ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3209/2021 от 23.06.2021 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

гражданскоедело№2-3209/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Калининград 23 июня 2021года

Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Лахонина А.П.,

при секретаре Ионове В.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика УФСИН России по Калининградской области, третьего лица ФСИН России – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3209/2021 по исковому заявлению Л.Н.С. к УФСИН России по Калининградской области о взыскании расходов на перевозку личного имущества,

установил:

Л.Н.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к УФСИН России по Калининградской области о взыскании расходов на перевозку личного имущества, в связи с переводом к новому месту службы в размере 116695 рублей 33 копеек, указав в обоснование иска, что приказом начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю №221-лс от 19.10.2020 была откомандирована в распоряжение УФСИН России по Калининградской области; в связи с переездом к новому месту службы она осуществила перевозку личного имущества по маршруту Красноярск – Калининград, для чего воспользовалась услугами ООО «ПЭК» и ООО «СВ Логистик-Партнер». Однако в возмещении расходов на перевозку личного имущества УФСИН России по Калининградской области было отказано.

В судебном заседании истец Л.Н.С. исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что договоры на перевозку были заключены раньше издания приказа о переводе, поскольку на тот момент вопрос перевода уже был предварительно согласован; решение о перевозке имущества автомобильным транспортом принято, поскольку стоимость перевозки 20-тонного контейнера железнодорожным транспортом была значительно выше.

Представитель ответчика УФСИН России по Калининградской области, третьего лица ФСИН России – ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представив письменные возражения, в которых указал, что между Красноярском и Калининградом существует железнодорожное сообщение, соответственно, в силу п.п. «а» п. 1 Правил возмещения расходов, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 №63, расходы на перевозку личного имущества иным видом транспорта, кроме железнодорожного, не подлежат. Кроме того, договоры на перевозку личных вещей были заключены истцом в июле 2020 года, тогда как согласование перевода в г. Калининград производилось в период с 9 сентября 2020 года по 19 октября 2020 года.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Резолюцией начальника УФСИН России по Калининградской области без указания даты согласован рапорт старшего инженера КЭОФКЦ ЖКУ ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 от 9 сентября 2020 года о переводе в УФСИН России по Калининградской области.

Приказом врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю от 19 октября 2020 года №221-лс ФИО1 переведена для дальнейшего прохождения службы в распоряжение УФСИН России по Калининградской области с 20 октября 2020 года.

Приказом начальника УФСИН России по Калининградской области от 28 октября 2020 года №326-лс ФИО1 зачислена в распоряжение УФСИН России по Калининградской области с 20 октября 2020 года, в связи с переводом на иную должность в уголовно-исполнительной системе.

21 июля 2020 года ФИО1 заключён договор с ООО «СВ Логистик-Партнёр» на перевозку автомобиля < ИЗЪЯТО > автовозом по маршруту Красноярск – Калининград. Цена договора составила 60000 рублей, на основании чего истцу выставлен счёт №74 от 24 августа 2020 года на указанную сумму.

Согласно счёту-фактуре от < Дата > автомобиль < ИЗЪЯТО > получен истцом в г. Калининграде.

Кроме того, 27 июля 2020 года Л.Н.С. с ООО «ПЭК» заключён договор транспортно-экспедиционного обслуживания №КДПК 487.

29.07.2020 истцом выдано поручение экспедитору

Из акта оказанных услуг от 28 сентября 2020 года усматривается, что по указанному договору фактически были оказаны транспортно-экспедиционные услуги по перевозке личных вещей (61 место) по маршруту Красноярск – Калининград на сумму 92381 рубль 33 копейки, из которых: защитная транспортировочная упаковка груза (нестандартная) 5676 рублей 40 копеек, транспортно-экспедиционные услуги Красноярск – Калининград 39884 рубля 43 копейки, транспортно-экспедиционные услуги (доставка по г. Калининград) 4817 рублей 50 копеек, вынужденное хранение груза на складе ООО «ПЭК» в г. Калининград 35786 рублей, транспортно-экспедиционные услуги (забор по г.Красноярск) 6217 рублей.

