ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-31/2014 от 21.01.2014 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2014 года                                     г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Гришиной Л.Ю.

при секретаре Карпухиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к УМВД России по Тульской области о признании отказа в выдаче нового паспорта транспортного средства и регистрации автомашины с выдачей государственных номеров на автомашину незаконными, обязании выдать как собственнику транспортного средства новый паспорт транспортного средства с последующей государственной регистрацией автомобиля и выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства с внесением в указанные документы фактических данных автомобиля, а также выдаче пластин государственного регистрационного номерного знака,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к УГИБДД УМВД России по Тульской области о признании отказа в выдаче нового паспорта транспортного средства и регистрации автомашины с выдачей государственных номеров на автомашину незаконными, обязании выдать как собственнику транспортного средства новый паспорт транспортного средства с последующей государственной регистрацией автомобиля и выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства с внесением в указанные документы фактических данных автомобиля, а также выдаче пластин государственного регистрационного номерного знака, указывая на то, что летом 2012 года он через автомагазин «<данные изъяты>» в <адрес> приобрел автомобиль «ФИО4 Трнзит» белого цвета, дизельный, третьего экологического класса, идентификационный номер (VIN) №, кузов №, мощностью 125 л.с., 92 кВт, рабочий объем двигателя 2198 куб.см., о чем был заключен договор купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ года.

Бывшим собственником автомобиля ему был предоставлен паспорт транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Центральной акцизной таможней без каких-либо ограничений и содержащий все необходимые технические характеристики, идентификационные номера кузова, двигателя и прочие данные.

ДД.ММ.ГГГГ при постановке на учет приобретенного транспортного средства в МРЭО <адрес>, он прошел технический осмотр автомобиля и отдал документы на регистрацию.

При проверке документов было установлено, что бланк ПТС на данный автомобиль является поддельным.

Вместе с тем по утверждению истца, автомобиль по техническим данным соответствует предъявляемым требованиям, в угоне и розыске не значится, под каким-либо запретом не находится, эксплуатироваться и использоваться по назначению может.

Как указывает истец, в регистрации автомобиля ему было отказано, а все документы на автомашину были направлены в <адрес>. По факту обнаружения поддельного ПТС, отделом дознания ОМВД по району Северное Тушино <адрес> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 327 УК РФ, по которому он был признан потерпевшим.

ДД.ММ.ГГГГ дознание по данному уголовному делу приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Обратившись в марте 2013 года в органы УГИБДД по Тульской области с просьбой выдать новые ПТС, свидетельство о регистрации транспортного средства и пластины государственного номерного знака, ему было отказано.

Истец полагает, что он, являясь добросовестным приобретателем, вправе в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться приобретенным транспортным средством.

По его мнению, отказ в выдаче новых ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства и пластин государственного номерного знака органами УГИБДД является не законным и не обоснованным.

Просит суд признать отказ УГИБДД УМВД России по Тульской области в выдаче нового паспорта транспортного средства и регистрации автомашины с выдачей государственных номеров на автомашину незаконными, обязать выдать как собственнику транспортного средства новый паспорт транспортного средства с последующей государственной регистрацией автомобиля и выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства с внесением в указанные документы фактических данных автомобиля, а также выдаче пластин государственного регистрационного номерного знака.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик УГИБДД УМВД России по Тульской области заменен на УМВД России по Тульской области.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО6 требования искового заявления поддержали, просили суд признать отказ УГИБДД УМВД России по Тульской области в выдаче нового паспорта транспортного средства и регистрации автомашины с выдачей государственных номеров на автомашину незаконными, обязать выдать, как собственнику транспортного средства, новый паспорт транспортного средства с последующей государственной регистрацией автомобиля и выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства с внесением в указанные документы фактических данных автомобиля, а также выдаче пластин государственного регистрационного номерного знака.

    Представитель УМВД России по Тульской области по доверенности ФИО7 исковые требования ФИО1 не признала, полагая, что оснований для удовлетворения не имеется, просила суд отказать в иске.

    Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое не имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Пунктом 1 ст. 223 ГК РФ предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО2 заключен договор купли-продажи транспортного средства с ООО «<данные изъяты>», согласно которому ФИО2 приобрел транспортное средство «ФИО4 Трнзит» белого цвета, дизельный, третьего экологического класса, идентификационный номер (VIN) № кузов № 2007 года выпуска, ПТС № выдан ДД.ММ.ГГГГ Центральной акцизной таможней, за 150000 рублей.

    Согласно объяснениям истца и его представителя, в регистрации приобретенного транспортного средства было отказано. Не согласившись с вышеуказанными действиями, истец обратился в УГИБДД УМВД России по Тульской области с просьбой дать разъяснение по факту отказа в регистрации принадлежащего ему транспортного средства.

    ДД.ММ.ГГГГ письмом ВрИО заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Тульской области, истцу разъяснено, что в ходе проверки установлено, что представленный паспорт транспортного средства имеет признаки подделки, что подтверждено криминалистическим исследованием.

В соответствии с п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 не подлежат государственной регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки представленных документов.

    В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из содержания данной нормы следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Данным документом является ПТС, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 года N 1001 при обнаружении при знаков подделки представленных документов, а также при наличии сведений о нахождении представленных документов в числе утраченных (похищенных) транспортные средства не подлежат государственной регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий.

