Дело № 2-31/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Елань 20 января 2022 г.
Еланский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Латкиной Е.В., единолично,
с участием:
заместителя прокурора Еланского района Волгоградской области Кузнецова М.С.,
представителя ответчика - администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области - ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия - 2 года),
при секретаре Лапиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Еланского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Еланского района Волгоградской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность недвижимое имущество, указав, что прокуратурой Еланского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Еланского городского поселения Еланского муниципального района.
На основании заявления администрации Еланского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, на учет с ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества поставлено гидротехническое сооружение - оградительный вал, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
С момента постановки указанного объекта в качестве бесхозяйного, прошло более года, между тем, по сведениям администрации Еланского городского поселения и выписки из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на гидротехническое сооружение - оградительный вал, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> Б, право собственности не зарегистрировано.
По данному факту, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы Еланского городского поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности и охране гидротехнических сооружений, по результатам рассмотрения которого, мер к оформлению права собственности не принято.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, в силу императивности норм права, регулирующих данные правоотношения, не вправе отказываться от бесхозных вещей.
Однако, как установлено проверкой, администрацией Еланского городского поселения меры по признанию права муниципальной собственности на вышеуказанные гидротехнические сооружение, не принимаются.
Отсутствие собственника гидротехнического сооружения, расположенного на территории Еланского городского поселения, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения, влечет неисполнение требований действующего законодательства об обязанности городского поселения по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, может способствовать совершению террористических актов.
Указанное гидротехническое сооружение, согласно материалам проверки, состоит на учете в качестве бесхозяйного более 3 лет, однако мер по принятию его в муниципальную собственность не принималось.
Таким образом, в связи с отсутствием собственника, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, работа по содержанию, реконструкции и ликвидации ГТС проводиться не может, что может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе, жителей р.п. Елань, а также для окружающей природной среды и самого гидротехнического сооружения.
Просит обязать администрацию Еланского городского поселения Еланскогомуниципального района Волгоградской области принять меры о признанииправа муниципальной собственности на гидротехническое сооружение -оградительный вал, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, кадастровый №, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда взаконную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Еланского района Волгоградской области Кузнецов М.С. поддержал исковое заявление по основаниям и доводам, указанным в нем, просит его удовлетворить.
Представители ответчика - администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области ФИО2 в письменных возражениях, и ФИО1 в судебном заседании, с исковыми требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать, в связи со следующим:
Решением Еланского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора Еланского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации по непринятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения - оградительный вал, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, кадастровый №, незаконным, и о понуждении администрации оформить право собственности на указанное недвижимое имущество, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора Еланского района Волгоградской области - без удовлетворения, апелляционная жалоба комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - без рассмотрения.
В соответствии со ст.14, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Еланского городского поселения, Администрация Еланского городского поселения наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст. 3 Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений" собственниками гидротехнических сооружений могут являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором конкретизированы и раскрыты полномочия органов местного самоуправления в сфере чрезвычайных ситуаций. Анализ ст. 11 закона показывает, что органы местного самоуправления фактически должны осуществлять оповещение населения, создавать резервы сил и средств для ликвидации последствий. Про необходимость принятия органами местного самоуправления мер по защите, обеспечения функционирования каких-либо объектов, деятельность которых может стать источником возникновения чрезвычайных ситуации, в данном законе не говорится.
Более того, в Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления - в ст. 4-6.1 и др. перечисляются полномочия органов государственной власти. Одновременно с этим в ст. 9 говорится об обязательствах собственника и (или) эксплуатирующей организации.
Попытки возложения на органы местного самоуправления полномочий собственника идут вразрез с правилами определения полномочий органов власти, сформулированных в Конституции Российской Федерации, действующем законодательстве.
В ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации говорится о полномочиях органов местного самоуправления только в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, анализ действующего федерального законодательства показывает, что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по обеспечению безопасности, содержанию гидротехнических сооружений.
Полномочия органов местного самоуправления, обусловленные необходимостью решения вопроса местного значения в сфере чрезвычайных ситуаций, связаны с оповещением населения и созданием резервов сил и средств для ликвидации последствий.
Это означает, что гидротехнические сооружения не являются имуществом, которое может находиться в составе муниципальной собственности в рамках данных полномочий; иных подходящих полномочий у органов местного самоуправления нет.
