ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-31/19 от 20.09.2019 Максатихинского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-31/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» сентября 2019 года пос. Максатиха

Максатихинский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бойко В.В.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровина В.А.,

представителя ответчика филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по доверенности Юрковой Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Кирилловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Максатиха Тверской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Максатихинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к ПАО «МРСК Центра», филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», Максатихинскому РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», Администрации Максатихинского района Тверской области, ООО ПК «Фаза» о возложении обязанности произвести замену опор линий электропередач,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Максатихинского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ПАО «МРСК Центра», филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», Максатихинскому РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», Администрации Максатихинского района Тверской области, ООО ПК «Фаза» о возложении обязанности произвести замену опор линий электропередач, требования мотивировал следующим.

Прокуратурой Максатихинского района, проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации об электроснабжении Максатихинским РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», администрацией Максатихинского района, ООО ПК «ФАЗА».

В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с Законом Тверской области от 19.06.2007 № 63-30 «О разграничении муниципального имущества между Максатихинским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями» в муниципальную собственность городского поселения поселок Максатиха передана воздушная линия электропередач расположенная на ул. Дачная п. Максатиха.

Между администрацией городского поселения п. Максатиха (арендодатель) и ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» (арендатор) 01.05.2008 г. заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства №5, согласно п. 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и (или) пользование объекты, указанные в передаточном акте к Договору аренды, расположенных по адресу: Тверская область, п. Максатиха, в числе которых указана воздушная линия BЛ -0,4 кВ №4 и №1 ТП 25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая».

Срок указанного договора неоднократно продлевался дополнительными соглашениями (последнее от 24.12.2013 г.), и в настоящий момент указанный договор аренды является действующим и обслуживание переданных объектов энергоснабжения осуществляется филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго».

В соответствии с п. 3.3., 3.3.4. договора аренды объектов электросетевого хозяйства №5 от 01.05.2008 г. арендатор обязан поддерживать объекты, указанные в передаточном акте, в числе которых указана воздушная линия ВЛ - 0,4 кВ №4 и №1 ТП 25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая», в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию указанных объектов. Своевременно принимать возможные меры по предотвращению угроз.

При проведении прокуратурой Максатихинского района настоящей проверки произведен осмотр опор линии электропередач ВЛ - 0,4 кВ №4п. №1 ТП 25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая», в ходе которого установлено, что опоры №№3/1, 6/1, 3/2, 3/4, 3/5, 3/6 указанной линии электропередач, находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют загнивание. (Нарушен п.2.4.53 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 г. №187, п.п. 2.3.7, 2.3.8, 2.3.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. №6).

В ходе проведения прокуратурой Максатихинского района произведен осмотр опоры линии электропередач ВЛ - 0,4 кВ №2 ТП №34 «Чистякова», расположенной по вышеуказанному адресу. В ходе проведения осмотра установлено, что опора линии электропередач №2/7 находится в неудовлетворительном состоянии, на ней имеется загнивание, что может привести к падению опоры.

Таким образом, вследствие несоблюдения ПАО «МРСК - Центра» - «Тверьэнеро» технических регламентов по содержанию объектов электросетевого хозяйства, а также бездействии администрации Максатихинского района и ООО ПК «ФАЗА» создается угроза жизни и здоровья граждан, а также нарушаются права потребителей на качественное предоставление услуг электроснабжения.

Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут проживать на ул. Дачная п. Максатиха Тверской области, согласно конституционного права граждан России на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно.