Получение истцом ФИО3 личных вещей в г. Калининграде подтверждается накладной от 28 сентября 2020 года по поручению экспедитора .

Л.Н.С. зарегистрирована по месту пребывания в г.Калининграде с 3 декабря 2020 года.

14 декабря 2020 года Л.Н.С. подан рапорт на имя начальника УФСИН России по Калининградской области о возмещении расходов на перевозку личного имущества, в связи с переводом к новому месту службы.

Ответом заместителя начальника УФСИН России по Калининградской области от 19 января 2021 года истцу в возмещении вышеуказанных расходов отказано, поскольку на момент подписания договора транспортно-экспедиционного обслуживания решение руководителя на перевод на новое место службы отсутствовало.

На основании статьи 3 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3)Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"), Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе;

4)нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5)нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6)нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний;

7)нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ сотрудник имеет право на условия, необходимые для исполнения служебных обязанностей и профессионального развития.

Исходя из положений статьи 169 ТК РФ, при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения).

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

На основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расходы на проезд сотрудников к избранному месту жительства и перевозку до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного при перевозке личного имущества) либо расходы на перевозку личного имущества в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой, но не выше стоимости перевозки в контейнере возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации сотрудникам, переезжающим на иное место жительства в связи с переводом на новое место службы в другой населенный пункт по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного ими руководителя, и членам их семей.

Порядок возмещения расходов на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (кроме такси), в том числе личным, транспортом к избранному месту жительства и перевозку до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а при отсутствии железнодорожного транспорта - другими видами транспорта (за исключением воздушного при перевозке личного имущества) либо расходов на перевозку личного имущества в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой, в размере, не превышающем стоимости перевозки в контейнере, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно - сотрудники, органы (учреждения)), переезжающим на иное место жительства в связи с переводом на новое место службы в другой населенный пункт по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя соответствующего федерального органа, установлен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 №63 (п.п. «а» п. 1).

В силу п. 2 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 №63, возмещение расходов сотрудникам, указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, осуществляется по последнему месту их службы.

Возражая против удовлетворения исковых требований представитель ответчика ссылался на то, что в силу прямого толкования пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ, п.п. «а» п. 1 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 №63, при наличии железнодорожного сообщения между Красноярском и Калининградом возмещению подлежат расходы по перевозке личного имущества только железнодорожным транспортом.

Однако с данными доводам согласиться нельзя по следующим основаниям.

На основании части 2 статьи 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов.

Таким образом, законодателем прямо закреплен принцип соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и государственной гражданской службы.

Постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 №514 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган.

В силу п.п. «в» п. 2 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 №514, при переводе гражданского служащего на федеральную государственную гражданскую службу в другой федеральный государственный орган, находящийся в другой местности на территории Российской Федерации по предварительной договоренности гражданского служащего с представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, представляющим федеральный государственный орган, в который переводится гражданский служащий, оформленной в виде акта этого федерального государственного органа, гражданскому служащему возмещаются расходы по провозу имущества (весом до 20 тонн) гражданского служащего и членов его семьи железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования, кроме такси, - в размере документально подтвержденных фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов (грузобагажа) железнодорожным транспортом.

Таким образом, компенсации государственным гражданским служащим подлежат расходы по провозу имущества (весом до 20 тонн) гражданского служащего и членов его семьи как железнодорожным, так и водным и автомобильным транспортом общего пользования, кроме такси, независимо от наличия либо отсутствия железнодорожного сообщения; при этом законодателем ограничен лишь размер компенсации - не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов (грузобагажа) железнодорожным транспортом.

Суд приходит к выводу, что целью компенсация транспортных расходов, понесенных при переезде к новому месту жительства в связи с переводом на новое место службы, является социальная гарантия безвозмездности перевозки личного имущества и недопустимость возложения транспортных расходов в связи с переводом решению руководителя территориального органа на самого сотрудника органов исполнительной системы.