Вышесказанное означает, что органы местного самоуправления становятся заложниками коллизий норм федеральных законов, что на практике приводит к понуждению органов местного самоуправления принимать соответствующее имущество на основании обращений органов прокуратуры.
Так, по адресу: <адрес>, р.<адрес> Б, с кадастровым номером 34:06:250002:501, расположено ГТС оградительный вал.
Указанный выше объект ГТС оградительный вал ранее находился в собственности ОАО «Мясокомбинат Еланский», который ДД.ММ.ГГГГ ликвидирован в связи с банкротством, правопреемники отсутствуют, таким образом, указанный объект не имеет собственника.
Постановлением Правительства РФ от 5.10.2020 № 1606 утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
Согласно данному Положению, при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Так, в адрес Ростехнадзора и Комитета природных ресурсов неоднократно направлялись письма о данном гидротехническом сооружении.
Согласно ст.9 Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно п. 2.1.8 Постановления Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 № 693-п «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области» комитет является уполномоченным органом в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе: обеспечивает в пределах своей компетенции безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Волгоградской области, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Волгоградской области; организует работы по подготовке проектной документации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Волгоградской области, муниципальной собственности, а также на осуществление капитального ремонта, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Волгоградской области.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4.12.2020 № 496 утвержден Порядок согласования плана мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался.
Порядок устанавливает правила согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - орган государственного надзора), плана мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
План мероприятий разрабатывается для каждого гидротехнического сооружения (далее - ГТС), которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности ГТС, на территории которого расположено это ГТС.
С 2019 года на ГТС оградительный вал проводится капитальный ремонт, затраты на который уже составили около 27 000 000 рублей, заказчиком работ по капитальному ремонту оградительного вала выступает Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
В процессе осуществления капитального ремонта оградительного вала ГТС полей фильтрации допущены нарушения по качеству выполняемых работ с предоставлением фотоматериалов в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ копия письма прилагается).
Проведённое комиссионное обследование в составе начальника водного отдела комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО6, начальника строительного контроля ГКУ ВО «ДВС» ФИО7, ГИП АО «Волговодпроект» ФИО8, главы Еланского городского поселения ФИО9, председателя Думы Еланского городского поселения ФИО10, представителя ООО «Циклон» ФИО3 установила факт выклинивания фильтрационных вод со стороны «сухого откоса» вала, идущего параллельно автомобильной дороги (Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ копия прилагается).
Администрацией Еланского муниципального района Волгоградской области проведено повторное обследование в сентябре 2020 года, был установлен факт протечки воды через тело дамбы, о чем был проинформирован комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ копия письма прилагается).
Повторное комиссионное обследование в составе заместителя главы Еланского муниципального района Волгоградской области ФИО14, консультанта комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО11, заместителя директора ГКУ ВО «ДВС» ФИО12, главного инженера ООО «Циклон» ФИО13, директора МБУ «Экологический фонд» ФИО10 был установлен факт фильтрации воды через тело плотины с выклиниванием в нижнем бьефе на рельеф местности на участке 120 м от начала плотины. Комиссией принято решение: учитывая минимальное накопление чеков около гидротехнического сооружения вследствие чего невозможно точно определить все места фильтрации воды через тело плотины в нижнем бьефе и провести повторное комиссионное обследование в весенний период 2021 года в момент максимального наполнения примыкающих к оградительному валу чеков, для последующего определения объемов работ по устранению протечки.
До настоящего времени информация о завершении проведенного капитального ремонта оградительного вала и его результатах в Администрацию Еланского городского поселения не поступала.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления является обязательной, т.е. органы местного самоуправления обязаны обращаться с таким заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
По заявлению администрации Еланского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, ГТС оградительный вал ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Что же касается последующего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, это не является обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положения ГК РФ о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей применяются во взаимосвязи с другими положениями законодательства, в том числе с установленным разграничением компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Также следует иметь в виду, что в силу ст. 50 Федерального закона № 131- ФЗ, в муниципальной собственности может находиться только имущество, необходимое для осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
В настоящее время каких-либо полномочий в сфере функционирования гидротехнических сооружений за органами местного самоуправления не закреплено.
При этом, в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ, гидротехнические сооружения могут находиться в том числе в муниципальной собственности (ст.3).