Просит признать бездействие ПАО «МРСК Центра», ООО ПК «ФАЗА», администрации Максатихинского района выразившееся в ненадлежащем обслуживании воздушной линии ВЛ - 0,4 кВ №4 и №1 ТП 25 «Водозабор» 53 «Лесотехническая» и ВЛ -0,4 кВ №2 ТП №34 «Чистякова» незаконными. Возложить на ПАО «МРСК Центра», администрацию Максатихинского района, ООО ПК «ФАЗА» обязанность провести капитальный ремонт воздушной линии ВЛ - 0,4 кВ №4 и №1 ТП 25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая» и ВЛ - 0,4 кВ №2 ТП №34 «Чистякова», а именно произвести ремонт опор воздушной линии ВЛ - 0,4 кВ №4 и №1 ТП 25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая» и ВЛ - 0,4 кВ №2 ТП №34 «Чистякова» по ул. Красноармейская п. Максатиха между домами №49 и 49а.

Определением суда от 05 августа 2019 года по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «АтомЭнергоСбыт».

В судебном заседании помощник прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровин В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по доверенности Юркова Е.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Тверской облаем является - АО «АтомЭнергоСбыт», и между гарантирующим поставщиком и Администрацией Максатихинского района Тверской области заключен договор энергоснабжения, так же в интересах Потребителей через привлеченных третьих лиц путём заключения соответствующих договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, так же иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, на возмездной основе.

01.04.2014 г. между АО «АтомЭнергоСбыт» и ПАО «МРСК Центра» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ПАО «МРСК Центра» на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, через технические устройства электрических сетей, принадлежащих территориальным сетевым организациям на праве собственности или ином, установленном федеральным законом основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 4).

Статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В числе таких объектов указаны объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, к которым отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Между ответчиками по данному делу заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства №5 от 01 апреля 2009 года, согласно условиям, которого Администрация городского поселения поселок Максатиха предоставила ПАО «МРСК Центра» за плату во временное владение и (или) пользование объекты электросетевого хозяйства Максатихинского района Тверской области. Ежегодно договор пролонгируется.

Согласно условиям договора ПАО «МРСК Центра» обязано поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию объекта. ПАО «МРСК Центра» не имеет права производить на объекте без письменного разрешения Администрации Максатихинского района либо ООО «ПК Фаза» перепланировок и переоборудования арендуемого имущества, (п. 3.3.3).

Все предусмотренные договором мероприятия по содержанию арендованного имущества ПАО «МРСК Центра» выполняет в полном объеме. Претензий от Администрации Максатихинского района либо от ООО «ПК Фаза» за все время действия договора в ПАО «МРСК Центра» не поступало.

Считают исковые требования Прокуратуры Максатихинского района к ПАО «МРСК Центра» не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Просят суд в иске Прокурора Максатихинского района к ответчику ПАО «МРСК Центра» - отказать, считают, что ПАО «МРСК Центра» является ненадлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком по делу считают Администрацию Максатихинского района Тверской области и ООО «ПК Фаза».

Представители ответчиков ПАО «МРСК Центра», Максатихинского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», Администрации Максатихинского района Тверской области, ООО ПК «Фаза» в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.

Представитель третьего лица АО «АтомЭнергоСбыт» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и представил отзыв на исковое заявление, в котором указал следующее.

АО «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт», ознакомившись с текстом искового заявления прокурора Максатихинского района Тверской области и его просительной частью, считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению в полном объёме в связи со следующим:

В соответствии с приказом Минэнерго России от 19 марта 2014 года №116 с 01 апреля 2014 года открытому акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (административные границы Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ОАО «МРСК Центра» и зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт»).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", электрическая часть энергосистемы представляет собой совокупность электрических станций и сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в процессе выработки, передачи и потребления электрической энергии. Неудовлетворительное состояние любого из участков электрической сети оказывает негативное влияние на состояние энергосистемы в целом и создает опасность возникновения аварий, что может повлечь тяжелые последствия для неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1.5.2. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию. Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора.

В ходе проведения прокуратурой Максатихинского района Тверской области проверки, произведен осмотр опор линий электропередач:

- ВЛ-0,4 кВ №4 и №1 ТП 25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая», в ходе которого установлено, что опоры № №3/1, 6/1, 3/2, 3/4, 3/5, 3/6 указанной линии электропередач, находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют загнивание.

