Дело № 2-320/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Село Становое 31.05.2016 года
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
Судьи Л.П. Васиной,
секретаря Е.А. Родионовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Становлянского муниципального района Липецкой области о признании не законным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Становлянского муниципального района Липецкой области о признании не законным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания.
В заявлении указывает, что со ... работает в должности начальника отдела финансов администрации Становлянского муниципального района. Отдел финансов является не коммерческой организацией, которая входит в структуру администрации Становлянского муниципального района Липецкой области. Распоряжением администрации Становлянского муниципального района Липецкой области .......... от ... к ней применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Считает данный приказ не законным, так как никаких дисциплинарных проступков или ненадлежащего исполнения своих обязанностей она не допускала, замечаний по работе у нее не было. Дисциплинарное взыскание применено к ней за действие (бездействие), не входящее в перечень её должностных обязанностей. Кроме того, указала, что взыскание на неё наложено без соблюдения процедуры наложения дисциплинарного взыскания согласно ст. 193 ТК РФ.
С учетом изложенного, истица просит признать незаконным дисциплинарное взыскание, наложенное на неё распоряжением главы администрации Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации ..........-р от ... в виде замечания за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить, ссылалась на то, что никаких дисциплинарных проступков или ненадлежащего исполнения своих обязанностей она не допускала, проводилась ли служебная проверка по представлению прокуратуры ей не известно, объяснение она писала не по факту дисциплинарного проступка, а по представлению прокурора. Кроме того, пояснила, что в ее должностной инструкции нет контроля за закупками, лично она его не проводит, это- полномочия отдела. Контроль в сфере закупок не подразумевает контроль за своевременностью расчетов учреждений с поставщиками, отдел финансов не может принимать меры во избежание несвоевременности расчетов и не может заставить другие учреждения экономить, отдел финансов устанавливает согласно бюджетного законодательства правила исполнения бюджета и следит за выполнением этих правил бюджетными учреждениями. При наделении отдела финансов полномочиями контролирующего органа в сфере закупок, в целях исключения возможности возникновения конфликта интересов, коррупционного фактора по причине совмещения проверяемого и проверяющего объекта, необходима реорганизация отдела учредителем- администрацией района.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, ссылалась на то, что согласно распоряжения главы администрации Становлянского района от .............-р «О наделении полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок», отдел финансов наделен полномочиями органа финансового контроля в отношении закупок. Согласно ст.3.1 Положения об отделе финансов администрации Становлянского муниципального района, отдел финансов осуществляет полномочия органа финансового контроля в отношении закупок, а поэтому финансовый контроль в сфере закупок относится к должностным обязанностям ответчицы. Данное положение является действующим и заключений прокуратурой района на предмет коррупциогенных факторов по данному документу не выдавалось. О необходимости наделения финансового отдела администрации района функцией финансового контроля в сфере закупок свидетельствует письмо начальника Управления финансов Липецкой области .......... от .... ФИО1 в суде не отрицала факта бездействия в сфере контроля за закупками. Процедура наложения дисциплинарного взыскания на ФИО1 полностью соблюдена.
Кроме того, основаниями привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, указала представитель, явились положения ст.40 решения Совета депутатов Становлянского района от 25.12.2007 года №263 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе Становлянского муниципального района», согласно которым отдел финансов ведет реестр расходных обязательств района, ведет муниципальную долговую книгу района, осуществляет управление муниципальным долгом района, организует исполнение бюджета района, осуществляет иные бюджетные полномочия, однако, какие-либо документы, свидетельствующие о мерах принимаемых начальником отдела финансов во избежание несвоевременности расчетов по муниципальным контрактам отсутствуют.
Заслушав стороны, изучив представленные документы, суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 пункта 1 статьи 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание…
Пункт 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» указывает: неисполнение работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей.
В суде установлено, что истица ФИО1 работает начальником отдела финансов администрации Становлянского муниципального района Липецкой области со ....
Распоряжением администрации Становлянского муниципального района Липецкой области .......... от ... к ней применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Поводом для привлечения истицы к дисциплинарной ответственности явилось представление прокурора Становлянского района .......... от ... «Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как следует из текста представления прокурора, в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, касающейся своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам, было установлено, что отдел образования администрации района имеет задолженность по исполненным контрактам за воду, электроэнергию, газ, в связи с чем, прокурором обращено внимание главы района на возможные риски для бюджета района в виде уплаты неустоек. Прокурор просил провести служебную проверку, установить лиц, виновных в допущенных нарушениях Закона и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Представление было отписано главой района- ФИО3, ФИО2, ФИО1. На основании служебной записки управляющей делами администрации района ФИО4, ФИО1 было предложено дать объяснение по данному представлению. ... ФИО1 в своем объяснении указала, что должностная инструкция начальника отдела финансов не содержит должностных обязанностей, позволяющих производить контроль исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Установлено также, что согласно п.1.4. Раздела 1 Должностной инструкции начальника отдела финансов администрации Становлянского района, в своей работе начальник отдела финансов руководствуется, в том числе, распоряжениями администрации района (л.д.41).
