991 800 руб. Местная доля была запланирована в размере 345 600 руб. в полном объеме. Средства областного и федерального бюджета в размере 275 400 руб. были возвращены в январе этого года в Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Свидетельство выдается не администрацией, а с 01.01.2020 Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области по результатам отбора муниципальных заявок. Свидетельство администрация в 2020 году не получала в связи с приостановкой программы на 2020-2021гг. В 2020 году из бюджета администрации городского поселения Верхние Серги были списаны по решению арбитражного суда денежные средства в размере 3 488 000 руб. и 991 тыс. руб. При рождении пятого ребенка местная доля увеличилась и получилось 991 тыс. руб., у муниципалитета нет денежных средств. При достаточности денежных средств выплату произвели бы в полном объеме. До этого все свидетельства были выданы и реализованы в срок. В 2022 году на момент выдачи ФИО1 будет 35 лет, его никто не исключит и он получит выплаты, как молодая семья. Действие программы было приостановлено до 2021 года. Муниципалитеты подают заявку в соответствии с Постановлением Правительства № 1296 на плановый год, например в 2020 год. В 2021 году подают заявку на участие в программе в 2022 году. По результатам отбора Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подготавливают списки, кто прошел участие в отборе на 2022. В 2022 году они высылают списки претендентов на социальные выплаты и в дальнейшем, когда выделяются из областного и федерального бюджетов средства, выдают свидетельство администрации под подпись. Администрация заполняет эти бланки и выдает в соответствии с программой претендентам на получение социальной выплаты. Молодая семья тратит либо на строительство, либо на приобретение помещения. Молодая семья должна реализовать это право в течение 9 месяцев. Если семья решила строиться, то она заключает договор подряда, все документы оформляются в банке и банк подрядчику перечисляет данные денежные средства. В это раз запланируют денежные средства с учетом увеличения. Заявка подается в июне месяца, ответ приходит августе, сентябре. Перерасчеты будут произведены с учетом 5 детей, сумма увеличится на 60 тыс. руб. и составит 403 200 руб. Так как денежные средства были целевые, и было недостаточно средств, их не могли их никуда передать и вернули обратно. Право на получение выплаты у истцов остается и они остаются претендентами, состоят в списке первыми.

Третье лицо – представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором просил требования истцов оставить на усмотрение суда, указав, что оказание государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для реализации которых планируется привлечение субсидии из федерального бюджета, осуществляется в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем». На территории Свердловской области реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП. В список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию, включаются молодые семьи, представившие в орган местного самоуправления муниципального образования документы на участие в подпрограмме и признанные органом местного самоуправления ее участниками. Основанием для внесения изменений в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, является достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи до момента формирования списка молодых семей – претендентов на получение соцвыплаты в конкретном году. Формирует списки молодых семей орган местного самоуправления. После утверждения Правительством РФ размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, Министерство на основании сводного списка молодых семей, с учетом объема субсидий, утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. (л.д.197-199).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

ФИО1 и ФИО2 состоят в браке с 14.11.2008 (л.д.20).

В браке у истцов родились дети – сын С.Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.21), дочь С.Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.22), сын С.М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.23), дочь С.М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.24), сын С.Я.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.25).

Семья является многодетной и имеет право на меры социальной поддержки, согласно удостоверению от 29.08.2019 (л.д.27).

Кроме того, 29.05.2007 ФИО1 выдано удостоверение ветерана боевых действий (л.д.26).

С 01.01.2014 вступило в законную силу постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года».

В соответствии с пп.1 и 2 п.2, п.5, п.6, п.7 раздела 1 Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП в рамках реализации Подпрограммы 1 предоставляются социальные выплаты за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) жилых помещений, реконструкцию индивидуальных жилых домов многодетным семьям, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2014 года, многодетным семьям, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющим трех и более одновременно рожденных детей.

В соответствии с законодательством Свердловской области многодетными семьями определены семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание.

