Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 г. г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Колесниковой А.В., при секретаре судебного заседания Садыговой Н.Х., с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонного) ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-31/2021 по исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, включении в стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 в обоснование искового заявления с учетом уточнений указывает, что 19 февраля 2020 г. она обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее УПФР в Усть-Кутском районе) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ). УПФР в Усть-Кутском районе, рассмотрев заявление истца, приняло решение от 27 марта 2020 г. № 33 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Ответчик не засчитал периоды работы истца: с 21 ноября 1995 г. по 20 октября 1997 г. (1 год 11 месяцев) в должности учителя в Центре образования молодежи № 10 г. Иркутска, с 30 мая 2000 г. по 31 августа 2000 г. (3 месяца 2 дня) в должности учителя в Центре образования молодежи № 10 г. Иркутска.
С отказом ответчика истец не согласна, считает его необоснованным, лишающим ее права получать досрочно страховую пенсию по старости.
ФИО1 просит суд признать незаконным решение УПФР в Усть-Кутском районе об отказе в установлении страховой пенсии от 27 марта 2020 г. № 33, включить периоды ее работы с 21 ноября 1995 г. по 20 октября 1997 г. (1 год 11 месяцев) в должности учителя в Центре образования молодежи № 10 г. Иркутска в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, пункта 6 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067; с 30 мая 2000 г. по 31 августа 2000 г. (3 месяца 2 дня) в должности учителя в Центре образования молодежи № 10 г. Иркутска в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, всего: 2 года 2 месяца 2 дня в специальный стаж на соответствующих видах работы в особых условиях труда согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; признать за ней право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ; обязать УПФР в Усть-Кутском районе назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с 19 февраля 2020 г. с момента обращения истца с заявлением в пенсионный фонд.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в ее отсутствие в присутствии представителя по доверенности ФИО7
Представитель истца ФИО1 – ФИО9, действующая на основании доверенности от 20 октября 2020 г., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в Усть-Кутском районе ФИО3, действующая на основании доверенности от 11 января 2021 г. № ВС-14, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление с учетом дополнений, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Центр образования № 10 в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя данного учреждения.
Суд с учетом мнения явившихся лиц на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, материалы дела об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частями 2 - 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Разделом «Наименование учреждений» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, учреждение «центр образования молодежи» не было предусмотрено.
Списком от 22 сентября 1999 г. № 1067 в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «учитель», в разделе «Наименование учреждений» предусмотрено учреждение «центр образования».
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Согласно пункту 2 указанных выше Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня регламентировано, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»;
б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
В силу подпункта «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Пунктом 115 Перечня предусмотрено, что документом, подтверждающим, что гражданин состоит в трудовых отношениях с работодателем, является трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности гражданина, документ, выданный работодателем.
Таким образом, из системного толкования положений пунктов 6, 12, 115 Перечня следует, что действующим законодательством не установлен исключительный перечень документов, подтверждающих льготный страховой стаж, установленный пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального законы от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Помимо трудовой книжки как основного доказательства факта занятости на соответствующих видах работ, такими доказательствами могут быть любые иные документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено, что истец ФИО1 рождена 10 июня 1971 г., зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25 января 1999 г., что подтверждается паспортом истца, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии).
19 февраля 2020 г. истец ФИО1 обратилась в УПФР в Усть-Кутском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
УПФР в Усть-Кутском районе в стаж ФИО1 по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ засчитаны следующие периоды работы: с 16 августа 1994 г. по 20 ноября 1995 г. – Средняя школа № 21 г. Иркутска, с 21 октября 1997 г. по 29 мая 2000 г. – МКОУ централизованная бухгалтерия № 4 по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска, с 1 сентября 2000 г. по 31 декабря 2001 г. – МКОУ «Средняя образовательная школа № 5», с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2019 г. – МКОУ «Средняя образовательная школа № 5».
Решением УПФР в Усть-Кутском районе от 27 марта 2020 г. № 33 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Указано, что стаж ФИО1 на соответствующих видах работ составил 23 года 2 месяца 9 дней, при требуемом 25 лет, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил 19 лет 3 месяца 26 дней, при требуемом 20 лет, страховой стаж составил 25 лет 1 месяц 12 дней, при требуемом 20 лет.
Пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы истца: с 21 ноября 1995 г. по 20 октября 1997 г. (1 год 11 месяцев) в должности учителя в Центре образования молодежи № 10 г. Иркутска, с 30 мая 2000 г. по 31 августа 2000 г. (3 месяца 2 дня) в должности учителя в Центре образования молодежи №<адрес>.
