Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2012 г.
ст. Егорлыкская Ростовская область
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Поповой О.М.
При секретаре Трегубовой И.В.
С участием прокурора Бочаровой Е.В..
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Объединённого сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, Муниципальному бюджетному учреждению культуры Объединённого сельского поселения Егорлыкского района «Объединённая сельская библиотека» о признании бездействий, выразившихся в не обеспечении регулярного поступления в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов для проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся списком экстремистских материалов незаконным, и об обязании обеспечить регулярное поступление в библиотеки постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов,
Установил:
Прокурор Егорлыкского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Объединенного сельского поселения о признании бездействий, выразившихся в не обеспечении регулярного поступления в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов для проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся списком экстремистских материалов незаконным, и об обязании обеспечить регулярное поступление в библиотеки постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора МКУК СП «Объединеная сельская библиотека». В обоснование иска указывалось на то, что прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в деятельности библиотеки Объединенного муниципального образования, в ходе которой выявлены нарушения ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Установлено, что в муниципальных библиотеках сельского поселения отсутствует официальный список экстремистских материалов и изданий. Библиотекарь не обладает сведениями о наличии данного списка, мер к его получению не принимают, сверки имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов не проводятся, что создаёт предпосылки попадания в библиотечные фонды печатных материалов экстремистского характера, и, как следствие, возможности ознакомления с ними неограниченного круга лиц. Одним из эффективных способов пропаганды экстремизма является распространение таких радикальных воззрений посредствам печатных изданий, подготовленных идеологами объединений экстремистской направленности (книги, брошюры, периодические издания и пр.). Федеральным законодательством установлен порядок признания литературы экстремистской и в соответствии с указом Президента Российской Федерации на Министерство юстиции РФ возложена обязанность ведения Списка экстремистской литературы и размещение его в официальном периодическом издании «Российская газета». Кроме того, этот Список размещен в сети-Интернет на сайте Министерства юстиции РФ. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» субъектами противодействия экстремисткой деятельности в пределах своих компетенций являются органы местного самоуправления. На основании ст. 5 вышеуказанного федерального закона в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Согласно требованиям п. 7.1, 11 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, а также участие в профилактике экстремизма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений экстремизма в границах поселения, относятся к вопросам местного значения. В соответствии с уставом МКУК СП «Объединенная сельская библиотека» учредителем является муниципальное образование сельское поселение в лице главы администрации сельского поселения. Все имущество учреждения находится в муниципальной собственности сельского поселения, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за библиотекой на праве оперативного управления. Независимо от источника пополнения, имущество библиотеки и ее филиалов остаются муниципальной собственностью сельского поселения и находится в оперативном управлении библиотеки. Бездействие администрации Объединенного сельского поселения, выразившееся в том, что в библиотеках сельского муниципального образования сверки имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов не проводятся, создаёт предпосылки попадания в библиотечные фонды печатных материалов экстремистского характера, и, как следствие, возможность ознакомления с ними неограниченного круга лиц, что затрагивает и нарушает права и свободы граждан на охрану от проявлений экстремизма в границах поселения. Администрацией Объединенного сельского поселения грубо нарушаются требования законодательства о противодействии экстремизму ст. 1, 3-5 ФЗ«О противодействии экстремисткой деятельности» и местном самоуправлении - п. 7.1, 11 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Такие основные функции и задачи местного самоуправления, как противодействие терроризму и экстремизму, напрямую зависят от соблюдения органами местного самоуправления действующего законодательства.
Указанные обстоятельства являются законными основаниями для обращения прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц, так как согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Поэтому прокурор Егорлыкского района просил суд признать бездействие администрации Объединенного сельского поселения, выразившееся в не обеспечении регулярного поступления в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов, для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов, незаконным, обязать администрацию Объединенного сельского муниципального образования обеспечить регулярное поступление в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов, для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов.
Впоследствии 19 января 2012г. и 01 февраля 2012 г. прокурор Егорлыкского района в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнял исковые требования и просил суд признать бездействие администрации Объединенного сельского поселения, выразившееся в не обеспечении контроля за поступлением в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов, для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов, незаконным, обязать МКУК СП «Объединенная сельская библиотека» обеспечить комплектование библиотечного фонда в соответствии с постоянно обновляющимся федеральным списком экстремистских материалов, размещенным на Интернет-сайте: www.minjust.ru.
