ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-31/20 от 27.02.2020 Абанского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело №2-31/2020

24RS0001-01-2019-000688-49

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2020 года п.Абан Красноярского края

Абанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,

с участием помощника прокурора Абанского района Михайлова А.Н.,

при секретаре Колмыковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Абанского района, ликвидационной комиссии Управления социальной защиты населения администрации Абанского района, краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании решения незаконным, обязании возобновить меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Абанского района Красноярского края обратился в суд в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Абанского района (УСЗН администрации Абанского района) о признании решения незаконным, обязании возобновить меры социальной поддержки, мотивировав свои требования тем, что ФИО1 является <данные изъяты> и пользовался мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. УСЗН администрации Абанского района принято решение о приостановлении, а затем о прекращении указанной меры социальной поддержки с 12.11.2018, так как у ФИО1 имелась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая составляла более 2 месяцев. Просит признать незаконным решение УСЗН администрации Абанского района о прекращении с 12.11.2018 предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% ФИО1; обязать УСЗН администрации Абанского района возобновить представление ФИО1 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 12.11.2018.

Определением Абанского районного суда от 28.01.2020 в качестве соответчиков к участию в деле привлечены ликвидационная комиссия УСЗН администрации Абанского района, КГКУ «Управление социальной защиты населения».

В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Михайлов А.Н. уточнил исковые требования, просил признать решение УСЗН администрации Абанского района от 12.11.2018 о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% ФИО1 незаконным и отменить; обязать УСЗН администрации Абанского района возобновить предоставление ФИО1 мер социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.10.2018.

ФИО1 в судебном заседании 28.01.2020 требования прокурора Абанского района поддержал, в судебное заседание 27.02.2020 не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой 07.02.2020, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчиков - УСЗН администрации Абанского района Красноярского края, ликвидационной комиссии УСЗН администрации Абанского района Красноярского края – руководитель ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что УСЗН администрации Абанского района с 08.10.2019 находится в стадии ликвидации, денежные средства отсутствуют, с 01.01.2020 полномочия в сфере социальной поддержки осуществляется КГКУ «Управление социальной защиты населения».

Представитель ответчика - КГКУ «Управление социальной защиты населения» - по доверенности ФИО3 также просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку КГКУ «Управление социальной защиты населения» не является правопреемником УСЗН администрации Абанского района.

Выслушав помощника прокурора Абанского района Михайлова А.Н., представителя ответчиков - УСЗН администрации Абанского района Красноярского края, ликвидационной комиссии УСЗН администрации Абанского района Красноярского края – ФИО2, представителя ответчика - КГКУ «Управление социальной защиты населения» - по доверенности ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора Абанского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 указанного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Пунктом 2 части 1 ст. 5 Закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".

Согласно пп. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона (в редакции Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1466) орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 зарегистрирован и проживает в <адрес> Абанского района Красноярского края, <адрес>, является <данные изъяты>, инвалидность установлена с 09.06.2009 бессрочно, получал меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.08.2007 по 01.10.2018.

С 01.10.2018 ФИО1 было приостановлено предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а решением от 12.11.2018 – прекращено с 01.10.2018, поскольку у ФИО1 имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

12.11.2018 УСЗН администрации Абанского района Красноярского края составлены протоколы закрытия предоставления мер социальной поддержки ФИО1 с 01.10.2018 - на электроэнергию, на газовые баллоны, на отопление, холодное водоснабжение, на взносы на капитальный ремонт, на холодную воду, содержание общего имущества - по причине задолженности по оплате коммунальных услуг, о чем истец извещен уведомлением от 12.11.2018.

Суд приходит к выводу, что решение УСЗН администрации Абанского района Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки инвалиду 1 группы ФИО1 незаконно, так как противоречит п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209), поскольку прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Органы местного самоуправления Красноярского края указанным Законом (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209) лишены права принятия решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как следует из выписки ЕГРЮЛ УСЗН администрации Абанского района находится в стадии ликвидации, по состоянию на 27.02.2020 не ликвидировано.

По сведениям, представленным ответчиками, те меры социальной поддержки, которые приняты УСЗН администрации Абанского района в предоставлении их гражданам, выплаты по которым не прекращены и не приостановлены на дату наделения полномочий КГКУ «УСЗН», т.е. на 01.01.2020, если они не являются предметом спора в суде, то они продолжают предоставляться их получателям в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Однако в случае, если выплата по каким-либо основаниям была не назначена, приостановлена либо прекращена или по иным причинам не получена получателем в период ведения деятельности УСЗН администрации Абанского района до 01.01.2020, граждане вправе обратиться в КГКУ «УСЗН» в заявлением о получении мер социальной поддержки.

КГКУ «УСЗН» создано в целях осуществления публичных обязательств перед физическими лицами в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, с 01.01.2020 оказывает государственные услуги на территории Абанского района.

Учитывая, что решение УСЗН администрации Абанского района Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки <данные изъяты>ФИО1 является незаконным, исковые требования прокурора Абанского района в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Абанского района Красноярского края в интересах ФИО1 удовлетворить.

Признать решение Управления социальной защиты населения администрации Абанского района от 12.11.2018 о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% ФИО1 незаконным и отменить.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Абанского района возобновить предоставление ФИО1 мер социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.10.2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2020 года

Судья