-ВЛ - 0,4кВ №2 ТП №34 «Чистякова», в ходе проведенного осмотра установлено, что опора линии электропередач №2/7 находится в неудовлетворительном состоянии, на ней имеется загнивание, что может привести к падению опоры.

Эксплуатация энергоустановок с аварийно-опасными дефектами, выявленными в процессе, а также с нарушениями сроков технического освидетельствования не допускается.

АО "АтомЭнергоСбыт", считает требования прокурора Максатихинского района Тверской области правомерными и подлежащими удовлетворению.

Суд находит возможным рассмотреть дело, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина обязанность государства.

Исходя из положений п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В силу ч. 1,2 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.

Согласно п. 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 6, (далее – Правила) они распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (потребители). Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.

В силу п. 2.3.7 Правил при эксплуатации воздушных линий и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов воздушных линий и токопроводов от преждевременного износа путём устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

В разделе 2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 г. N 187, указаны нормы, которым должны соответствовать воздушные линии электропередач.

Согласно п. 1.1.1. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 229 (далее Правила) последние распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

Согласно п.п. 1.6.1., 1.6.2. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 №229) (далее – Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ) на каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановые ремонт и модернизация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок. За техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных ремонтных работ отвечает собственник.

Как следует из п. 5.7.1 Правил при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должно производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

Пунктом 5.7.5. Правил определено, что при капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путём ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.

При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путём ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.

В соответствии с п. 5.7.8. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ при эксплуатации воздушных линий должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения воздушных линий, о положениях указанных правил.

В соответствии с п. 5.7.16 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 г. № 229 на воздушных линиях должны выполняться следующие проверки и измерения:

проверка состояния трассы воздушных линий - при проведении осмотров и измерения расстояний от проводов до деревьев и кустарников под проводами, измерения стрел провеса проводов - при необходимости; измерение ширины просеки - не реже 1 раза в 3 года;

проверка загнивания деталей деревянных опор - через 3 - 6 лет после ввода воздушных линий в эксплуатацию, далее - не реже 1 раза в 3 года, а также перед подъемом на опору или сменой деталей;

проверка визуально состояния изоляторов и линейной арматуры при осмотрах, а также проверка электрической прочности подвесных тарельчатых фарфоровых изоляторов первый раз на 1 - 2, второй раз на 6 - 10 годах после ввода воздушных линий в эксплуатацию и далее с периодичностью, приведенной в типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ в зависимости от уровня отбраковки и условий работы изоляторов на воздушных линиях;

проверка состояния опор, проводов, тросов при проведении осмотров;

проверка состояния прессуемых, сварных, болтовых (на воздушных линиях напряжением до 20 кВ), выполненных овальными соединителями соединений проводов производится визуально при осмотре линии по мере необходимости; проверка состояния болтовых соединений проводов воздушных линий напряжением 35 кВ и выше путем электрических измерений - не реже 1 раза в 6 лет; болтовые соединения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, подвергаются вскрытию, а затем ремонтируются или заменяются;

проверка и подтяжка бандажей, болтовых соединений и гаек анкерных болтов - не реже 1 раза в 6 лет;

выборочная проверка состояния фундаментов и U-образных болтов на оттяжках со вскрытием грунта - не реже 1 раза в 6 лет;

проверка состояния железобетонных опор и приставок - не реже 1 раза в 6 лет;

проверка состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс, металлических подножников и анкеров оттяжек с выборочным вскрытием грунта - не реже 1 раза в 6 лет;

проверка тяжения в оттяжках опор - не реже 1 раза в 6 лет;

измерения сопротивления заземления опор, а также повторных заземлений нулевого провода - в соответствии с п. 5.10.7 настоящих Правил;

измерения сопротивления петли фаза-нуль на ВЛ напряжением до 1000

В при приемке в эксплуатацию, в дальнейшем - при подключении новых потребителей и выполнении работ, вызывающих изменение этого сопротивления;

проверка состояния опор, проводов, тросов, расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов, до пересекаемых сооружений - при осмотрах воздушных линий.