Это означает, что гидротехнические сооружения могут находиться в муниципальной собственности, если они предназначены для решения каких-либо вопросов местного значения, в том числе, например, организация электроснабжения населения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, осуществление полномочий собственника водных объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Волгоградской области от 29.05.2014 № 70-ОД «О некоторых вопросах формирования органов местного самоуправления в Волгоградской области», Уставом Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, принятого решение Думы Еланского городского поселения от 24.07.2014 № 337/48, Администрация Еланского городского поселения является органом местного самоуправления и имеет бюджет, который составляется и утверждается Думой Еланского городского поселения.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно говорил, что право не должно быть иллюзорным. Это в полной мере можно отнести и к праву на осуществление местного самоуправления. Данная позиция суда означает, что необходимо более четкое регулирование вопросов местного значения, особенно в сфере обеспечения безопасности; не должны органы государственной власти перекладывать свои функции на органы местного самоуправления, это не только не соответствует ст. 71 Конституции Российской Федерации, но и ставит реализацию соответствующих прав населения, граждан в зависимость от скудных возможностей местного бюджета, делая людей менее защищенными; поскольку имущество, находящееся в муниципальной собственности, обусловлено объемом полномочий органов местного самоуправления, а правоприменительная практика идет по пути возложения на органы местного самоуправления имущества во всех спорных случаях, то полаем необходимо установить дополнительные гарантии для органов местного самоуправления, направленные на защиту от получения непрофильного имущества (в том числе для местного бюджета, на который лягут расходы по содержанию такого непрофильного имущества).
Капитальный ремонт объекта ГТС оградительный вал составил 27 000 000, а бюджет Еланского городского поселения на 2021 год составляет порядка 49 000 000 рублей, тем самым, содержание и обслуживание ГТС нарушит принцип соразмерности расходования бюджетных ресурсов Администрации Еланского городского поселения, а нецелевое расходование бюджетных средств не допустимо (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в муниципальной собственности может находиться только имущество, необходимое для осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Кроме того, нахождение в муниципальной собственности конкретного имущества, принимается с учетом целевого назначения муниципальной собственности и, соответственно, не должно включать имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, содержание которого для муниципального образования является нецелесообразным и обременительным.
Так, каких-либо полномочий в сфере функционирования гидротехнических сооружений за органами местного самоуправления не закреплено.
Факт регистрации права собственности на ГТС оградительный вал приведет к нарушению принципа соразмерности расходования бюджетных ресурсов Администрации Еланского городского поселения на содержание и обслуживание данного ГТС.
Понуждение органа местного самоуправления к обращению в регистрирующий орган с заявлением, является ограничением права на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах, предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст. 12 Конституции РФ, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, и ч. 1 ст. 9 ГК РФ, согласно которой, муниципальные образования по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию такого имущества в муниципальную собственность.
Просят суд в удовлетворении искового заявления прокурора Еланского района Волгоградской области к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность недвижимое имущество, отказать.
Представитель третьего лица - комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, об отложении судебного разбирательства не просил. Суд, с согласия участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны и их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, судом установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что на основании заявления администрации Еланского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за №, с ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества поставлено на учет гидротехническое сооружение - оградительный вал, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б, кадастровый №, протяженность <данные изъяты> м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, из указанных документов следует, что право собственности на указанных бесхозяйный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано.
Как следует из сообщений главы Еланского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на гидротехническое сооружение - оградительный вал, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б, право собственности не зарегистрировано, на балансе администрации городского поселения данный объект не состоит, в реестре муниципального имущества не числится.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Еланского района Волгоградской области в адрес главы Еланского городского поселения Еланского муниципального района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности и охране гидротехнических сооружений, согласно которому, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Еланского муниципального района, в ходе которой выявлено, что на основании заявления администрации Еланского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на учет с ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества поставлено гидротехническое сооружение оградительный вал, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б. С момента постановки указанного объекта в качестве бесхозяйного прошло более 1 года, между тем, по информации администрации Еланского городского поселения право собственности на гидротехническое сооружение не зарегистрировано. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию плотины, приводит к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанного ГТС, а также не исключает возможности возникновения чрезвычайной ситуации. Статус гидротехнического сооружения как бесхозяйного имущества, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения Еланского городского поселения, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций. Требует рассмотреть настоящее представление и принять необходимые меры по устранению указанных нарушений законности, на которое был получен ответ следующего содержания (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ): гидротехническое сооружение оградительный вал, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> не регистрируется в собственность администрации, поскольку данный объект включен в Федеральную программу на реконструкцию в 2019 году, за счет средств федерального бюджета. После того, как данные работы будут осуществлены, объект будет зарегистрирован в собственность Еланского городского поселения.
