ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-320/20 от 17.08.2020 Починковского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-320/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» августа 2020 года г. Починок, Смоленская область

Починковский районный суд Смоленской области в составе

председательствующего судьи Примерова А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Починковского района Старовойтовой Н.Н.,

представителя Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области по доверенности П..,

при секретаре Чурилиной Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области о понуждении к совершению действий – поставить на кадастровый учет жилой многоквартирный дом № **, расположенный по адресу: ... и земельный участок, расположенный под многоквартирным домом № **, расположенный по адресу: ..., зарегистрировать право собственности на жилой многоквартирный дом № ** и земельный участок под указанным жилым многоквартирным домом, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Иск мотивирован тем, что в ходе проверки по коллективному обращению жильцов дома № ** по ..., было установлено, что согласно распоряжению Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области от ** ** **№ ** на основании акта приема-передачи жилого дома № **... от ** ** **, жилой шестиквартирный дом № **, расположенный ... принят на баланс Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области. В нарушение ч.ч. 3, 5, 6, 7 ст. 1, ч. 1 ст. 14, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, жилой дом и земельный участок под домом, расположенные по адресу: ..., не поставлены на государственный кадастровый учет, в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на данное недвижимое имущество не зарегистрировано, сведения о них в ЕГРН отсутствуют.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 16.09.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и в соответствии с уставом муниципального образования Прудковского сельского поселения наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных законом Смоленской области.

Таким образом, Администрация Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный жилой дом и земельный участок под ним. Отсутствие документа, подтверждающего оформление права муниципальной собственности на принадлежащие жилые помещения в многоквартирных домах в порядке, установленном действующим законодательством, может привести к неисполнению обязанностей собственника по содержанию данных помещений в надлежащем состоянии, а также неисполнение обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт.

Просит обязать Администрацию Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет жилой многоквартирный дом № ** и земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенные по адресу: ...; зарегистрировать право собственности на жилой многоквартирный дом № **, расположенный по адресу: ... и земельный участок, расположенный под жилым многоквартирным домом № ** по адресу: ...

В судебном заседании старший помощник прокурора Починковского района Старовойтова Н.Н. требования, изложенные в иске, поддержала полностью. Пояснила, что бездействие Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области, связанное с непостановкой на кадастровый учет земельного участка и многоквартирного жилого дома нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку это нарушает жилищные права жильцов многоквартирного дома, а также создает неопределенность в пользовании земельным участком под многоквартирным домом.

Представитель ответчика – Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области по доверенности П. в судебном заседании исковые требования признала, просила предоставить Администрации срок для исполнения решения суда 1 год.

В поступивших от ответчика письменных возражениях указано, что ** ** ** в адрес прокурора Починковского района направлен ответ за № ** на запрос информации от ** ** ** за № ** по вопросу постановки на кадастровый учет жилого дома № ** и земельного участка, расположенный .... В ответе указано, что в связи с карантинными мероприятиями, проводимыми в соответствии в Указом Губернатора Смоленской области от 18.03.2020 № 24 «О введении режима повышенной готовности» и в связи с распространением коронавирусной инфекции, работы по постановке на кадастровый учет вышеуказанного жилого дома приостановлены до окончания срока действия карантинных мероприятий, чем выражена готовность Администрации выполнить указанные работы.

В части неуплаты взносов на капитальный ремонт помещений дома № **... поясняет, что включение домов в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на 2014-2043 г.г. осуществляется независимо от наличия либо отсутствия зарегистрированных прав собственности. Таким образом, ** ** ** в адрес начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С. Администрацией было направлено письмо за № ** с просьбой о включении вышеназванного дома в данную региональную программу. По результатам обращения дом № ** включен в Региональную программу постановлением Администрации Смоленской области от ** ** **№ **.

В силу ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечению срока, установленного законом субъекта РФ, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было официально опубликована утвержденная Региональная программа капитального ремонта, в которую включен данный многоквартирный дом. В Смоленской области такой срок равен восьми месяцам (Закона Смоленской области № 114-з от 31.10.2013 «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области»). В этой связи ** ** ** в адрес Администрации из НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» поступило письмо за № **, с указанием на то, что обязанность по уплате взносов по дому № **... наступит с ** ** **.