Свидетельство является именным документом, не является ценной бумагой и не подлежит передаче другим лицам.

Расчет размера социальной выплаты для обеспечения жильем производится исходя из расчетной стоимости жилого помещения и норматива социальной выплаты.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется произведением стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию, на территории которого гражданин принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, и норматива общей площади жилого помещения.

Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию принимается равной средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области.

Размер предоставляемой гражданину социальной выплаты для обеспечения жильем указывается в Свидетельстве и является неизменным на весь срок действия Свидетельства. Расчет размера социальной выплаты производится на дату выдачи Свидетельства, указанную в бланке Свидетельства.

Постановлением № 86а от 26.05.2014 семья Сметаниных признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, включена в списки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011-2015гг.».

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением администрации городского поселения Верхние Серги № 309 от 06.12.2018 семья С-ных, состоящая из 6 человек, признана участником муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги до 2024гг.», включена в списки под № 1 (л.д.142, 147-154).

В муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги на 2013-2020гг.», утвержденную постановлением администрации городского поселения Верхние Серги от 16.09.2013 № 232, внесены изменения, срок действия программы продлен до 2024 года (л.д.117-140, 204).

Согласно пп.5, пп.8 п.1 раздела 5 муниципальной программы, администрация городского поселения Верхние Серги формирует списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, выдает свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно п.3 раздела 5 муниципальной программы, размер социальной выплаты, указанный в свидетельстве, остается неизменным в течение всего срока его действия.

30.05.2019 администрацией городского поселения Верхние Серги в Министерство образования и молодежной политики Свердловской области подавалась заявка о намерении участвовать в отборе муниципальных образований Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в 2020 году (л.д.145).

С 01.01.2020 мероприятия по обеспечению жильем молодых семей переданы в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Действие муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги до 2024г.» было приостановлено до 31.12.2020 постановлением главы администрации городского поселения Верхние Серги ФИО5 № 167 от 15.07.2020 (л.д.205).

Выделенная сумма 275 000 руб. администрацией городского поселения Верхние Серги возвращена в областной бюджет (л.д.143-144).

Социальная выплата не могла быть произведена семье С-ных в связи с рождением в семье пятого ребенка и увеличением размера социальной выплаты, которая соответственно не была запланирована в бюджете.

Из исследованных доказательств и отзыва ответчика следует, что семья С-ных встала на учет после 01.01.2014, состояла из 6 человек, признана участницей муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги до 2024г.». 30.05.2019 утвержден список молодых семей на 2020 год и подана заявка на предоставление социальной выплаты семье С-ных. При утверждении местного бюджета на 2020 год выплата предусматривала 1 036 800 руб. 19.04.2020 состав семьи увеличился с рождением пятого ребенка. Соответственно, увеличился размер социальной выплаты до 1 337 400 руб. Вместе с тем, указанная сумма не была предусмотрена в бюджете муниципального образования на 2020 год, соответственно сертификат не был выдан, денежные средства возвращены.

Городское поселение Верхние Серги 02.06.2021 обратилось в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с заявлением о намерении участвовать в отборе муниципальных образований Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в 2022 году (л.д.190).

В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что истцами не представлено доказательств нарушения их прав со стороны ответчика, поскольку как установлено в судебном заседании семья ФИО1 принимает участие в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги до 2024г.» до достижения предельного возраста 36 лет ФИО6 08.12.2022 (л.д.179-182).

Истцы не лишены права на предоставление социальной выплаты их семье на приобретение (строительство) жилья из расчета состава семьи из 7 человек по программе «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги до 2024г.» (л.д.178).

Таким образом, какого-либо нарушения прав и законных интересов истцов судом не установлено, следовательно, правовых оснований для удовлетворения иска, признании действия ответчика незаконными и возложении обязанности выдать сертификат в настоящее время не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 к администрации городского поселения Верхние Серги о признании незаконными действий, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижнесергинский районный суд.

Судья

Ю.Г. Шторх