Прокурор, в своем исковом заявлении, ссылается на те обстоятельства, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения, расположенного на территории Еланского городского поселения, влечет неисполнение требований действующего законодательства об обязанности городского поселения по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидаций аварий сооружения, организации его эксплуатации, а также создает повышенную опасность для населения Еланского городского поселения и может способствовать совершению террористических актов.
Однако, суд не может согласиться с указанным, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, решением Еланского районного суда Волгоградской области от 12.04.2016, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований прокурора Еланского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Еланского городского поселения о понуждении к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта пруды - испарители (накопители), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 34:06:25002:183, отказано.
Решением Еланского районного суда Волгоградской области от 06.10.2016, вступившим в законную силу, в удовлетворении искового заявления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе г. Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском, Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах, действующего в защиту неопределенного круга потребителей, к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области о понуждении к совершению действий, связанных с устранением нарушений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, отказано.
Решением Еланского районного суда Волгоградской области от 09.03.2021, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований прокурора Еланского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации по непринятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения - оградительный вал, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, кадастровый №, незаконным, и о понуждении администрации оформить право собственности на указанное недвижимое имущество, отказано.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предусмотрено положениями ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Согласно ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как установлено положениями п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанных правовых норм, обращение за защитой прав, свобод и законных интересов, является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению.
Поскольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу ст. 225 ГК РФ только путем подачи в суд соответствующего иска органом местного самоуправления, на территории которого они находятся, возложение на администрацию Еланского городского поселения обязанности принять в муниципальную собственность спорного гидротехнического сооружения нарушает право муниципального образования, предусмотренное ст. 2 и 3 ГПК РФ.
Кроме того, не установлена такая обязанность и Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не устанавливают обязанности органа местного самоуправления на признание в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений в том числе, на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации: I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности; II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности; III класс - гидротехническое сооружение средней опасности; IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1606 утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
Согласно п. 4 указанного Положения, при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе начальника водного отдела комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО6, начальника строительного контроля ГКУ ВО «ДВС» ФИО4, ГИП АО «Волговодпроект» ФИО8, главы Еланского городского поселения ФИО9, председателя Думы Еланского городского поселения ФИО10, представителя ООО «Циклон» ФИО3 установлено, что фактическое положение (параметры) оградительного вала отличаются от фактических параметров при проектировании объекта капитального ремонта гидротехнического сооружения – оградительного вала на территории Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области в части высотных отметок гребня оградительного вала. Также наблюдается факт выклинивания фильтрационных вод со стороны «сухого откоса» вала, идущего параллельно автомобильной дороги.
В связи с установленным, ДД.ММ.ГГГГ, заместителем главы Еланского муниципального района Волгоградской области ФИО5 на имя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области были направлены фотоматериалы от ДД.ММ.ГГГГ по факту не качественного выполнения работ на объекте капитального ремонта гидротехнического сооружения - оградительного вала на территории Еланского муниципального района <адрес> за 2019 год.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы Еланского муниципального района Волгоградской области ФИО5 на имя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области направлена информация, согласно которой, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Еланского муниципального района по жалобе жителей Еланского района была проведена выездная проверка по факту протечки дамбы гидротехнического сооружения – оградительного вала полей фильтрации на территории Еланского городского поселения. Было выявлено, что в гидротехническом сооружении - оградительного вала ориентировочно в 200 метрах от АЗС ЛУКОЙЛ по адресу: 403731, <адрес>, р.<адрес>, у.Варшавская, визуально установлен факт протечки воды через тело дамбы. Ранее в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением фотоматериалов, администрация Еланского муниципального района сообщала о факте не качественного выполнения работ на объекте капитального ремонта гидротехнического сооружения – оградительного вала в 2019 году, сваи смонтированы местами некачественно, т.е. частично стоят под углом друг к другу, что соответственно не позволяет им быть соединенным в замок и в результате чего происходит протечка воды и разрушение дамбы.
Согласно ст. 9 Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16. 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 2.1.8 Постановления Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 № 693-п «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области» комитет является уполномоченным органом в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе: обеспечивает в пределах своей компетенции безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Волгоградской области, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Волгоградской области; организует работы по подготовке проектной документации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Волгоградской области, муниципальной собственности, а также на осуществление капитального ремонта, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Волгоградской области.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.12.2020 № 496 утвержден Порядок согласования плана мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался.