Таким образом, у Администрации Прудковского сельского поселения неисполненных обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт данного дома нет. Все счета, связанные с уплатой указанных взносов в части муниципального жилищного фонда оплачиваются своевременно и в полном объеме. Считают также необходимым сообщить, что в связи со снятием на территории Смоленской области ряда ограничений, наложенных карантинными мероприятиями, Администрацией в ближайшее время будет заключен договор с ООО «ГЕО» на оказание услуг по межеванию земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

В силу положений части 3, 6, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 названного федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 и п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 16.09.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории муниципального образования Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области по адресу: ... расположен жилой многоквартирный дом, 1988 года постройки (л.д. 15).

В соответствии с приказом № ** от ** ** ** ИП К. главы К(Ф)Х К., в связи с ликвидацией сельхозпредприятия: жилой дом, расположенный по адресу: ..., снят с баланса ИП К. глава К(Ф)Х и передан безвозмездно на баланс Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области (л.д. 17).

Согласно акту приема-передачи от ** ** **, жилой 6-ти квартирный дом, расположенный по адресу: ... с баланса ИП К. передан на баланс Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области. На момент передачи дом технически исправен, населен жильцами. Кровля, электропроводка, газовое оборудование – технически исправны (л.д. 16).

Согласно копии технического паспорта на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ..., по состоянию на ** ** ** площадь земельного участка составляет ----- кв. м (л.д. 18-30).

Распоряжением главы муниципального образования Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области № ** от ** ** **, жилой 6-ти квартирный дом принят на баланс Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области (л.д. 14).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области по состоянию на ** ** **, с ** ** ** жилой дом № **, расположенный по адресу: ..., принадлежит на праве муниципальной собственности муниципальному образованию Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области. Правообладателем указанного муниципального недвижимого имущества является Администрация Прудковского сельского поселения (л.д. 31).

Согласно справки, выданной Администрацией Прудковского сельского поселения, все квартиры в жилом доме № **... являются муниципальными, в собственность гражданам не передавались.

Прокуратурой Починковского района Смоленской области по коллективному обращению жильцов дома № **... по вопросу постановки на кадастровый учет жилого дома № ** и земельного участка под указанным жилым домом, была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Администрацией Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области допущены нарушения жилищного законодательства, а также законодательства, регламентирующего порядок учета имущества, находящегося в муниципальной собственности, выразившиеся в том, что жилой шестиквартирный дом № **... и земельный участок под данным многоквартирным домом не поставлены на государственный кадастровый учет, сведения в Едином государственном реестре недвижимости на данные объекты недвижимости отсутствуют.

** ** ** прокуратурой Починковского района Смоленской области по результатам проведенной проверки в адрес главы Администрации Прудковского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, а также законодательства, регламентирующего порядок учета имущества, находящегося в муниципальной собственности, и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона (л.д. 10-11).

Из ответов главы муниципального образования Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области от ** ** ** и от ** ** ** прокурору Починковского района Смоленской области по рассмотрению представления следует, что действительно многоквартирный жилой дом № **, расположенный ..., на сегодня на кадастровом учете не стоит, дом был принят на баланс Администрации от К(Ф)Х ----- по акту приема-передачи от ** ** **, и поставлен на баланс Администрации ** ** **. Восстановлением документации на указанный дом начали заниматься в 2019 году по мере поступления заявлений о передаче квартир в собственность, поскольку выяснилось, что дом отсутствует в базе данных кадастрового учета БТИ по причине отсутствия межевого плана на земельный участок, что и затрудняет процесс внесения его в кадастр. Учитывая, что для межевания земельных участков под многоквартирными жилыми домами, которых у Администрации имеется 26, включая вышеуказанный дом № **, Администрации необходимо привлечение внебюджетных денежных средств на сумму 1 300 000 рублей. В этой связи, ** ** ** за № ** подана заявка в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству о выделении денежных средств. ** ** ** Департаментом заявка была принята к рассмотрению и внесена в общий перечень заявок на 2019 г. Денежные средства в 2019 году не поступили. При поступлении денежных средств с учетом цен 2020 года Администрацией с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области будет заключен договор на межевание земельного участка и постановки данного объекта на кадастровый учет (л.д. 12).