Как видно из материалов дела, ... глава администрации Становлянского муниципального района издал распоряжение .........., в котором, ссылаясь на часть 8 статьи 99 ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», наделил отдел финансов администрации района полномочиями органа внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения нужд муниципальных заказчиков района, и обязал внести изменения в Положение об отделе, включив в него полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок (л.д.50). Наделить отдел финансов контрольной функцией в сфере закупок было рекомендовано и заместителем главы администрации Липецкой области, начальником Управления финансов ФИО5, в письме .......... от ... (л.д.242). В письме также содержалась ссылка на часть 8 ст.99 ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решением пятой сессии шестого созыва Совета депутатов Становлянского муниципального района .......... от ... было принято Положение об отделе финансов администрации района (л.д.74). Разделом 3 « Полномочия Отдела финансов» указанного Положения предусмотрено, что отдел финансов осуществляет полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения нужд муниципальных заказчиков района (л.д.75-82).
Согласно п.8 ст.99 ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:
(Пункт1 части8 статьи99 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2017г.);
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, положения вышеуказанного федерального закона, на который ссылался как глава администрации района при издании распоряжения .........., так и начальник Управления финансов ФИО5 в своем письме, содержат исчерпывающий перечень контрольных функций финансового органа в сфере закупок. Ни один из перечисленных выше пунктов не подразумевает контроль отдела финансов, в том числе и начальника отдела, за своевременностью расчета учреждений района с поставщиками, а поэтому суд в свете представления прокурора не усматривает дисциплинарного проступка в виде бездействия по контролю в сфере закупок со стороны начальника отдела финансов ФИО1.
Представитель ответчика в суде указывала, что ФИО1 наказали не только по представлению прокурора, ссылалась на то, что ФИО1 как начальник отдела не ведет контроль по всем упомянутым пунктам части 8 ст.99 названного федерального закона и не выполняет другие бюджетные полномочия, согласно Положения о бюджетном процессе Становлянского муниципального района. Однако, суду не представлено ни одного документа, подтверждающего проведение служебной проверки по указанным фактам бездействия ФИО1. Сторона ответчика не представила суду убедительных доказательств и доводов, что нарушила конкретно ФИО1 и в чем это заключается, что позволяет сделать вывод о том, что процедура наложения дисциплинарного взыскания не была соблюдена. Все представленные документы касаются только представления прокурора, и само распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания также содержит ссылку на представление прокурора. В этой связи, суд приходит к выводу, что ФИО1 наказали за нарушения, на которые указал в своем представлении прокурор района. Однако данные нарушения нельзя вменить в вину ФИО1, поскольку в ее должностные обязанности не входит контроль за своевременным расчетом учреждений с поставщиками.
При этом следует отметить, согласно письму министерства Финансов России от ............., в случае наделения финансового органа полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренными статьей 269.2 БК РФ, состав его структурных подразделений должен быть сформирован таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения, то есть структурные подразделения ( должностные лица), осуществляющие указанные полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должны обладать организационной и функциональной автономией по отношению к структурным подразделениям (должностным лицам), осуществляющим составление и организацию исполнения соответствующих бюджетов.
Выше изложенное свидетельствует, что совмещение функций контроля и исполнения одним органом местного самоуправления недопустимо, необходима реорганизация отдела финансов учредителем- администрацией района.
В судебном заседании стороной ответчика не оспаривалось, что в отделе финансов администрации Становлянского муниципального района реорганизация не проводилась и решение о ее проведении до настоящего времени не принято.
Из смысла ст.192 ТК РФ следует, что дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение работником своих должностных обязанностей. Неисполнение должностных обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника.
Таким образом, поставить в вину ФИО1 неисполнение функций контроля в сфере закупок, предусмотренных частью 8 статьи 99 ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ, по причинам от нее независящим, при изложенных выше обстоятельствах, у суда нет оснований.
Доводы представителя ответчика о том, что основаниями привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности явились положения ст.40 решения Совета депутатов Становлянского района от ............. «Об утверждении Положения о бюджетном процессе Становлянского муниципального района», согласно которым отдел финансов ведет реестр расходных обязательств района, ведет муниципальную долговую книгу района, осуществляет управление муниципальным долгом района, организует исполнение бюджета района, осуществляет иные бюджетные полномочия, тогда как ФИО1 никаких мер во избежание несвоевременности расчетов по муниципальным контрактам не принимала, суд также находит несостоятельными. Функции, которые исполняет отдел финансов согласно бюджетного законодательства, изложены в «Положении о бюджетном процессе Становлянского муниципального района». Функция обеспечения района денежными средствами в необходимом количестве для всех бюджетных обязательств учреждений района, которая возлагалась бы на отдел финансов, в данном Положении отсутствует. Какие меры должна была предпринять ФИО1, чтобы избежать несвоевременность расчетов по муниципальным контрактам, четких и конкретных аргументов сторона ответчика в судебном заседании не привела.
Других доводов относительно неисполнения ФИО1 своих должностных обязанностей, связанных с бюджетным законодательством, кроме как «непринятие мер по несвоевременности расчетов по муниципальным контрактам», стороной ответчика не представлено суду.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истица привлечена к дисциплинарной ответственности необоснованно и данное наказание подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на ФИО1 распоряжением главы администрации Становлянского муниципального района Липецкой области .......... от ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.П. Васина
Мотивированное решение изготовлено 07.06.2016 года
Судья Л.П. Васина