ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-31/2014 от 10.02.2014 Первомайского районного суда (Тамбовская область)

 №2-31/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 «10» февраля 2014 г. Первомайский район р.п.Первомайский

 Первомайский районный суд Тамбовской области

 в составе председательствующего судьи Шатиловой Н.В.,

 при секретаре Евдокиной О.Ю.,

 с участием помощника прокурора Первомайского района Тамбовской области Пешехоновой О.С.,

 представителя ответчика администрации Первомайского района Тамбовской области ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,

 ответчика директора муниципального бюджетного образовательного учреждения (далее – МБОУ) "Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>" ФИО2, действующего на основании постановления администрации Первомайского района № от ДД.ММ.ГГГГ.,

 представителя ответчика юрисконсульта МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>» ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Тамбовской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Первомайского района Тамбовской области и муниципальному бюджетному образовательному учреждению (далее – МБОУ) "Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на оборудование зданий филиалов МБОУ «Первомайская СОШ» системой телевизионного (видео-) наблюдения и обязании оборудовать системой телевизионного (видео-) наблюдения,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Первомайского района Тамбовской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Первомайского района Тамбовской области и МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>», ссылаясь на то, что прокуратурой Первомайского района была проведена проверка законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, которые выразились в непринятии мер уполномоченными лицами по оборудованию зданий филиалов МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, д.Фонвизино, <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, филиала № МБОУ «Первомайская СОШ» (<адрес>), в <адрес> системой телевизионного (видео-) наблюдения и обязании оборудовать системой телевизионного (видео-) наблюдения, что позволило бы уменьшить возможности криминальных проявлений и их последствий, обеспечило защиту от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

 В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Тамбовской области Пешехонова О.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика администрации Первомайского района Тамбовской области ФИО1, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что закон не содержит императивной нормы, предусматривающей обязательное оборудование зданий образовательного учреждения системами видеонаблюдения, что финансирование работ по оборудованию зданий филиалов МБОУ «Первомайская СОШ» системой телевизионного (видео-) наблюдения запланировано на ДД.ММ.ГГГГ Согласился с тем, что оборудование зданий филиалов МБОУ «Первомайская СОШ» системой телевизионного (видео-) наблюдения должно быть проведено, вопрос о размере финансирования будет разрешаться в установленном законом порядке. Заметил, что меры для ограничения доступа посторонних лиц на территорию образовательного учреждения и в частности в здания филиалов предприняты, так как приняты на работу вахтеры, охранники, которые осуществляют контрольно-пропускной режим с регистрацией всех посетителей.

 В судебном заседании представитель ответчика директор МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>" ФИО2, действующий на основании постановления администрации Первомайского района № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении его на должность, иск не признал, пояснил, что меры антитеррористической направленности им как руководителем образовательного учреждения предпринимаются, решается вопрос об установлении ограждения территории филиалов, приняты на работу охранники, которые осуществляют контрольно-пропускной режим, в обязанности гардеробщицы включены соответствующие обязанности, утвержден график дежурства учителей в здании учебных корпусов. В связи с тем, что у образовательного учреждения отсутствуют собственные средства, за финансированием работы по оборудованию зданий образовательного учреждения он в соответствующем порядке обращается к учредителю – в администрацию <адрес>. В качестве подтверждения предоставил в распоряжение суда копию указанного ходатайства. Согласился с тем, что оборудование зданий филиалов МБОУ «Первомайская СОШ» системой телевизионного (видео-) наблюдения должно быть проведено.

 Представитель ответчика ФИО3 объяснения директора МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>" ФИО2 поддержал.

 Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

 Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, что установлено пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

 Субъектами противодействия терроризму в соответствии с пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

 Пункт 5 указанной Концепции устанавливает, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

 Согласно Комплексу мероприятий по повышению уровня антитеррористической защищенности в области, утвержденному постановлением Администрации Тамбовской области от 12 сентября 2007 г. №1013 "О повышении уровня антитеррористической защищенности исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и иных организаций области" на глав городов и районов, глав администраций городов и районов области возложена обязанность по организации системы инженерной защиты, исключающей несанкционированную парковку транспортных средств вблизи учреждений образования, мест проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (пункт 1); а руководителям предприятий, учреждений и организаций при содействии исполнительных органов государственной власти области рекомендован достаточный уровень по физической защите и охране объекта, дающий возможность противостоять угрозам или действиям нарушителей (пункт 2).

 Из представленных доказательств следует и не оспаривается сторонами, что Администрация Первомайского района Тамбовской области является учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения "Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>", директором которого на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. назначен ФИО2

 Из представленной представителем ответчика ФИО2 копией ходатайства следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. он извещал администрацию Первомайского района о предполагаемых работах, необходимость которых вызвана необходимостью оборудования системой видео наблюдения зданий филиалов МБОУ «Первомайская СОШ». Данные сведения получены администрацией Первомайского района, что подтверждается соответствующей записью с указанием даты поступления.

     Однако с указанным заявлением директор обратился после внесения прокурором Первомайского района представлением об устранении нарушений федерального законодательства от 01.05.2013г., и на момент обращения прокурора с иском требования, изложенные в представлении, аналогичные требованиям в иске, добровольно не исполнены.

 Между тем, суд соглашается с выводом прокурора о том, что антитеррористическая защищенность зданий филиалов МБОУ «Первомайская СОШ» существенно снижена с связи с отсутствием системы видеонаблюдения, что создает угрозу наступления негативных последствий как для учащихся, так и для других граждан.

 В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 При этом бездействие ответчиков является незаконным, что следует из ранее приведенных норм, что также подтверждается следующими положениями.

 Часть 1 ст.9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относит установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования и другие полномочия.

 Согласно ч.2 ст.53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

 В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

 Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

 Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. Установление срока исполнения решения суда, вступившего в законную силу, является целесообразным в целях осуществления судебного контроля и с учетом публичного характера действий по вопросам заключения договора на выполнение работ, оказание услуг, заказчиком по которым являются органы местного самоуправления и бюджетные учреждения.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск прокурора Первомайского района Тамбовской области удовлетворить.

 Признать бездействие администрации Первомайского района и муниципального бюджетного образовательного учреждения "Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>", выразившееся в непринятии мер, направленных на оборудование зданий филиалов МБОУ «Первомайская СОШ» системой телевизионного (видео-) наблюдения незаконным.

 Обязать руководителя муниципального бюджетного образовательного учреждения "Первомайская средняя общеобразовательная школа <адрес>" организовать работы по оборудованию системой телевизионного (видео-) наблюдения зданий филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала № МБОУ «Первомайская СОШ» (<адрес>), филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>.

 Обязать администрацию Первомайского района Тамбовской области профинансировать работы по оборудованию системой телевизионного (видео-) наблюдения зданий филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в д. Фонвизино, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала № МБОУ «Первомайская СОШ» (<адрес>), филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>, филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в <адрес>.

 Установить срок исполнения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения в Тамбовский областной суд путём подачи жалобы через Первомайский районный суд.

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.

 Председательствующий Н.В. Шатилова