КОПИЯ
Дело №2-435/2020
УИД: 92RS0003-01-2019-004107-14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 05 июня 2020 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., представитель ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя – ФИО1, представителя третьего лица Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 <данные изъяты> к Правительству Севастополя, Законодательному собранию города Севастополя, Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Фонд «Национальное Культурное наследие», Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о возложении обязанности вынести решение о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 <данные изъяты> обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, просит вынести их решение о сносе самовольно возведённого сооружения по адресу: <адрес>.
Исковые требования обоснованы тем, что Апелляционная коллегия по административным судам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признала законность решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № года факт того, что разрешение на строительство капитального объекта, расположенного по указанному адресу не выдавалось. Истец полагает, что не имеется решения о разрешении на строительство на спорном земельном участке, публичных слушаний не было, а также не имеется документов, предшествующих выдаче разрешения на строительство и проведений публичных слушаний. ДД.ММ.ГГГГ Севгосстройнадзором рассмотрены материалы проверки прокуратуры Ленинского района г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта капитального строительства, расположенного по указанному адресу, в результате в отношении юридических лиц: Фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» и ООО «Стройгазмонтаж» вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Истец полагает, что самовольная постройка по указанному адресу является прямой угрозой жизни и здоровью граждан. Производство работ на данном объекте строительства осуществлялось с нарушениями градостроительного законодательства, в отсутствии надлежаще разработанной и утверждённой организационно - технологической документации. ДД.ММ.ГГГГ Севастопольская Городская Дума постановила решение никогда не застраивать оборонительную линию укреплений времён Крымской войны 1853-1856 годов. Принято решение, запрещающее любое строительство на месте российских укреплений 1854-1855 годов (Циркуляр Минфина № 123 от 10.12.1875). Нормативный правовой акт от 1875 года Севастопольской Городской Думы никто не отменял. Истец полагает, что на территории объекта культурного наследия «Форт Меншиков» запрещено любое капитальное строительство.
Представитель ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя и представитель третьего лица Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя в судебном заседании иск не признали в полном объеме, просили в иске отказать.
Истец в судебное заседание не явился, остальные участники дела в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в границах территории земельных участков, предоставленных под реализацию проекта «Музейный и театрально-образовательный комплексы, в г. Севастополе», расположен объект культурного наследия: «Форт Меньшиков» с системой внутрикомплексных объектов» (приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополе (Севнаследие) от ДД.ММ.ГГГГ№ включён в перечень выявленных объектов культурного наследия), что подтверждается ответом на обращение Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из материалов дела (письмо Севгосстройнадзора от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в Прокуратуру Ленинского района города Севастополя) следует, что между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (арендодатель) и Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального назначения Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ№. Предмет договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: «земли населенных пунктов». Разрешенное использование: «культурное развитие (код 3.6), образование и просвещение (код 3.5), жилая застройка (код 2.0)». Согласно выписки из ЕГРЮЛ у Фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» (далее – Фонд) имеется филиал – «Дирекция строительства» (г. Севастополь). Между Дирекцией строительства (г. Севастополь) и ООО «Стройгазмонтаж» заключен договор на выполнение проектных и изыскательских работ, строительство объекта капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Севгосстройнадзором осуществлен визуальный осмотр объекта, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что на земельном участке по указанному адресу, выполняются строительные работы по устройству котлована под многоквартирный дом.
Вызванные в судебное заседание свидетели ФИО7 и ФИО8 также пояснили суду, что на спорном земельном участке идет строительство сооружения.
ДД.ММ.ГГГГ Севгосстройнадзором рассмотрены материалы проверки прокуратуры Ленинского района г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта капитального строительства, расположенного по указанному адресу, в результате в отношении юридических лиц: Фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» и ООО «Стройгазмонтаж» вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Приказом Севнаследия № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Форт Меньшиков» с системой внутрикомплексных объектов», расположенного в <адрес>, <адрес>.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (пункт 3.1 статьи 222 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
На основании части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1300-ПП, пункту 1.1. Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Департамент обладает полномочиями в установленной сфере деятельности, так на основании п.3.18 Положения Департамент выдает разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию, осуществляет продление срока действия разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, внесение изменений в выданные ранее разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также принимает решения об отказе в выдаче указанных документов.
Мероприятия по оказанию государственной услуги выдача разрешения на строительство урегулированы Административным регламентом, утвержденным приказом Департамента от 28.09.2018 №128.
В соответствии с Постановлением Правительства города Севастополя от 09 октября 2014 года № 385 «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя», пункта 3.1 - «незаконно (самовольно) размещённые объекты капитального строительства (жилой дом, строение, сооружение)» - объекты капитального строительства, размещённые на землях города Севастополя, а также участках правообладателей, если при возведении есть хотя бы одно из трёх возможных видов нарушений: земельный участок, на котором возведена постройка, не отведён для её строительства в установленном законодательством порядке; отсутствует необходимая разрешительная документация; самовольное строение создано с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
С учетом статьи 222 ГК РФ принятие решения о сносе самовольной постройки является правом органа местного самоуправления, а основания для возложения на ответчиков обязанности по принятию соответствующего решения законом не установлены.