При этом указание на необходимость перевозки железнодорожным транспортом при наличии железнодорожного сообщения, по смыслу приведённых положений закона направлено не на поддержку железнодорожного транспорта, а на установление предела допустимых затрат на перевозку имущества.

При таких обстоятельствах перевозка личного имущества сотрудника не железнодорожным, а иным видом транспорта (за исключением воздушного), сама по себе не является основанием к отказу в компенсации понесенных расходов.

Иное толкование вышеуказанных положений закона ставило бы в неравное положение сотрудников органов уголовно-исполнительной системы и государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, что в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ является недопустимым.

В соответствии с актом оказанных услуг от 28 сентября 2020 года стоимость транспортно-экспедиционных услуг по маршруту Красноярск – Калининград по перевозке личных вещей истца составила 39884 рубля 43 копейки (без учёта упаковки, вынужденного хранения, а также забор груза по г. Красноярску и его доставки по г. Калининграду).

Согласно справке Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» от 07 декабря 2020 года стоимость перевозки контейнера грузоподъёмностью 20 тонн по маршруту станция Базиха Красноярской железной дороги – станция Калининград-Сортировочный Калининградской железной дороги составляет 150195 рублей, что значительно, более чем в 3,5 раза, превышает фактически понесённые истцом расходы по перевозке личного имущества автомобильным транспортом.

При таких обстоятельствах взыскание с ответчика фактически понесенных истцом расходов на перевозку личного имущества соответствует принципу экономически обоснованного расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на соответствующие цели.

Вместе с тем, расходы на нестандартную упаковку груза, забор груза и его перемещение по г. Красноярску, доставке до квартиры в пределах г.Калининграда, а также вынужденному хранению возмещению не подлежат, поскольку данные услуги являются дополнительными, тогда как по смыслу ранее приведённых положений закона об ограничении стоимости перевозки тарифами железнодорожного транспорта, компенсации подлежат расходы по перевозке только между населёнными пунктами.

Вопреки доводам ответчика, связь расходов по перевозке личного имущества с переводом на новое место службы по договору №КДПК 487 от 27 июля 2020 года подтверждается накладной от 28 сентября 2020 года по поручению экспедитора №КДКК6КШ-61/2707 и актом оказанных услуг №КДП09280424 от 28 сентября 2020 года, согласно которым истцом были оплачены услуги вынужденного хранения и фактически личные вещи получены не сразу по их прибытии в г. Калининград, а только 28 сентября 2020 года, то есть после подачи 9 сентября 2020 года и согласования рапорта о переводе в УФСИН России по Калининградской области.

То обстоятельство, что приказ врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю о переводе ФИО1 в УФСИН России по Калининградской области был подписан только 19 октября 2020 года, то есть по истечении более одного месяца со дня написания и согласования соответствующего рапорта, факт связи понесенных расходов с переводом на новое место службы не опровергает.

Вместе с тем, доказательства связи понесённых расходов по транспортировке автовозом автомобиля супруга истца с переводом на новое место службы в Калининградскую область истцом не представлены, поскольку данный автомобиль зарегистрирован не на истца, а на её на супруга, был фактически перевезён и получен истцом 25 августа 2020 года, то есть до согласования рапорта о переводе в УФСИН России по Калининградской области.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению: с УФСИН России по Калининградской области в пользу истца надлежит взыскать только документально подтверждённые расходы на транспортно-экспедиционные услуги по маршруту Красноярск – Калининград по перевозке личного имущества в связи с переводом на новое место службы в размере 39884 рублей 43 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Л.Н.С. удовлетворить частично.

Взыскать с УФСИН России по Калининградской области в пользу Л.Н.С. (СНИЛС <***>) расходы по перевозке личного имущества в связи с переводом на новое место службы в другой населённый пункт в размере 39884 (тридцати девяти тысяч восьмисот восьмидесяти четырёх) рублей 43 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2021 года.

Председательствующий А.П. Лахонин