Определением Егорлыкского районного суда от 19.01.2012 г. была привлечена в качестве соответчика МБУК Оюбъединенного сельского поселения «Объединенная сельская библиотека» (л.д. 76).
Прокурор Бочарова Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что в конце 2011 г. прокуратурой района проводилась проверка деятельности библиотек и администраций сельских поселений на предмет соблюдения ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Было установлено, что администрацией Объединенного сельского поселения не была организована работа по контролю за поступлением в библиотеки поселения литературы и печатных изданий на предмет наличия в них экстремистских материалов. Администрация Объединенного сельского поселения является в силу закона субъектом противодействия экстремистской деятельности. Были получены объяснения от директора сельской библиотеки о том, что в библиотеки не имеется федерального списка экстремистских материалов, что не проводится сверка библиотечного фонда с указанным списком. Администрация Объединенного сельского поселения являясь учредителем Объединенной сельской библиотеки не осуществляла контроль за ее деятельностью. Только после проверки, осуществленной в библиотеки, были приняты меры директором библиотеки был издан приказ о проверке библиотечных фондов на наличие в нем материалов из федерального списка экстремистских материалов. Поэтому прокурор уточнила исковые требования и просила суд: признать бездействие администрации Объединенного сельского поселения, выразившееся в не обеспечении контроля за поступлением в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов, для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов, незаконным, обязать МБУК СП «Объединенная сельская библиотека» обеспечить комплектование библиотечного фонда в соответствии с постоянно обновляющимся федеральным списком экстремистских материалов, размещенным на Интернет-сайте: www.minjust.ru.
Представитель администрации Объединенного сельского поселения - глава ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что до проведении проверки прокуратурой Егорлыкского района в поселковой библиотеке не было регулярной сверки библиотечного фонда и поступающей литературы и периодических изданий с федеральным списком экстремистских материалов. В 2011 г., и 2012 г. после проверки прокуратуры провели мероприятия по проверке деятельности библиотеки, создали комиссию по сверке библиотечного фонда с федеральным списком экстремистских материалов, и теперь они периодически проверяют имеющуюся и поступающую литературу.
Представитель МБУК СП «Объединенная сельская библиотека» - ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что до проведении проверки прокуратурой Егорлыкского района не было регулярной сверки библиотечного фонда и поступающей литературы и периодических изданий с федеральным списком экстремистских материалов. Сейчас они проводят регулярно такую работу. Библиотека обеспечена компьютером с выходом в Интернет.
Выслушав прокурора, ответчиков, изучив письменные доказательства, обозрев Устав МО « Объединенное сельское поселение, оценив всё в совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, о том числе груды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой- либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Судом установлено, что в ноябре 2011 г. прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в деятельности библиотеки Объединенного муниципального образования, в ходе которой выявлены нарушения ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Установлено, что в МБУК СП «Объединенная сельская библиотека» и ее филиалах Калмыковский и Дудукаловский отсутствует официальный список экстремистских материалов и изданий. Сверки имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов не проводятся. Это было установлено на основании объяснений данных 25.11.2011 г. директором МБУК СП «Объединенная сельская библиотека» ФИО2 (л.д. 10).
Согласно п. 5.1 Устава МУК Объединенного сельского поселения «Объединенная сельская библиотека», утвержденного 26.10.2011 г. постановлением Главы администрации Объединенного сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области Учреждение для достижения своих целей предоставляет доступ к фондам любому юридическому или физическому лицу, осуществляет техническую обработку документов, их учет, систематизирует информационные ресурсы для более полного и оперативного информационного, справочного и библиографического обслуживания. (л.д. 35-36).
Согласно ст. 1 ФЗ «О библиотечном деле» библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания.
В силу п. 6 ст. 12 ФЗ «О библиотечном деле» библиотеки обеспечивают учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.
В соответствии п. 11 ст. 13 «О библиотечном деле» библиотеки имеют право изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителем библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Директором МБУК «Объединенная сельская библиотека» были представлены суду:
- Акт сверки библиотечных фондов от 30.11.2011 г. (л.д. 60), согласно которому с 25.11.2011 г. по 30.11.2011 г. проводилась по учетному каталогу сверка библиотечных фондов с Федеральным списком экстремистских материалов. В ходе сверки данной литературы в фондах библиотек не обнаружено. А также акты сверки библиотечных фондов от 21.12.2011, от 22.12.2011г., от 23.12.2011г. (л.д.57-59).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в МБУК ОСП «Объединенная сельская библиотека» не осуществлялось формирование и сверка библиотечного фонда в соответствии с регулярно обновляемым федеральным списком экстремистской литературы, фактически деятельность по указанному направлению стала проводиться только после проверки, осуществленной прокуратурой Егорлыкского района.