Таким образом, Правительство Севастополя, Законодательное собрание г. Севастополя, начальник Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя ФИО4 являются ненадлежащими ответчиками по настоящему спору.
Из материалов дела следует, что органами строительного надзора (Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя) не направлялось уведомление о выявлении самовольной постройки. Кроме того, отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 4 статьи 222 ГК РФ для принятия решения о сносе самовольной постройки.
Также из материалов дела следует, что Фонд «Национальное культурное наследие» осуществляет строительство объекта «Многоквартирные жилые дома (1 этап) - 238 квартир» на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы с оформлением необходимых документов и разрешений.
В соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Закона 73-ФЗ работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно положениям статьи 30 Закона 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются, в том числе документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
Из материалов дела следует, что до начала освоения земельного участка <адрес> охраны объектов культурного наследия города Севастополя (далее – Управление) была направлена копия открытого листа от ДД.ММ.ГГГГ№ на право проведения археологических полевых работ на указанном земельном участке, выданного Министерством культуры Российской Федерации на имя ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило заявление о выявлении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от заявителя - держателя открытого листа от ДД.ММ.ГГГГФИО9
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Форт Меншиков» с системой внутрикомплексных объектов», расположенного: <адрес> в перечень выявленных объектов культурного наследия».
В январе 2019 года проведена Государственная историко-культурная экспертиза Раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при производстве демонтажа объектов капитального строительства в связи с реализацией проекта «Музейный и театрально-образовательный комплексы в г. Севастополе. 3 этап. Подготовка территории строительства. Реконструкция существующих инженерных сетей. Участок 91:03:001001:1334».
В марте 2019 года проведена Государственная историко-культурная экспертиза Раздела документации по обеспечению сохранности объектов культурного наследия на земельном участке, выделяемом для проведения работ по титулу «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, расположенных в зоне реализации проекта: «Музейный и театрально-образовательный комплексы в г. Севастополе» в составе участка проектирования: «Театрально-образовательный комплекс. Жилые помещения (апартаменты для артистов и специалистов 400 шт.; апартаменты для преподавателей 300 шт.; прочие)».
В мае 2019 года проведена Государственная историко-культурная экспертиза документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения <адрес> при проведении земляных и строительных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
В ноябре 2019 года проведена Государственная историко-культурная экспертиза документации, обосновывающей мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия <адрес> в связи с реализацией проекта «Многоквартирные жилые дома (1 этап)» - 238 квартир.
Акты государственной историко-культурной экспертизы опубликованы на официальном Интернет-сайте Правительства Севастополя www.sevastopol.gov.ru и прошли общественное обсуждение в установленном законом порядке.
Во время общественного обсуждения предложения или замечания в отношении размещенных заключений экспертизы в Управление не поступали.
ООО «Таврическое археологическое общество» в марте-мае 2019 года на основании Открытых листов №, выданных Министерством культуры Российской Федерации, провело археологические раскопки и наблюдения на объекте «Форт Меншиков» с системой внутрикомплексных объектов».
В результате полевых работ было проведено археологическое наблюдение за ходом земляных работ Заказчика на площади <данные изъяты> в процессе наблюдения были выявлены сохранившиеся (непотревоженные) культурные напластования и строительные остатки, непосредственно связанные с культурным слоем от античного времени до начала XX в.
Территория сохранившегося культурного слоя, общей площадью - <данные изъяты> была изучена методом полноценных археологических раскопок.
Все поступившие Акты государственной историко-культурной экспертизы Управлением были согласованы в соответствии с положениями пункта 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569.
На основании изложенного доводы истца о нарушении действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия при проведении хозяйственных, земляных, строительных и иных работ в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 22 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Судом отклоняются доводы истца о том, что разрешение на строительство капитального объекта, расположенного по указанному адресу не выдавалось, поскольку они опровергаются материалами дела. Сторонами по делу не оспаривался факт того, что ДД.ММ.ГГГГ Севгосстройнадзором рассмотрены материалы проверки прокуратуры Ленинского района г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта капитального строительства, расположенного по указанному адресу, в результате в отношении юридических лиц: Фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» и ООО «Стройгазмонтаж» вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Однако в настоящий момент капитальное строительство осуществляется с учетом получения застройщиком такого разрешения.
По смыслу статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 340-ФЗ, самовольная постройка может быть выявлена, помимо иного, по результатам муниципального земельного контроля или муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в том числе основания и порядок проведения плановых и внеплановых проверок (статьи 9 и 10 названного закона).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При разрешении настоящего дела истцом не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчиков оснований для проведения проверки для установления наличия самовольной постройки по адресу: <адрес>.
Истцом заявлено требование об обязании вынести решение о сносе самовольно возведённого сооружения, однако ответчики таковыми не являются. Истцом не приведено доказательств нарушения его прав как основания для обращения в суд с иском, что указанное строение является самовольной постройкой, что постройка является прямой угрозой жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах заявленные требования ФИО3 <данные изъяты> удовлетворены быть не могут.
Руководствуясь ст.ст.194, 196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО3 <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09 июня 2020 года.
Судья – подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного суда
<адрес> А.А. Байметов