Давая оценку оспариваемому решению пенсионного органа, суд не может признать его законным по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжке истца 16 августа 1994 г. ФИО1 принята учителем математики в СШ № 21 г. Иркутска, 20 ноября 1995 г. уволена с работы переводом в ЦОМ № 10 г. Иркутска, 20 ноября 1995 г. принята переводом в ЦОМ № 10 учителем математики, 30 сентября 1996 г. присвоен 9 разряд на основании АТС и стажа работы по ЕТС оплаты труда учителя математики, 3 сентября 1999 г. на основании решения АТС присвоен 10 разряд, 29 мая 2000 г. уволить с занимаемой должности учителя математики с 1 сентября 2000 г., 1 сентября 2000 г. принята учителем математики в среднюю школу № 5, 13 декабря 2002 г. на пять лет присвоена 2 квалификационная категория по должности учитель математики, 11 октября 2001 г. на основании приказа Киренского районного отдела образования от 11 октября 2001 г. № 223 средняя школа № 5 г. Киренска преобразована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Киренска», 23 января 2008 г. на пять лет присвоена первая квалификационная категория по должности учитель математики, 1 января 2012 г. на основании постановления администрации Киренского муниципального района от 11 ноября 2011 г. № 716 муниципальное общеобразовательное учреждение переименовано с 1 января 2012 г. в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение, 4 декабря 2012 г. на пять лет присвоена высшая квалификационная категория по должности учитель.
В трудовой книжке также имеется запись от 20 сентября 2017 г., согласно которой ФИО1 работает в настоящее время в должности учителя математики МКОУ СОШ № 5 г. Киренска.
В подтверждение спорных периодов своей трудовой деятельности истец помимо трудовой книжки представила справку МБОУ города Иркутска Центр образования № 10 от 29 января 2019 г. № 74, согласно которой она работала в должности учителя в Центре образования молодежи № 10 г. Иркутска на полный рабочий день в течение полной рабочей недели на 1 ставку с 20 ноября 1995 г. (приказ от 20 ноября 1995 г. № 35) по 31 августа 2000 г. (приказ от 29 мая 2000 г. № 31). В период работы у истца не было отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, отпуска по уходу за ребенком, простоя, периодов работы на условиях неполного рабочего времени, курсов повышения квалификации не проходила.
В соответствии со справкой МБОУ города Иркутска Центр образования № 10 от 29 января 2019 г. № 36 ФИО1 работала учителем в Центре образования молодежи № 10 г. Иркутска, указан размер ее фактического заработка по месяцам с декабря 1995 г. по август 2000 г.
МОУ Центр образования № 10 создан на основании постановления мэра города Иркутска от 21 октября 1997 г. № 031-06-1632/7 «О создании муниципальных образовательных учреждений (МОУ) администрации г. Иркутска», что подтверждается архивной выпиской отдела делопроизводства и архива департамента муниципальной службы, кадров и делопроизводства аппарата администрации города Иркутска от 25 июня 2020 г. №, учреждение зарегистрировано решением регистрационной палаты администрации города Иркутска от 11 декабря 1998 г. №-ИРП.
Из ответа ОГКУ «Государственный архив Иркутской области» от 19 июня 2020 г. № 513-522 следует, что в документах архивного фонда Министерства образования Иркутской области в приказах по основной деятельности за 1993, 1995-1997 гг. сведения о выдаче лицензии на образовательную деятельность ЦОМ № 10, аттестации, присвоении разрядов ФИО1 не имеется. Документы МОУ Центр образования № 10, администрации г. Иркутска в ОГКУ «Государственный архив Иркутской области» на госхранение не поступали.
ИРКУТСКСТАТ в ответе на судебный запрос сообщил, что в соответствии с Перечнем документов ЦСУ СССР и подведомственных ему учреждений, организаций и предприятий с указанием сроков хранения документов (утвержденного ЦСУ СССР 6 мая 1985 г., Главархивом СССР 15 июля 1985 г.), первичные статистические отчеты годовой периодичности, образованные до 1 января 2008 г., подлежали хранению 10 лет, образованные после этой даты – 5 лет (согласно решению ЦЭПК при Госархиве от 20 ноября 2013 г.). В связи с вышеизложенным, не имеется возможности предоставить сведения по форме № ош-5 организации Центра образования молодежи № 10 г. Иркутска.
В соответствии с сообщением Министерства образования Иркутской области от 19 февраля 2021 г. № в архив данного министерства документы Центра образования молодежи № 10 г. Иркутска не передавались, так как данное учреждение не относилось к учреждениям, подведомственным министерству. В связи с этим представить документы данной организации не представляется возможным.
