дело № 2-320/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2014 года п.г.т. Кукмор РТ
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тимофеева А.В.,
заместителя прокурора Кукморского района РТ Рахимзянова А.М.,
при секретаре Гимадиевой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кукморского района РТ в интересах муниципального образования «Кукморский муниципальный район Республики Татарстан» к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района РТ, Контрольно-счетной палате Кукморского муниципального района РТ о возложении обязанности провести финансово-экономическую экспертизу муниципальной программы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кукморского района РТ в интересах муниципального образования «Кукморский муниципальный район Республики Татарстан» обратился с заявлением к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района РТ, Контрольно-счетной палате Кукморского муниципального района РТ о возложении обязанности провести финансово-экономическую экспертизу муниципальной программы.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при осуществлении муниципального внешнего финансового контроля, в ходе которой установлено, что постановлением руководителя исполкома Кукморского муниципального района РТ от 21.11.2012 №134 утверждена целевая программа «Сельская молодежь Кукморского муниципального района РТ на 2013-2015гг.».
На реализацию муниципальной программы всего из местного бюджета предусмотрено финансовые средства на сумму 40 000 тысяч рублей.
В ходе проверки установлено, что Палатой финансово-экономическая экспертиза проекта вышеуказанной муниципальной программы не проводилась, причиной этому стало непредставление Кукморским районным Советом РТ проекта программы в Палату, не проведена финансово-экономическая экспертиза муниципальной программы и в ходе ее реализации.
Указанные действия, подпадающие под понятие «коррупция» могут быть совершены при реализации муниципальных программ, и одним из средств их предупреждения является своевременное проведение финансово-экономической экспертизы муниципальных программ, предусматривающих расходные обязательства муниципального образования.
Просил обязать Исполнительный комитет Кукморского муниципального района РТ представить в Контрольно-счетную палату Кукморского муниципального района РТ целевую программу «Сельская молодежь Кукморского муниципального района РТ на 2013-2015гг.», утвержденную постановлением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ от 1821.11.2012г. №134, для проведения финансово-экономической экспертизы, также обязать Контрольно-счетную палату Кукморского муниципального района РТ провести финансово-экономическую экспертизу целевой программы «Сельская молодежь Кукморского муниципального района РТ на 2013-2015гг.», утвержденную постановлением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ от 21.11.2012г. №134.
В судебном заседании заместитель прокурора Кукморского района РТ Рахимзянов А.М. отказался от требований к исполнительному комитету Кукморского муниципального района РТ, просил до 15.06.2014г. обязать Контрольно-счетную палату Кукморского муниципального района РТ провести финансово-экономическую экспертизу целевой программы «Сельская молодежь Кукморского муниципального района РТ на 2013-2015гг.», утвержденную постановлением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ от 21.11.2012г. №134.
Представитель исполкома Кукморского муниципального района РТ, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления в суд не явился, его представитель по доверенности Гафаров А.М. в отзыве возражений против удовлетворения заявления не имел, просил определить оптимальный срок до 15.06.2014г. для проведения финансово-экономической экспертизы.
Представитель Контрольно-счетной палаты Кукморского муниципального района РТ Камалова С.И. заявленные требования признала, возражений против удовлетворения заявления не имела.
Заслушав явившихся в суд участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.ч.1,2,4 ст.265 Бюджетного Кодекса РФ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного Кодекса РФ объектами муниципального финансового контроля также являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
Одним из полномочий органов внешнего муниципального финансового контроля по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета (ч. 1 ст. 268.1 БК РФ).
Согласно п.п. 7, 10 ч. 2 ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет в числе прочих следующие основные полномочия: финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
Аналогичные полномочия Контрольно-счётной палаты Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее - Палата) закреплены в п.п. 7, 10 ч. 1 ст. 8 Положения о Палате, утверждённого решением Кукморского районного Совета Республики Татарстан от 28.10.2011 № 83.
В ходе проверки установлено, что Палатой финансово-экономическая экспертиза проекта вышеуказанной муниципальной программы не проводилась. Причиной этому стало не предоставление Кукморским районным Советом Республики Татарстан проекта программы в Палату. Не проведена финансово-экономическая экспертиза муниципальной программы и в ходе её реализации.
Между тем, одними из задач такой экспертизы является оценка обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы, своевременное выявление и пресечение возможностей для неправомерного, в том числе в форме хищения, расходования бюджетных средств.
В настоящее время, когда уже муниципальная программа принята и реализуется, необходимость проведения финансово-экономической экспертизы не утратила свою актуальность и значимость для бюджета Кукморского муниципального района и в ходе исполнения предусмотренных муниципальной программой мероприятий.
Коррупцией в Российской Федерации признаны в числе прочих следующие действия: а) злоупотребление служебным положением либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» - противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в том числе на принципе приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Не исключено, что указанные действия, подпадающие под понятие «коррупция», могут быть совершены при реализации муниципальных программ. И одним из средств их предупреждения является своевременное проведение финансово-экономической экспертизы муниципальных программ, предусматривающих расходные обязательства муниципального образования.
При изложенных обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Кукморского района РТ в интересах муниципального образования «Кукморский муниципальный район Республики Татарстан» к Контрольно-счетной палате Кукморского муниципального района РТ о возложении обязанности провести финансово-экономическую экспертизу муниципальной программы, удовлетворить.
Обязать до 15 июня 2014года Контрольно-счетную палату Кукморского муниципального района РТ провести финансово-экономическую экспертизу целевой программы «Сельская молодежь Кукморского муниципального района РТ на 2013-2015гг.», утвержденную постановлением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ от 21.11.2012г. №134.
Дело в части требований об обязании Исполнительный комитет Кукморского муниципального района РТ представить в Контрольно-счетную палату Кукморского муниципального района РТ целевую программу «Сельская молодежь Кукморского муниципального района РТ на 2013-2015гг.», утвержденную постановлением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ от 1821.11.2012г. №134, для проведения финансово-экономической экспертизы, производством прекратить ввиду отказа от иска.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение одного месяца через Кукморский районный суд РТ.
Судья Тимофеев А.В.