Согласно 5.7.17. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ неисправности, выявленные при осмотре воздушных линий и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта воздушных линий.

В соответствии с п. 5.7.18. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ капитальный ремонт воздушных линий должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на воздушных линиях с железобетонными и металлическими опорами - не реже 1 раза в 12 лет, на воздушных линиях с деревянными опорами - не реже 1 раза в 6 лет.

Как установлено в судебном заседании, 01 мая 2008 года между администрацией городского поселения поселок Максатиха и ОАО «МРСК Центра» заключен договор аренды, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование объекты, указанные в отчете № 07-219н об оценке рыночной стоимости сооружений и передаточных устройств, расположенных по адресу: Тверская область, пос. Максатиха. Срок действия договора с 01 мая 2008 года по 01 апреля 2009 года (л.д. 14-17).

01 апреля 2009 года между администрацией городского поселения поселок Максатиха и ОАО «МРСК Центра» заключен договор аренды, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование объекты, указанные в отчете № 07-219н об оценке рыночной стоимости сооружений и передаточных устройств, расположенных по адресу: Тверская область, пос. Максатиха. Срок действия договора с 01 апреля 2009 года по 01 марта 2010 года (л.д. 89-92).

Из акта приема-передачи от 01 апреля 2009 года следует, что Глава администрации городского поселения поселок Максатиха и главный бухгалтер с одной стороны и заместитель генерального директора – директора филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с другой стороны, произвели приём-передачу в аренду ОАО «МРСК Центра» согласно договору аренды № 5 от 01 апреля 2009 года объекты электроснабжения поселка Максатиха, указанные в Отчете № 07-219н по оценке рыночной стоимости, в числе которых указаны воздушные линии ВЛ - 0,4 кВ №4 и №1 ТП 25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая» и ВЛ - 0,4 кВ №2 ТП №34 «Чистякова». Имущество находилось в технически исправном состоянии. Имущество считается закрепленным за ОАО «МРСК Центра» с 01 апреля 2009 года (л.д. 93-101).

Дополнительным соглашением от 31 декабря 2011 года действие договора аренды № 5 от 01 апреля 2009 года пролонгировано на срок с 01 января 2012 года по 29 февраля 2012 года (л.д. 102).

Дополнительным соглашением от 30 апреля 2012 года действие договора аренды № 5 от 01 апреля 2009 года пролонгировано на срок с 01 мая 2012 года по 31 августа 2012 года (л.д. 103).

Дополнительным соглашением от 31 августа 2012 года действие договора аренды № 5 от 01 апреля 2009 года пролонгировано на срок до 31 декабря 2012 года (л.д. 104).

Дополнительным соглашением от 24 декабря 2013 года действие договора аренды № 5 от 01 апреля 2009 года пролонгировано с 24 декабря 2013 года на срок 11 месяцев. В пункт 1 договора «Предмет договора» добавлен подпункт 1.3 «Договор считается пролонгированным на тот же срок, на тех же условиях, если не менее чем за один месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не обратилась с предложением о своем отказе от продления договора» (л.д. 105).

Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что администрация городского поселения поселок Максатиха Тверской области ликвидировано 02.07.2013 (л.д. 140-149).

Согласно решению Совета депутатов городского поселения поселок Максатиха № 15 от 29.11.2012 г. органом, осуществляющим права и обязанности от имени муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха», является администрация Максатихинского района.

Таким образом, администрация Максатихинского района является полномочным органом муниципальной власти, действующим от имени муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха».

В соответствии с п. 3.3.3 договора аренды № 5 от 01 апреля 2009 года арендатор обязан поддерживать объект в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию объекта.

В соответствии с п. 3.3.9 договора арендатор обязан немедленно извещать арендодателя о повреждении, аварии или ином событии, нанесшим объекту ущерб и своевременно принимать возможные меры по предотвращению угрозы дальнейшего разрушения или повреждения объекта.