Порядок устанавливает правила согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, плана мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался. План мероприятий разрабатывается для каждого гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности ГТС, на территории которого расположено это ГТС.
ДД.ММ.ГГГГ, главой Еланского городского поселения ФИО2 на имя и.о. прокурора Еланского района Бережновой Н.Н. направлен ответ исходя из которого, в соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ, постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления является обязательной, что и было сделано в 2017 году, что же касается последующего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, указанное является не обязанностью органов местного самоуправления, а правом обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Волгоградской области от 29.05.2014 № 70-ОД «О некоторых вопросах формирования органов местного самоуправления в Волгоградской области», Уставом Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Думы Еланского городского поселения от 24.07.2014 за № 337/48, администрация Еланского городского поселения является органом местного самоуправления и имеет бюджет, который составляется и утверждается Думой Еланского городского поселения. Капитальный ремонт объекта ГТС - оградительный вал составил 27 000 000. До настоящего времени информация о завершении проведенного капитального ремонта оградительного вала и его результатах не поступала. Бюджет Еланского городского поселения на 2021 год составляет порядка 49 000 000 рублей. Изложенное свидетельствует о том, что содержание и обслуживание ГТС нарушит принцип соразмерности расходования бюджетных ресурсов Администрации Еланского городского поселения, а нецелевое расходование бюджетных средств не допустимо (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Еланского муниципального района Волгоградской области было проведено повторное обследование оградительного вала на предмет фильтрации воды через тело платины с выклиниванием в нижнем бьефе на рельеф местности, в ходе которой установлен факт фильтрации воды через тело платины с выклиниванием в нижнем бьефе на рельеф местности на участке 120 м. от начала плотины. Комиссией принято решение: учитывая минимальное накопление чеков около гидротехнического сооружения вследствие чего невозможно точно определить все места фильтрации воды через тело плотины в нижнем бьефе и провести повторное комиссионное обследование в весенний период 2021 года в момент максимального наполнения примыкающих к оградительному валу чеков, для последующего определения объемов работ по устранению протечки.
Согласно письму и.о. директора ГКУ ВО «ДВС» Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО12 за № от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Еланского муниципального района Волгоградской области ФИО16, в первой декаде мая 2021 года запланирован инструментальный контроль и осмотр выполненных работ по объекту «капитальный ремонт гидротехнического сооружения - оградительного вала на территории Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области». При наличии замечаний или недостатков будут приниматься решения по способу их устранения с последующей передачей сооружения в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ проведено комиссионное обследование в составе заместителя главы Еланского муниципального района Волгоградской области ФИО14, заместителя главы Еланского городского поселения ФИО17, директора МКУ «Благоустройство» ФИО18, директора МБУ «Экологический фонд» ФИО10. В результате проверки установлен факт выклинивания фильтрационных вод со стороны «сухого откоса» вала, идущего параллельно автомобильной дороги. Фильтрация воды осуществляется через тело плотины в нижнем бьефе на рельеф местности на участке 100-150 м. от начала плотины. Отмечается просадка плотины по всей длине в центральной части вдоль забивки пластмассовых шпунтов.
До настоящего времени информация о завершении проведенного капитального ремонта оградительного вала и его результатах в Администрацию Еланского городского поселения не поступала.
В силу ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в муниципальной собственности может находиться только имущество, необходимое для осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. Нахождение в муниципальной собственности конкретного имущества, принимается с учетом целевого назначения муниципальной собственности и, соответственно, не должно включать имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, содержание которого для муниципального образования является нецелесообразным и обременительным.
Исходя из положений ст.12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Учитывая вышеуказанное, понуждение органа местного самоуправления к обращению в регистрирующий орган с заявлением, является ограничением права на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах, предоставленных законодательством полномочий, и будет противоречит ст. 12 Конституции РФ и ч. 1 ст. 9 ГК РФ, согласно которым, муниципальные образования по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, законом установлено право, а не обязанность органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
По смыслу вышеуказанных положений действующего в Российской Федерации законодательства обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению и принудить к его реализации невозможно.
Ввиду вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований прокурора, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления прокурора Еланского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность недвижимое имущество, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Еланский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: <данные изъяты>