ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/2022 от 18.03.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-319/2022

УИД 76RS0014-01-2021-003547-88

Изгот.18.03.2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 18 февраля 2022 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Доколиной А.А.,

при секретаре Петровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Ярославля к мэрии г. Ярославля о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор города Ярославля обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к мэрии города Ярославля, в котором просит, с учетом уточнения исковых требований, возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №455-76, расположенного по адресу: <...>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:

- оборудовать защитное сооружение гражданской обороны помещением баллонной и кислородными баллонами для обеспечения III режима вентиляции;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны регенеративными патронами, предназначенными для поглощения двуокиси углерода из воздуха помещений.

В обоснование требований указано, что в период с 19.05.2021 года по 31.05.2021 года прокуратурой г. Ярославля с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления (мэрией г. Ярославля) требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проверкой установлено, что защитное сооружение №455-76, расположенное по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности, на балансе МКУ «Центр гражданской защиты» г.Ярославля. Данное сооружение предназначено для приема в военных условиях и условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, принято в эксплуатацию в 1959 году.

В ходе проведения проверки сооружения гражданской обороны выявлены следующие нарушения:

1. Защитно-герметичные двери, используемые в мирное время, находятся в открытом положении, расположены не на подставках.

2. Помещения дизельной электростанции не укомплектованы ящиком с песком и асбестовыми покрывалами, что является нарушением п.3.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 года №4317).

3. Для отделки помещения (комната приема пищи в мирное время) применяются сгораемые материалы (панели ПВХ, сертификаты с показателями свойств пожарной опасности строительных материалов не представлены), что является нарушением п.3.2.2 Правил.

4. Отсутствует помещение баллонной и кислородные баллоны для обеспечения III режима вентиляции, что является нарушением п.3.2.2 Правил.

5. Требуется замена аккумуляторных батарей дизель-генератора, что является нарушением п. 4.5.4 Правил.

6. Стартерные аккумуляторных батарей дизель –генератора содержатся не в шкафах с жалюзийными решетками для притока воздуха, что является нарушением п.10.3.15 СП 88.13330.2014 Свод правил «Защитные сооружения гражданской обороны».

7. Помещения защитного сооружения гражданской обороны обеспечены в качестве первичных средств пожаротушения углекислотными огнетушителями с истекшим сроком перезарядки, что является нарушением п.3.5.1, 4.1.2 Правил.

8. Истек срок эксплуатации регенеративных патронов РП-100 (6 штук), предназначенных для поглощения двуокиси углерода из воздуха помещений, что является нарушением п.3.2.11 Правил.

После обращения прокурора в суд с указанным исковым заявлением произведены работы по частичному устранению выявленных нарушений.

В судебном заседании прокурор Новожилов А.А. заявленные требования поддержал, с учетом уточнений, в целом дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, не возражал против предоставления ответчику срока для устранения нарушений - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица МКУ «Центр гражданской защиты» г.Ярославля по доверенности ФИО1 в судебном заседании пояснил, что считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. Выявленные в ходе проверки сооружения гражданской обороны нарушения в настоящее время частично устранены, ведется работа по их устранению, просил установить срок для устранения нарушений – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик мэрия г.Ярославля, надлежаще извещенный, в судебное заседании представителя не направил, ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признал.

Третье лицо КУМИ мэрии г.Ярославля, надлежаще извещенное, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Третье лицо ГУ-МЧС России по Ярославской области, надлежаще извещенное, в судебное заседание представителя не направило.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно с ч.2 ст. 8 Закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года №28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в городе Ярославле, утвержденным Постановлением мэра г. Ярославля 30.06.2009 года №2040 органы городского самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями и в соответствии с Планом гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия: по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения.

Согласно п.п. 3, 7.1, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Учитывая изложенное, мэрия г.Ярославля является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Судом установлено, что в период с 19.05.2021 года по 31.05.2021 года прокуратурой г. Ярославля с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления (мэрией г. Ярославля) требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проверкой установлено, что защитное сооружение №455-76, расположенное по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности, на балансе МКУ «Центр гражданской защиты» г.Ярославля. Данное сооружение предназначено для приема в военных условиях и условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, принято в эксплуатацию в 1959 году.

В ходе проведения проверки сооружения гражданской обороны выявлены следующие нарушения:

1. Защитно-герметичные двери, используемые в мирное время, находятся в открытом положении, расположены не на подставках.

2. Помещения дизельной электростанции не укомплектованы ящиком с песком и асбестовыми покрывалами, что является нарушением п.3.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 года №4317).

3. Для отделки помещения (комната приема пищи в мирное время) применяются сгораемые материалы (панели ПВХ, сертификаты с показателями свойств пожарной опасности строительных материалов не представлены), что является нарушением п.3.2.2 Правил.

4. Отсутствует помещение баллонной и кислородные баллоны для обеспечения III режима вентиляции, что является нарушением п.3.2.2 Правил.

5. Требуется замена аккумуляторных батарей дизель-генератора, что является нарушением п. 4.5.4 Правил.

6. Стартерные аккумуляторных батарей дизель –генератора содержатся не в шкафах с жалюзийными решетками для притока воздуха, что является нарушением п.10.3.15 СП 88.13330.2014 Свод правил «Защитные сооружения гражданской обороны».

7. Помещения защитного сооружения гражданской обороны обеспечены в качестве первичных средств пожаротушения углекислотными огнетушителями с истекшим сроком перезарядки, что является нарушением п.3.5.1, 4.1.2 Правил.

8. Истек срок эксплуатации регенеративных патронов РП-100 (6 штук), предназначенных для поглощения двуокиси углерода из воздуха помещений, что является нарушением п.3.2.11 Правил.

После обращения прокурора в суд с указанным исковым заявлением произведены работы по частичному устранению выявленных нарушений, что подтверждается письмом ГУ-МЧС России по Ярославской области от 15.02.2022 года №ИВ-146-713): осуществлена постановка защитно-герметичных дверей на подставки; произведено укомплектование помещений дизельной электростанции ящиком с песком и асбестовыми покрывалами; в помещении кухни произведен демонтаж применявшихся для отделки сгораемых материалов; приобретены аккумуляторные батареи для дизель-генератора. Проектным решением в помещении дизельной электростанции не предусмотрено устройство шкафа для установки стартерных аккумуляторных батарей. В помещении проектом предусмотрена автономная система приточно-вытяжной вентиляции для обеспечения работы. В машинном зале на вентиляционных системах установлены герметичные клапаны. Произведена перезарядка средств пожаротушения, находящихся в помещениях защитного сооружения.

В то же время, нарушения в содержании защитного сооружения гражданской обороны до настоящего времени в полном объеме не устранены: отсутствует помещение баллонной и кислородные баллоны для обеспечения III режима вентиляции, что является нарушением п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583; истек срок эксплуатации регенеративных патронов РП-100 (6 штук), предназначенных для поглощения двуокиси углерода из воздуха помещений, что является нарушением п.3.2.11 Правил.

Наличие указанных нарушений ответчиком не оспаривалось, доказательств устранения нарушений им не представлено.

Учитывая изложенное, суд считает, что требование истца о возложении обязанности по приведению защитного сооружения в надлежащее состояние является законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает, что настоящее решение должно быть исполнено в срок 1 год с даты вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на мэрию г.Ярославля обязанность в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <...>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:

- оборудовать защитное сооружение гражданской обороны помещением баллонной и кислородными баллонами для обеспечения III режима вентиляции;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны регенеративными патронами, предназначенными для поглощения двуокиси углерода из воздуха помещений.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья А.А.Доколина