В связи с реорганизацией путем объединения поселений ** ** **, в связи с изменением границ территорий, отсутствует объединенный генеральный план поселения. В настоящее время готовятся документы по заключению договоров с БТИ и ООО «ГЕО», для выполнения работ по межеванию земельного участка под домом и проведению кадастровых работ для его постановки на учет. Срок выполнения работ определен до ** ** ** (л.д. 13).

** ** ** прокурору Починковского района Смоленской области на запрос от ** ** **№ ** по вопросу постановки на кадастровый учет жилого дома № ** и земельного участка, расположенных ..., Администрацией Прудковского сельского поселения было направлено сообщение, из которого следует, что на основании Указа Губернатора Смоленской области от 18.03.2020 № 24 «О введении режима повышенной готовности» и в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, карантин на территории Починковского района продлен до 20.07.2020 и учитывая, что для межевания многоквартирных жилых домов, которых в Прудковском поселении 26, включая дом № **, Администрации на сегодня необходимо привлечение внебюджетных средств в сумме 1 300 000 рублей. В этой связи, ** ** ** за № ** была сделана заявка в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству о выделении денежных средств, в том числе и на межевание многоквартирных домов. ** ** ** Департаментом заявка была принята к рассмотрению и внесена в общий перечень заявок на 2019 год. Но денежные средства в 2019 году не поступили. ** ** ** Администрацией повторно была подана заявка в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству о выделении денежных средств, в том числе и на межевание многоквартирных домов. Ответ не поступил. По телефону было разъяснено, что данная программа закончила свое действие в 2019 г. Ввиду исключения после снятия ограничительных мер, Администрацией с одной из организаций будет заключен договор о межевании земельного участка под домом № **, а также по постановке дома на кадастровый учет (л.д. 9).

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, по состоянию на ** ** ** в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объектах недвижимости: земельном участке, расположенном по адресу: ... (л.д. 32); здании, расположенном по адресу ... (л.д. 33).

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Как отмечено в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Таким образом, судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что жилой многоквартирный дом № **... находится в муниципальной собственности муниципального образования Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области и стоит на балансе Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области. В указанном многоквартирном доме квартир, переданных в собственность гражданам, не имеется. Администрацией Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области не принято достаточных мер по формированию земельного участка, расположенного под жилым многоквартирным домом № **... и постановке его на кадастровый учет, как и не принято достаточных мер по постановке на государственный кадастровый учет жилого многоквартирного дома № **..., чем нарушены жилищные права нанимателей жилых помещений в указанном жилом многоквартирном доме № **.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению и возлагает на Администрацию Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области обязанность поставить на кадастровый учет жилой многоквартирный дом № ** и земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенные по адресу: ...; зарегистрировать право собственности на указанные объекты недвижимости.

Доводы ответчика на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на исполнение возлагаемого судом обязательства, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку правового значения для рассматриваемого спора не имеют и само по себе не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая положения части 2 статьи 206 ГПК РФ, а также принимая во внимание сроки проведения межевания земельного участка, сроки постановки земельного участка и жилого многоквартирного дома на государственный кадастровый учет и сроки подготовки градостроительного плана участка, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок с учетом характера и объема действий ответчика, необходимых для исполнения решения суда, по мнению суда, является разумным для реального исполнения ответчиком принятого судом решения и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области поставить на кадастровый учет жилой многоквартирный дом № 12 и земельный участок под многоквартирным жилым домом № **, расположенные по адресу: ...; зарегистрировать право собственности на жилой многоквартирный дом № **, расположенный по адресу: ... и земельный участок, расположенный под жилым многоквартирным домом № ** по адресу: ..., в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.В.Примеров

Мотивированное решение изготовлено 20.08.2020.