06 июня 2019 года в прокуратуру Максатихинского района Тверской области от ФИО6, проживающего по адресу: <адрес>, поступило заявление об аварийном состоянии опоры линии электропередачи, расположенной между домами № 49 и № 49а по ул. Красноармейской пос. Максатиха Тверской области с просьбой оказать содействие по замене опоры (л.д. 8).

По сообщению Максатихинского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» «Тверьэнерго» от 27 июня 2019 года по заявлению ФИО6 04 апреля 2019 года был проведен внеплановый осмотр опоры ЛЭП, находящейся между домами № 49 и № 49а по ул. Красноармейской пос. Максатиха. В ходе осмотра выявлено, что данная опора имеет следы загнивания и подлежит замене. (л.д. 9)

Из листка осмотра от 04.04.2019 г. усматривается, что на воздушной линии ВЛ -0,4 кВ № 2 ТП № 34 «Чистякова» опора № 2/7 гнилая и требует замены. (л.д. 11)

29 марта 2019 года в прокуратуру Максатихинского района Тверской области от ФИО7, проживающего по адресу: <адрес>, поступило заявление об аварийном состоянии опор у домов №№ 40, 38, 43, 41 по ул. Дачной пос. Максатиха Тверской области с просьбой оказать содействие по замене опоры. (л.д. 12-13)

01 апреля 2019 года в прокуратуру Максатихинского района Тверской области от ФИО8, проживающей по адресу: <адрес>, поступило заявление с просьбой о замене опоры у её дома, находящейся в аварийном состоянии. Данный факт подтверждается фотоматериалом. (л.д. 22, 23)

Из листка осмотра от 29.04.2019 г. усматривается, что на воздушной линии ВЛ -0,4 кВ № 4 и № 1 ТП № 53 «Лесотехническая» опоры № № 3/1, 6/1, 3/2, 3/3,3/4, 3/5, 3/6 гнилые и требуют замены (л.д.21).

Согласно пункту 2.3.11 Правил состояние опор не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности; состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ.

Согласно п. 5.3.7 утвержденных приказом РАО «ЕЭС России» от 25.12.2003 г. и введенных в действие 01.01.2004 г. Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей СО 34.04.181-2003, разработанных на основе «Правил технической эксплуатации электростанций и сетей Российской Федерации», при капитальном ремонте выполняются работы по восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и характеристик объекта, его модернизации, ликвидации отступлений от требований действующих нормативных документов и по выполнению предписаний контролирующих органов.

При ремонте ВЛ выполняются следующие виды работ: расчистка трасс ВЛ от кустарников, сваленных деревьев и сучьев, поддержание ширины просеки в размере, установленном проектом; вырубка вне просеки деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ; установка отбойных тумб; перетяжка проводов; сплошная замена опор на участке длиной не более 15% протяженности ВЛ; выправка опор на протяженных участках ВЛ, подсыпка и трамбовка грунта у основания опор; замена стоек, траверс, подкосов и приставок; установка приставок и подкосов; перенос и установка дополнительных опор при общем количестве вновь устанавливаемых опор не более 30% количества установленных на ВЛ; переустройство закреплений опор в грунте; замена участков и ремонт (установка и замена соединителей, ремонтных муфт, бандажей) проводов; замена вводов ВЛ к жилым домам и производственным зданиям; замена проводов на провода большего сечения или большей механической прочности на участках длиной не более 30% протяженности ВЛ; устройство двойных креплений; замена изоляторов на опорах, разъединителях; установка дополнительных изоляторов; замена крюков и штырей; регулировка, ремонт или замена разъединителей; замена заземляющего спуска, устройство заземления; проверка, замена и установка недостающих устройств грозозащиты; восстановление постоянных знаков по всей длине ВЛ; замена бандажей, болтовых соединений деталей опор; ремонт железобетонных опор; переустройство переходов, пересечений, подходов к подстанциям; замена, ремонт дефектных участков кабельных вставок; комплекс работ по определению технического состояния ВЛ, подлежащей ремонту, и работ по техническому обслуживанию, совмещаемых по времени с ремонтом.

Также, как подтверждается материалами дела, на основании распоряжения Администрации городского поселения поселок Максатиха от 29 сентября 2011 года №76-рг муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха» «Городские коммунальные сети» переданы на праве хозяйственного ведения находящееся в собственности городского поселения поселок Максатиха объекты электросетевого хозяйства согласно Приложению к данному распоряжению (акт приема-передачи от 20 октября 2011 года) в количестве 114 единиц.

Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской область в рамках сводного исполнительного производства от 15 апреля 2013 года №3042/1342/69СД произведен арест имущества, принадлежащего должнику муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха» «Городские коммунальные сети», для оценки имущества назначен оценщик: общество с ограниченной ответственностью «РосПрофОценка». В дальнейшем имущество муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха» «Городские коммунальные сети» (объекты электросетевого хозяйства) передано Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области для реализации на торгах.

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в лице общества с ограниченной ответственностью «Возрождение+» 30 сентября 2013 года был проведен открытый конкурс по продаже имущества.

По результатам торгов по продаже арестованного имущества Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (Продавцом) обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (Покупателю) передано в собственность покупателя имущество, в том числе линия электропередачи напряжением 0,4 кВт протяженностью 81,17 км, расположенная по адресу: Тверская область, Максатихинский район (протокол №3/13, акт приема-передачи от 08 октября 2013 года); линия электропередачи напряжением 10 кВт протяженностью 52,56 км, расположенная по адресу: Тверская область, Максатихинский район (протокол №3/14, акт приема-передачи от 08 октября 2013 года);

Между обществом с ограниченной ответственностью «Возрождение+» на основании договора возмездного оказания услуг от 12 сентября 2012 года №33/07-2013, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (Продавцом) и обществом с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (Покупателем) заключен договор купли-продажи от 30 октября 2013 года №69/07-379, в соответствии с условиями которого, Покупателю передано в собственность следующее имущество: кабельные линии электропередачи (1 шт.), трансформаторы (10 шт.), щит учета электросети (1 шт.), панель ЩО-70 (13 шт.). Акт приема-передачи от 01 ноября 2013 года.

В дальнейшем, общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (Продавец) заключило с обществом с ограниченной ответственностью «Термит» договор купли-продажи недвижимого имущества от 30 января 2014 года №1, в соответствии с условиями которого, Покупателю переданы в собственность вышеперечисленные закрытые трансформаторные подстанции; договор купли- продажи имущества от 30 января 2014 года №2, в соответствии с условиями которого, Покупателю переданы в собственность: линия электропередачи напряжением 0,4 кВт протяженностью 81,17 км, расположенная по адресу: Тверская область, Максатихинский район (протокол №3/13, акт приема-передачи от 08 октября 2013 года); линия электропередачи напряжением 10 кВт протяженностью 52,56 км, расположенная по адресу: Тверская область, Максатихинский район (протокол №3/14, акт приема-передачи от 08 октября 2013 года); комплектные трансформаторные подстанции (КТП) в количестве 7 единиц (протокол №3/15, акт приема-передачи от 08 октября 2013 года); трансформаторные подстанции в количестве 6 единиц (протокол №3/16, акт приёма-передачи от 08 октября 2013 года); кабельные линии электропередачи (1 шт.), трансформаторы (10 шт.), щит учета электросети (1 шт.), панель ЩО-70.