В соответствии с п. 30.28 Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 13.10.2004 г. № 1313 (в ред. 12.07.2011 г.) на Министерство юстиции РФ возложена обязанность ведения и опубликованию федерального списка экстремистских материалов. Кроме того, этот Список размещен в сети-Интернет на сайте Министерства юстиции РФ.
Согласно сообщения МБУК ОСП от 23.12.2011г. библиотека Объединенного сельского поселения имеет компьютер подключенный к системе « Интернет».(л.д.32)
Таким образом, суд считает законным и обоснованным требование прокурора Егорлыкского района обязать МУК СП «Объединенная сельская библиотека» обеспечить комплектование библиотечного фонда в соответствии с постоянно обновляющимся федеральным списком экстремистских материалов, размещенным на Интернет-сайте: www.minjust.ru.
Рассматривая требования прокурора о признании незаконными бездействия администрации Объединенного сельского поселения, выразившееся в не обеспечении контроля за поступлением в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов, для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов, суд исходит из следующего:
В силу ст. 3 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» субъектами противодействия экстремисткой деятельности в пределах своих компетенций являются органы местного самоуправления. На основании ст. 5 вышеуказанного федерального закона в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Судом установлено, что согласно п. 3.1 Устава МУК СП «Объединенная сельская библиотека» учредителем МУК СП является муниципальное образование Объединенное сельское поселение. В пунктах 7.10.5 и 7.10.19 данного Устава указано, что органа осуществляющий функции и полномочия учредителя проводит проверки деятельности Учреждения, осуществляет контроль за деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О библиотечном деле» учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 12 ФЗ «О библиотечном деле» библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.
Администрация Объединенного сельского поселения не представила суду доказательств того, что ею осуществлялся контроль за деятельностью поселковой библиотеки в рамках соблюдения ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» до того, как прокуратурой Егорлыкского района была проведена проверка.
Хотя в силу ст. 56 ГПК РФ обязанность представления суду доказательств возлагается на стороны.
Также установлено, что согласно п. 8, 12 ст. 2 Устава муниципального образования «Объединенного сельского поселения», принятого решением Собрания депутатов Объединенного сельского поселения 22.11.2010 г. администрация Объединенного сельского поселения наделена полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений экстремизма в границах Объединенного сельского поселения, по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек Объединенного сельского поселения.
Вместе с тем, судом установлено, что Администрация Объединенного сельского поселения, будучи субъектом противодействия экстремисткой деятельности, а также учредителем МБУК ОСП «Объединенная сельская библиотека», не осуществляла контроль за поступлением в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов, для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов.
Суд считает, что Администрация Объединенного сельского поселения не исполняла должным образом свои обязанности, содержащиеся в п. 7.1, 11 статьи 14, ст. 17.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 3-5 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». С учетом, изложенного суд признается требования прокурора Егорлыкского района к Администрации Объединенного сельского поселения законными и обоснованными.
Поскольку исковые требования прокурора Егорлыкского района удовлетворены полностью, а согласно определению Егорлыкского районного суда от 01.12.2011 г. прокурор освобожден от уплаты госпошлины, то суд в силу ст. 103 ГПК РФ взыскивает госпошлину с МКУК Объединенного сельского поселения «Объединенная сельская библиотека» в размере 4000 руб. Госпошлину с Администрации Объединенного сельского поселения суд не взыскивает, так как согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ она освобождена от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Егорлыкского района удовлетворить. Принять признания иска, сделанные ответчиками.
Признать бездействия Администрации Объединённого сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, выразившихся в не обеспечении контроля за поступлением в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов для проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся списком экстремистских материалов незаконным.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры Объединённого сельского поселения Егорлыкского района «Объединённая сельская библиотека» обеспечивать комплектование библиотечного фонда в соответствии с постоянно обновляющимся федеральным списком экстремистских материалов, размещаемым в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте www.minjust.ru.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры Объединённого сельского поселения Егорлыкского района «Объединённая сельская библиотека» госпошлину в доход районного бюджета в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский райсуд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2012 г.
Судья: