ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3202/2016 от 21.12.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-3202/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2016г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

при секретаре Видяковой Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Еврейской автономной области в лице Правительства Еврейской автономной области, управлению архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения, -

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО обратилась в суд с иском к управлению архитектуры и строительства ЕАО, РФ в лице Минфина РФ о взыскании денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения. Свои требования мотивировала тем, что постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 в перечень домовладений, подтопленных на территории ЕАО в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году включены многоквартирные дома в <...> (кв. 2,4), <...>. Согласно заключению межведомственной комиссии вышеуказанные жилые помещения подлежат капитальному ремонту. Для ликвидации последствий крупномасштабного наводнения 2013 года и предоставления гражданам, пострадавшим от наводнения, мер государственной поддержки, в рамках полномочий, переданных администрации Ленинского муниципального района 26.03.2014, заключены два муниципальных контракта по проведению восстановительных работ в жилых помещениях: в <...> цена контракта 3 472 260 руб., <...> цена контракта 3 709 750 руб. Администрацией неоднократно в управление архитектуры и строительства правительства ЕАО направлялись заявки о выделении денежных средств. Однако денежные средства до настоящего времени не выделены.

Просила суд: 1) взыскать с РФ в лице Министерства финансов РФ за счет федерального бюджета часть денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года путем перечисления денежных средств на счет администрации Ленинского муниципального района ЕАО для оплаты части задолженности по муниципальным контрактам № 55, 56 в размере 4 910 000 руб., 2)взыскать с правительства ЕАО за счет средств областного бюджета часть денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года путем перечисления денежных средств на счет администрации Ленинского муниципального района ЕАО для оплаты части задолженности по муниципальным контрактам № 55, 56 в размере 2 272 010 руб.

Определениями суда процессуальный статус третьего лица администрации Ленинского муниципального района ЕАО изменен на соистца. Произведена замена ненадлежащего ответчика Правительство ЕАО на надлежащего ЕАО в лице Правительства ЕАО. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Минстрой России, ООО «ОГС –Строй», ООО «МегаСтрой 8».

В судебном заседании представитель истцов ФИО3 доводы иска поддержала, требования уточнила. Просила суд: 1) Взыскать с Российской Федерации за счет федерального бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года для оплаты задолженности по муниципальным контрактам №№ 55, 56 в размере 4910000 руб.; 2) Взыскать с Еврейской автономной области за счет средств областного бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года для оплаты части задолженности по муниципальным контрактам №№ 55, 56 в сумме 2 113 182 руб.

Суду пояснила, что 24.03.2014 Дежневское сельское поселение Ленинского муниципального района ЕАО передало администрации Ленинского муниципального района свои полномочия по осуществлению капитального ремонта жилых помещений пострадавших в результате крупномасштабного наводнения летом 2013 года, находящихся в муниципальной собственности. Во исполнение указанных полномочий администрацией заключены два муниципальных контракта, работы по которым выполнены в полном объеме. Однако администрация муниципального района до настоящего времени не рассчиталась с подрядчиками по причине не поступления межбюджетных трансфертов на указанные цели. Администрацией неоднократно направлялись заявки с приложением всех необходимых документов в уполномоченный орган – управление архитектуры и строительства правительства области, однако ответы на заявки не поступили, денежные средства не выделены. Решениями арбитражного суда ЕАО подрядчики взыскали задолженность с администрации. В настоящее время все финансовые счета администрации арестованы. Порядок предоставления денежных средств муниципальным образованиям на капитальный ремонт определен постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 540-пп. Установленный порядок не предусматривает сроков, в течении которых должны быть предоставлены документы обосновывающие стоимость капитального ремонта. В соответствии с указанным порядком администрация направляла в управление архитектуры и строительства правительства все необходимые документы. В настоящее время переписка администрации Дежневского сельского поселения и управления архитектуры не сохранилась, так как в поселении сменилось два руководителя.

Представитель ответчиков Правительства ЕАО, управления архитектуры и строительства ЕАО ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что работы по муниципальным контрактам выполнены в полном объеме. Спорные жилые помещения включены в Соглашение заключенное правительством ЕАО и Минстроем России, деньги на эти цели в бюджет поступили. Но выдавать их можно только по судебным решениям, вынесенным с 30.09.2014 по 15.06.2015, в противном случае будет нецелевое использование бюджетных средств.

В указанном соглашении предусмотрены выплаты из расчета 5000 руб. за 1 кв.м. Однако отремонтировать жилье из расчета 5000 руб. за 1 кв.м. не всегда было возможно. Поэтому денежные средства на капитальный ремонт свыше 5 000 руб. за 1 кв.м. обязалась выплачивать ЕАО, при наличии сметных обоснований. В соглашении между Дежневским сельским поселением и администрацией Ленинского муниципального района менялись суммы расходов, так как по истечении года с момента наводнения выявлялись пострадавшие дома. Всех последствий сразу не было видно, например фундамент повело и т.д.. Управление архитектуры и строительства ЕАО контролировало проведение ремонтных работ. Ответчику поступали формы КС-2 об объеме выполненных работ и КС – 3 стоимость выполненных работ, которая может поменяется в зависимости от ряда показателей, поэтому стороны и составляют эти документы наряду с актом приемки выполненных работ. Однако истец отказался от денежных средств предоставляемых ЕАО из расчета свыше 5 000 руб. за 1 кв.м. направил соответствующее письмо ответчику. В связи с этим денежные средства в сумме 2 113 182 руб. не были предоставлены истцу. В настоящее время этих денег нет, они были перераспределены на другие бюджетные цели.

Представитель ответчика Минфина России ФИО5, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что Российская Федерация свои обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов на строительство или приобретение жилья взамен утраченного, находящегося в муниципальной собственности в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году выполнила в полном объеме. Денежные средства в сумме 4910000руб. поступили в бюджет ЕАО, их распорядителем является управление архитектуры. Не все спорные квартиры указаны в перечне подтопленных домовладений утвержденном постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп, следовательно им ремонт не требовался.

В судебное заседание представители третьих лиц Минстроя Росси, ООО «ОГС –Строй», ООО «МегаСтрой 8» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит удовлетворению в отношении ответчиков РФ и ЕАО, в отношении управления архитектуры и строительства Правительства ЕАО иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» по которому Правительству РФ поручено предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.

Согласно пункту 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.

В соответствии с п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашеним о предоставлении трансфертов.

В соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

Из материалов дела установлено, что на территории Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО в результате крупномасштабного наводнения пострадали многоквартирные дома в <...> № 12,14,16,18. Согласно заключеним межведомственной комиссии квартиры расположенные на 1-х этажах указанных жилых домов подлежат капитальному ремонту.

26.03.2016 Дежневское сельское поселение передало администрации Ленинского муниципального района свои полномочия по осуществлению капитального ремонта жилых помещений находящихся в муниципальной собственности. Во исполнение указанных полномочий 23.10.2014 администрация заключила муниципальные контракты с ООО «ОГС – Строй», ООО «МегаСтрой 8». Работы по контрактам выполнены в полном объеме, общая площадь отремонтированных жилых помещений - 982 кв.м., стоимость работ 7 023 182руб. Решениями арбитражного суда ЕАО от 20.01.2016, от 06.07.2016 подрядчики взыскали с администрации Ленинского муниципального района стоимость выполненных работ и неустойку.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г.» приняты Правила, которые устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года.

17.12.2015 между Минстроем России и правительством ЕАО заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ по реализации мер государственной поддержки. По соглашению Минстрой России предоставляет денежные средства (трансферт) на исполнение судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года.

Денежные средства по указанному соглашению из федерального бюджета в бюджет Еврейской автономной области поступили, в том числе на капитальный ремонт спорных жилых помещений (раздел II приложения 2) в сумме 4 910 000 руб. из расчета 5 000 руб. за 1 кв.м. (982 кв.м. х 5000 руб. = 4 910 000).

Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 540-пп утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

В соответствии с которым для определения размера средств, необходимых для предоставления иных межбюджетных трансфертов, органы местного самоуправления области представляют в управление архитектуры и строительства правительства области следующие документы: заявку на предоставление иных межбюджетных трансфертов; акт обследования жилых помещений и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания; информацию о нахождении поврежденного жилого помещения в реестре муниципальной собственности; сметные расчеты в случае необходимости увеличения стоимости капитального ремонта 1 кв. метра жилья (п. 6).

При наличии сметных расчетов, обосновывающих необходимость увеличения стоимости капитального ремонта 1 кв. метра жилья, иные межбюджетные трансферты предоставляются сверх размеров, установленных в подпункте "б" пункта 7 настоящего порядка (5 000 руб. за 1 кв.м.), на проведение капитального ремонта муниципальных и бесхозяйных жилых помещений муниципальному образованию области, на территории которого находятся такие жилые помещения (п.8).

Из материалов дела установлено, что администрацией Ленинского сельского поселения в 2015г. необходимые документы предоставлены в управление архитектуры и строительства. Ответчик включил спорные жилые помещения в раздел II приложения 2 соглашения заключенного с Минстроем России 17.12.2015.

Суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика Минфина России о том, что не все спорные квартиры указаны в перечне подтопленных домовладений утвержденном постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп, следовательно, им ремонт не требовался.

В перечне подтопленных домовладений утвержденном постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп не указаны кв. 3, 9, 10 -12 дома №12 по ул.Пограничной в с.Дежнево. Однако необходимость капитального ремонта указанных помещений подтверждается актами обследования и заключениями межведомственной комиссии, которые в соответствии с Порядком предоставления иных межбюджетных трансфертов прилагались к заявке поданной в управление архитектуры и строительства ЕАО. Именно акты обследования и заключения межведомственной комиссии являются основанием для предоставления межбюджетных трансфертов

В судебном заседании представитель ответчиков Правительства ЕАО, управления архитектуры и строительства ЕАО ФИО4 пояснил, что по истечении года с момента наводнения выявлялись пострадавшие дома, всех последствий сразу не было видно.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования в части взыскания 4 910 000 руб. с Российской Федерации за счет федерального бюджета. Порядок предоставления государственной поддержки администрацией муниципального образования соблюден. Спорные жилые помещения включены в Соглашение заключенное Минстроем России и правительством ЕАО. Денежные средства по соглашению в бюджет ЕАО поступили. Однако денежные средства (трансферты) не могут быть выплачены, так как их целевым назначением является исполнение судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года (п.1,2 Соглашения от 17.12.2015). Поскольку финансирование мероприятий по реализации мер государственной поддержки осуществляется за счет средств федерального бюджета, ЕАО не может нести ответственность за неисполнение РФ в лице Министерства финансов РФ своих обязательств.

Рассматривая требование о взыскании с ЕАО денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.8 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений при наличии сметных расчетов, обосновывающих необходимость увеличения стоимости капитального ремонта 1 кв. метра жилья, иные межбюджетные трансферты предоставляются сверх размеров, установленных в подпункте "б" пункта 7 настоящего порядка (5 000 руб. за 1 кв.м.), на проведение капитального ремонта муниципальных и бесхозяйных жилых помещений муниципальному образованию области, на территории которого находятся такие жилые помещения.

Из материалов дела следует, что полный пакет документов необходимый для предоставления трансферотов истцами был предоставлен в управление архитектуры и строительства ЕАО в мае-июне 2015г. по документам проводилась проверка. В том числе предоставлялись формы КС-2 и локальные сметные расчеты.

В судебном заседании представитель ответчиков Правительства ЕАО, управления архитектуры и строительства ЕАО ФИО4 пояснил, что управление архитектуры и строительства ЕАО контролировало проведение ремонтных работ. Ответчику поступали формы КС-2 об объеме выполненных работ и КС – 3 стоимость выполненных работ. Однако истец отказался от денежных средств предоставляемых ЕАО свыше 5 000 руб. за 1 кв.м. направил соответствующее письмо ответчику.

Из переписки сторон следует, что 16.12.2014 управление архитектуры и строительства ЕАО просило администрацию Ленинского муниципального района в срок до 12.00 час. 17.12.2014 подтвердить потребность в бюджетных ассигнованиях предусмотренных на капитальный ремонт помещений пострадавших от наводнения, в том числе на Дежневское сельское поселение в размере 2 250 000 руб. 17.12.2014 заместитель главы администрации Ленинского муниципального района ФИО1 сообщил ответчику, что бюджетные ассигнования не требуются, так как ни одна подрядная организация не предоставила необходимые документы для подтверждения расходов свыше 5 000 руб. за 1 кв.м.

Однако согласно материалам дела сводный сметный расчет по ремонту спорных жилых помещений подписан первым заместителем главы администрации Ленинского муниципального района ФИО2 22.10.2014 на сумму свыше 5 000 руб. за 1 кв.м. Форма КС -3 о стоимости выполненных работ и затрат подписана этим же должностным лицом с представителем ООО «ОГС Строй» 30.10.2014. Следовательно в администрации были необходимые документы.

Впоследствии весной 2015г. были составлены и направлены в адрес управления архитектуры и строительства формы КС -2, КС-3 об объемах и стоимости выполненных работ с ООО «Мегастрой-8» и ООО «ОГС Строй», локальные сметные расчеты и ведомости объемов работ. Управлением архитектуры и строительства ЕАО проводилась проверка этих документов. В результате спорные жилые помещения включены в раздел II приложения 2 Соглашения заключенного с Минстроем России 17.12.2015.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что с ЕАО необходимо взыскать 2 113 182 руб. сумму расходов свыше 5 000 руб. за 1 кв.м. (7 023 182руб. - 4 910 000 руб.). Указанная выплата предусмотрена п.8 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений. Указанный порядок не предусматривает сроков предоставления в управление архитектуры и строительства сметных расчетов, обосновывающих необходимость увеличения стоимости капитального ремонта.

Исполнение обязательств установленных пунктом 8 Порядка не может ставиться в зависимость от действий должностных лиц администрации Ленинского муниципального района. При этом суд учитывает, что ответчик в своем запросе от 16.12.2014 резко ограничил сроки предоставления обосновывающих документов до 12.00 час. 17.12.2014. Основные финансовые документы по капитальному ремонту спорных жилых помещений обосновывающие затраты свыше 5 000 руб. за 1 кв.м. составлены 23.10.2014 сводный сметный расчет и муниципальные контракты № 55, № 56. Решениями арбитражного суда ЕАО подрядчики взыскали с администрации Ленинского муниципального района стоимость выполненных работ. В связи с этим операции по расходованию средств на лицевых счетах администрации Ленинского муниципального района приостановлены.

Довод представителя ответчиков ФИО4 о том, что в областном бюджете отсутствуют спорные денежные средства, так как они перераспределены на другие бюджетные цели, суд не может принять.

Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений не предусматривает сроков предоставления в управление архитектуры и строительства сметных расчетов, обосновывающих необходимость увеличения стоимости капитального ремонта. На основании сметных расчетов жилые помещения включались в программу ЕАО «Жилище» на 2015 – 2018 годы. Таким образом, обоснованные сметные расчеты являются первичными документами для предоставления межбюджетных трансфертов и не могут ставиться в зависимость от прекращения Правительством ЕАО программы «Жилище» на 2015 – 2018 годы..

Суд считает, что в удовлетворении исковых требований к управлению архитектуры и строительства ЕАО следует отказать, так как в соответствии с п. 9 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО распределение трансфертов утверждается распоряжением правительства ЕАО.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Еврейской автономной области в лице Правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения, удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации за счет федерального бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в сумме 4 910 000 руб.

Взыскать с Еврейской автономной области за счет средств областного бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в сумме 2 113 182 руб.

В удовлетворении исковых требований администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к управлению архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.

Судья О.Н. Лаврущева