Согласно п. 8 указанных Правил, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании ПТС, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающие возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Подпунктом "з" пункта 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.

При таких обстоятельствах, приобретение права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, истец в числе прочих просит суд обязать ответчика выдать новый паспорт транспортного средства.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями - изготовителями до 01 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 12 июля 1997 года, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.

Положением о паспортах транспортных и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 г. N 496/192/134, предусмотрено, что паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию. В соответствии с пунктами 6, 9, 10 Положения, на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные таможенными органами после 1 июля 1997 года, паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 2 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.

В ходе судебного разбирательства, установлено, что при проверке паспорта транспортного средства ПТС данного автомобиля вызвал сомнения в подлинности. При проверке автомобиля по базе, установлено, что с данными учетными номерами автомобиля не существует. ПТС с аналогичным номером был выдан на автомобиль «ФИО4» с VIN №, зарегистрированный в <адрес> и принадлежащий гр. ФИО10, о чем свидетельствует рапорт государственного инспектора 12 отд. МОТОРЭР ГИБД ФИО3 по Тульской области.

Согласно справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, идентификационный номер (маркировочное обозначение кузова) автомобиля «ФИО4», принадлежащего ФИО1 является первичным и изменению не подвергался.

Из справки исследования ЭКЦ УМВД России по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что бланк паспорта транспортного средства 77 № на автомашину «ФИО4» изготовлен не предприятием Госзнака. Оттиски печатей на бланке ПТС 77 № нанесены высокими печатными формами, изготовленными по современной технологии.

Согласно результатам поиска в БД, паспорт транспортного средства <адрес>, полученный ФИО2 при заключении договора купли-продажи транспортного средства, принадлежит автомобилю «ФИО4», VIN № собственник ФИО10, проживающий в <адрес>.

Из сообщения отделения НЦБ Интерпола от ДД.ММ.ГГГГ года, адресованного суду, следует, что по имеющимся базам данных установлено, что транспортное средство «ФИО4», (VIN) № в международном розыске не значится.

Из постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ ОД ОМВД ФИО3 по району Северное Тушино <адрес> усматривается, что по факту обращения ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 327 УК РФ.

Постановлением от 18.10.2012 года ОД ОМВД России по району Северное Тушино г. Москвы, производство по данному уголовному делу приостановлено ввиду розыска лиц совершивших данное преступление.

Из ответа Тульской таможни Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ года, представленного по запросу суда следует, что сведения о таможенном оформлении в Российской Федерации транспортного средства «ФИО4», 2006 года выпуска, (VIN) № с полной уплатой таможенных платежей в базе данных АС «<данные изъяты>» ФТС ФИО3 отсутствуют. Автомобиль марки «ФИО4» 2006 года выпуска (VIN) № был оформлен по процедуре временного ввоза до ДД.ММ.ГГГГ гражданином <адрес> ФИО5 на таможенном посту МАПП Троебортное Брянской таможни. Сведения об оформлении указанным гражданином обратного вывоза данного транспортного средства в базе данных отсутствуют.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (Определения от 16 января 2007 г. N 127-О-О, от 16 октября 2007 г. N 825-О-О).

Таким образом, анализируя действующее законодательство, учитывая обстоятельства установленные судом и доказательства представленные сторонами, суд приходит к выводу, что законных оснований для регистрации транспортного средства и оформления нового паспорта транспортного средства не имеется.

    Ссылку истца и его представителя на правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в постановлении № 5-П от 22.04.2011г суд находит не состоятельной, основанной на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку в указанном Постановлении рассматривается ситуация, при которой автомобиль был легализован на территории Российской Федерации, то есть выпущен в обращение, а обнаружившиеся впоследствии нарушения в оформлении ПТС не явились препятствием в восстановлении регистрации.

Вместе с тем, регистрация ввезенного в Российскую Федерацию автомобиля истца была впервые осуществлена на основании официально не выпускавшегося ПТС без проведения государственного контроля такого транспортного средства требованиям безопасности, без представления документов, подтверждающих проведение сертификации, такая регистрация, равно как и последующие акты регистрации автомобиля, были произведены с нарушением статей 15, 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктов 3, 51 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", что влечет прекращение (аннулирование) регистрации такого транспортного средства.

Доводы истца и его представителя, что ФИО1 является добросовестным приобретателем, суд находит не состоятельным, поскольку эти доводы о добросовестности приобретения транспортного средства имели бы значение при наличии спора об истребовании имущества из чужого владения (ст. 302 Гражданского кодекса РФ), который между сторонами настоящего дела отсутствует, и не могут служить возникновением обязанности органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и регистрировать его. В данном случае речь идет не о нарушении прав собственника, а о соблюдении специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Таким образом, суд считает, что оснований для удовлетворения требований истца ФИО1 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к УМВД России по Тульской области о признании отказа в выдаче нового паспорта транспортного средства и регистрации автомашины с выдачей государственных номеров на автомашину незаконными, обязании выдать как собственнику транспортного средства новый паспорт транспортного средства с последующей государственной регистрацией автомобиля и выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства с внесением в указанные документы фактических данных автомобиля, а также выдаче пластин государственного регистрационного номерного знака оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: