Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Спас-Деменск 10 апреля 2019 г.
Кировский районный суд Калужской области в составе:
Председательствующего судьи Тымкив Г.И.
При секретаре Молчановой О.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Спас-Деменского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «СОШ № 1 г.Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г.Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка» о возложении обязанности по обеспечению охраны образовательного учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Спас-Деменского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья учащихся образовательных учреждений и о противодействии терроризму в МКОУ «СОШ № 1 г.Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г. Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка» в ходе которой установлено, что в нарушение законодательства охрана образовательных учреждений сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не обеспечена.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района руководителям образовательных учреждений вынесено представление об их устранении. Согласно информации отдела образования Администрации МР «Спас-Деменский район» Калужской области от 11.02.2019 № 55 по состоянию на 11.02.2019 обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в МКОУ «СОШ № 1 г.Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г. Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка» не осуществляется.
Просят обязать МКОУ «СОШ № 1 г.Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г. Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка» в срок до 01.09.2019 года обеспечить охрану учреждений сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании пом. прокурора Спас-Деменского района Гычин А.Н. иск к МКОУ «СОШ № 1 г. Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г. Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка» о возложении обязанности по обеспечению охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительно власти, имеющих право на создание ведомственной охраны поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в исковых заявлениях. Не возражал против продления срока для выполнения обязанностей по обеспечению охраны образовательных учреждений до 01 сентября 2020 г.
Представители ответчиков МКОУ «СОШ № 1 г.Спас-Деменска»- Рякова О.В, МКОУ «СОШ № 2 г.Спас-Деменска»-Васютина С.В, МКОУ Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»-Антипова А.В.(доверенность № 17 от 22 марта 2019 года), МКОУ «Павлиновская средняя общеобразовательная школа» - МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа» -Кривошеева В.В., МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа»- Борисова Н.А.,МКДОУ «Детский сад «Рябинка»-Савченкова Е.П. исковые требования прокурора Спас-Деменского района Калужской области признали в полном объеме при условии выделения финансирования Администрацией Мр «Спас-Деменский район».
Представитель соответчика Администрации МР «Спас-Деменский район» Залетаев О.А., действующий на основании доверенности от 03 декабря 2018 года исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что обеспечение охраны образовательных учреждений и безопасность обучающихся не могут осуществляться частными охранными организациями, а должны осуществляться государственной структурой - Росгвардией. Просит установить срок для выполнения обязанности по обеспечению охраны образовательных учреждений до 01 сентября 2020 года.
Пом. прокурора Спас-Деменского района Гычин А.Н. не возражал против продления срока для выполнения обязанности по обеспечению охраны образовательных учреждений до 01 сентября 2020 г.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Спас-Деменского района Калужской области подлежат удовлетворению.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантировано право на образование.
На основании ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Одним из основных принципов охраны здоровья в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) является приоритет охраны здоровья детей.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии с п. 15, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание условий для охраны и укрепления здоровья.
В силу п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ, обучающимся предоставляются академические права на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условиях для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1235 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования).
На основании пп. «д» п. 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В силу п. 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций иди подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Как следует из п. 15 Требований, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
22.01.2018 утвержден паспорт безопасности МКОУ «СОШ № 1 г. Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г. Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка». В соответствии с паспортом безопасности указанным образовательным организациям установлена вторая категория опасности.
В ходе проведенной в декабре 2018 г. истцом проверки установлено, что в нарушение п. 23 Требований охрана образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечена не была.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района руководителям МКОУ «СОШ № 1 г. Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г. Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка» вынесено представление об их устранении.
В прокуратуру района от ответчиков поступили ответы на указанное представление, согласно которому мероприятия по обеспечению охраны образовательного учреждения запланированы на 2019 год.
Согласно информации отдела образования Администрации МР «Спас-Деменский район» Калужской области от 11.02.2019 № 55 по состоянию на 11.02.2019 обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» безопасности в МКОУ «СОШ № 1 г. Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г. Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка»не осуществляется. Вышеуказанные мероприятия будут выполнены до начала 2019-2020 учебного года.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что по состоянию на 22.02.2018 физическая охрана в образовательных учреждениях отсутствует.
Таким образом, в нарушение п.п. 15, 23 Требований руководством образовательных учреждений в течение 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) не обеспечена охрана образовательных учреждений, что влечет за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, работников учреждения и иных лиц, нарушение их прав на противодействие терроризму и антитеррористическую защищенность объектов образования и мест массового пребывания людей, в связи с чем требования Прокурора Спас-Деменского района о возложении обязанности по обеспечению охраны общеобразовательных учреждений являются обоснованными.
Между тем, требования Прокурора Спас-Деменского района о возложении обязанности на образовательные учреждения об обеспечении охраны сотрудниками частных охранных предприятий удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. {Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 16-КГ16-34)}. Гражданский кодекс Российской Федерации, законы и другие нормативно-правовые акты, примененные судами при разрешении спора, не содержат нормы, предусматривающие обязанность образовательного учреждения заключить договор об оказании охранных услуг с организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Таким образом, требования о возложении обязанности обеспечить охрану общеобразовательных учреждений подлежат удовлетворению в части - подразделений вневедомственной охраны. Полномочия по вневедомственной охране осуществляют войска национальной гвардии (п. 21 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Спас-Деменского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично:
Возложить на МКОУ «СОШ № 1 г. Спас-Деменска», МКОУ «СОШ № 2 г. Спас-Деменска», МКОУ «Чипляевская основная общеобразовательная школа», МКОУ Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Любунская начальная общеобразовательная школа», МКДОУ «Детский сад «Рябинка» в срок до 01 сентября 2020 года обязанность обеспечить охрану образовательного учреждения сотрудниками подразделений вневедомственной охраны.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Кировский районный суд (г. Спас-Деменск) в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий: Г.И. Тымкив