На основании решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью «Термит» от 25 июня 2015 года №1 данное общество реорганизовано в форме выделения. В процессе реорганизации образовано общество с ограниченной ответственностью Производственная Компания «Фаза», которому по акту передачи имущества в результате реорганизации переданы спорные закрытые трансформаторные подстанции, линия электропередачи напряжением 0,4 кВт протяженностью 81,17 км, линия электропередачи напряжением 10 кВт протяженностью 52,56 км, распределительный пункт №10 (1 шт.), комплектные трансформаторные подстанции (КТП) в количестве 1 шт.; трансформаторные подстанции в количестве 6 единиц; кабельные линии электропередачи (1 шт.), трансформаторы (6 шт.), щит учета электросети (1 шт.), панель ЩО-70.Вышеуказанные сделки незаконными признаны не были.

Таким образом, филиалом ОАО «МРСК Центра» и ООО ПК «Фаза» в нарушение п. 5.7.1 и 5.7.16 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, не производится техническое обслуживание и ремонт указанных выше воздушных линий. Устранение нарушений действующего законодательства о техническом состоянии данных линий возможно путем проведения ремонта составляющих данного объекта. Данное обязательство ответчиками надлежащим образом не исполняется, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере надлежащего электроснабжения, поскольку линии электропередач являются источником повышенной опасности, эксплуатация последних должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством. Нарушение правил, установленных для эксплуатации линий электропередач, может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе, к причинению вреда третьим лицам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", электрическая часть энергосистемы представляет собой совокупность электрических станций и сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в процессе выработки, передачи и потребления электрической энергии. Неудовлетворительное состояние любого из участков электрической сети оказывает негативное влияние на состояние энергосистемы в целом и создает опасность возникновения аварий, что может повлечь тяжелые последствия для неопределенного круга лиц. Кроме того, воздушные электрические сети, по которым передается электрическая энергия, находятся на опорах на улице, в случае аварии и обрыва провода определить лицо, которое может в это время находиться рядом, невозможно.

ПАО «МРСК Центра» является арендатором данных линий электропередачи и соответственно должно поддерживать их в надлежащем техническом состоянии.

ООО ПК «Фаза» является собственником данных линий электропередачи, следовательно, в силу действующего законодательства должно нести бремя его содержания.

Оснований для возложения исполнения требований прокурора Максатихинского района Тверской области на администрацию Максатихинского района Тверской области не имеется, поскольку доказательств, подтверждающих фактическую передачу воздушных линий электропередач указанному ответчику в судебном заседании установлено не было.

Согласно ст. ст. 48, 49 ГК РФ и ст. ст. 36 и 37 ГПК РФ надлежащим ответчиком (лицом, участвующим в деле) может выступать только юридическое лицо.

В силу указанных норм филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и Максатихинские РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» не могут быть ответчиками, поскольку являются структурными подразделениями ПАО «МРСК Центра». При этом вопрос о возложении именно на филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и Максатихинские РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» каких-либо обязанностей судом не рассматривается, поскольку истцом такие требования заявлены не были.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Максатихинского района удовлетворить частично.

Признать бездействие ПАО «МРСК Центра» и ООО ПК «Фаза» выразившееся в ненадлежащем обслуживании воздушной линии ВЛ-0,4 кВ №4 и №1 ТП №25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая» и ВЛ-0,4 кВ №2 ТП №34 «Чистякова», незаконным.

Возложить на ПАО «МРСК Центра» и ООО ПК «Фаза» обязанность произвести капитальный ремонт воздушной линии ВЛ-0,4 кВ №4 и №1 ТП №25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая» и ВЛ-0,4 кВ №2 ТП №34 «Чистякова», а именно произвести ремонт опор воздушной линии ВЛ-0,4 кВ №4 и №1 ТП №25 «Водозабор» ТП 53 «Лесотехническая» и ВЛ-0,4 кВ №2 ТП №34 «Чистякова» по ул. Красноармейская, пос. Максатиха, Тверской области между домами №49 и 49а.

В удовлетворении требований прокурора Максатихинского района к администрации Максатихинского района Тверской области, филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и Максатихинскому РЭС филиала ПАО «МРСК Центр» - «Тверьэнерго» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной, суд через Максатихинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 25 сентября 2019 года.