В ответ на судебный запрос МБОУ города Иркутска Центр образования № 10 представило копии устава, лицензии, выписку из приказа о приеме на работу ФИО1 Указано, что все остальные документы предъявить не представляется возможным в связи с их отсутствием. В 2000 г. Центр образования молодежи № 10 был переведен в другое здание, и при переезде часть архива утеряна. С 2000 г. сменилось четыре директора, никакой информации получить от них также не представляется возможным.
Согласно лицензии №, выданной 22 ноября 2012 г. службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Иркутска Центр образования № 10 разрешено осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых.
В соответствии с пунктом 1.1 устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска Центр образования № 10, утвержденного в 2015 г., данное учреждение создано в соответствии с постановлением мэра города Иркутска от 21 октября 1997 г. № 031-06-1632/7 «О создании муниципальных образовательных учреждений (МОУ) администрации г. Иркутска»,
Основной целью и предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (пункт 2.1 устава).
Согласно пункту 2.2 устава основными видами деятельности учреждения в соответствии с муниципальным заданием являются: 1) предоставление общедоступного и бесплатного основного общего образования по образовательным программам основного общего образования; 2) предоставление общедоступного и бесплатного среднего общего образования по образовательным программам среднего общего образования.
Как следует из пункта 3.4 устава, задачами основного общего образования являются: 1) становление и формирование личности учащегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения); 2) овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда; 3) развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.
Задачами среднего общего образования являются: 1) дальнейшее становление и формирование личности учащегося; 2) развитие интереса к познанию и творческих способностей учащегося; 3) формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования; 4) подготовка учащегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (пункт 3.5 устава).
По информации МБОУ города Иркутска Центр образования № 10 от 31 марта 2021 г. на основании алфавитной книги записи учащихся администрация данного учреждения подтверждает факт обучения несовершеннолетних (более 50 %) в 1995, 1996, 1997 гг.
Истцом в материалы дела представлены нотариально заверенные копии свидетельства о рождении, паспорта и аттестата о среднем (полном) общем образовании ФИО10, из которых следует, что ФИО10, рожденная 14 июня 1980 г., окончила Центр образования № 10 г. Иркутска в 1999 г. и получила среднее (полное) общее образование. Представитель истца в ходе рассмотрения дела пояснила, что истец ФИО1 являлась классным руководителем ФИО10
По ходатайству стороны истца в судебном заседании в качестве свидетеля допрошена ФИО11, которая суду показала, что знакома с истцом, вместе работали с 1996 г. в Центре образования молодежи № 10. ФИО1 работала учителем математики 9-12 классов. В этой школе была еще вечерняя смена, там обучались взрослые, а с первой и второй смены обучались обычные дети 15-17 лет, как и во всех школах. Более 50 % в Центре образования обучались несовершеннолетние. В 1996 г. у истца были ученики примерно 16 лет, 10 класс, она была классным руководителем. При выпуске у нее был 12А класс. В Центре образования преподавалась стандартная общеобразовательная программа, обучение происходило в 9-12 классах. Сначала учреждение называлось Центром образования молодежи, потом его переименовали в Центр образования. До сих пор эта школа работает.
Из анализа вышеперечисленных доказательств в их совокупности следует, что функциями Центра образования молодежи № 10 г. Иркутска, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды, являлось обучение и воспитание детей, в данном общеобразовательном учреждении ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя математики, в учебном заведении обучалось не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Разрешая заявленные требования, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в должности и в учреждении, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, исковые требования ФИО1 о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, спорных периодов ее работы подлежат удовлетворению.
С учетом включенного судом периода работы истца, неоспариваемого стажа, установленного решением пенсионного органа, суд приходит к выводу, что на момент обращения к ответчику 19 февраля 2020 г. у ФИО1 имелся необходимый стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, поскольку с 16 августа 1994 г. истец имеет непрерывный трудовой стаж педагогической деятельности, 25 лет такого стажа наступило 16 августа 2019 г. В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ 16 февраля 2020 г. у истца наступило право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (16 августа 2019 г. + 6 месяцев).
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения УПФР в Усть-Кутском районе от 27 марта 2020 г. № 33, признании за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возложении на УПФР в Усть-Кутском районе обязанности назначить истцу страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с момента обращения в пенсионный орган – 19 февраля 2020 г. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонного) от 27 марта 2020 г. № 33.
Включить следующие периоды работы в стаж ФИО1 на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: с 21 ноября 1995 г. по 20 октября 1997 г., с 30 мая по 31 августа 2000 г. в должности учителя в Центре образования молодежи № 10 г. Иркутска.
Признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19 февраля 2020 г.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19 февраля 2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Колесникова
Решение суда в окончательной форме принято 4 июня 2021 г.