ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-320/20 от 24.07.2020 Саткинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-320/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2020 года г. Сатка

Саткинский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего Шовкун Н.А.,

при секретаре Шелонцевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Бакальского городского поселения Сатинского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по включению жилого дома в региональную адресную программу «Переселение в 2019-2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области» в части направления в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области адресного перечня аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с включением в список данного жилого в качестве аварийного и подлежащего сносу и представления документов, подтверждающих признание многоквартирного дома аварийным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области с учетом уточнений исковых требований о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности принять меры по включению жилого дома в региональную адресную программу «Переселение в 2019-2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области» в части направления в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области адресного перечня аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с включением в список данного жилого в качестве аварийного и подлежащего сносу и представления документов, подтверждающих признание многоквартирного дома аварийным.

В обоснование иска указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Бакальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносом. Однако, до настоящего времени никаких действий по исполнению данного постановления ответчиком не предпринято. Считают бездействие ответчика незаконными, поскольку орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него законом обязанность по переселении из аварийного дома в соответствии с утвержденной Правительством Челябинской области областной адресной программой «Переселение в 2019-2025 годах из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен.

Представители истца ФИО2, действующая по доверенности, и адвокат Чудинова А.Н. по ордеру в судебном заседании настаивали на удовлетворении уточненных исковых требованиях.

Представитель ответчика администрации Бакальского городского поселения ФИО3 возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что жилой дом включен в программу расселения и жильцы дома будут расселены в соответствии с программой расселения.

Третье лицо ФИО4, представитель третьего лица администрация Саткинского муниципального района, представитель третьего лица Управление земельными и имущественными отношениями администрации Саткинского муниципального района Челябинской области, представитель третьего лица Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Третье лицо Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представив в адрес суда отзыв, указывая на то, что в 2020-2022 года запланированы средства областного бюджета Саткинскому муниципальному району на расселение аварийных домов. Сведения о сроках и способах расселения органом местного самоуправления будет доведена до граждан дополнительно.

Заслушав пояснения представителей истца ФИО2, ФИО5, поддержавших доводы уточненного иска, пояснения представителя администрации Бакальского городского поселения ФИО3, возражавшей против удовлетворения иска, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

Вместе с тем, как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Федеральный закон от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Бездействие органа местного самоуправления по непринятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, установленных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для его обжалования.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 является собственником квартиры, общей площадью 50,9 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 56).

Постановлением администрации Бакальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 58).

19 августа 2019 года № 152 Постановлением администрации Бакальского городского поселения внесены изменения и дополнения в Постановление администрации Бакальского городского поселения «О признании жилых домов, расположенных на территории Бакальского городского поселения, аварийными и подлежащими сносу» от 09.10.2015 г. № 267» согласно которому Постановление дополнено в части установления срока отселения физических лиц из аварийного жилого фонда в срок до 31 декабря 2026 года.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Указом Президента РФ от 2018 года № 204 реализуется национальный проект «Жилье и городская среда» реализация проекта по переселению жилого фонда признанного аварийным до 01 января 2017 года запланировано на срок с января 2019 года по сентябрь 2025 года.

Поскольку <адрес> был признан аварийный до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке, то в рамках государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области подлежит расселению до сентября 2025 года.

Постановлением администрации Саткинского муниципального района от 29 апреля 2020 года № 249 утверждена муниципальная программа Саткинского муниципального района «Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан РФ в Саткинском муниципальном районе», где спорный жилой дом в рамках реализации выше указанной программы был включен в перечень домов подлежащих расселению в срок – 4 квартал 2021 года.

Руководствуясь положениями статей 2, 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, поскольку спорный жилой дом включен в действующую программу обеспечения благоустроенным жильем и в установленные сроки, определенные региональной программой.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 30 июля 2015 года № 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными», формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем ввода соответствующей информации в систему.

Согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 29.03.2019 года № 158-П «Об областной адресной программе «Переселение в 2019-2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области» (далее по тексту Постановление), Министерство Челябинской области исполняет функции организатора по реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в области жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства; выступает государственным заказчиком по выполнению мероприятий адресных инвестиционных программ в области жилищно-коммунального хозяйства.

Как следует из Постановления Правительства Челябинской области от 29.03.2019 г. № 158-П Минстрой по Челябинской области является главным распорядителем бюджетных средств и органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным и ответственным за реализацию Программы; формирование и реализация Программы осуществляются Министерством на основании представленных органами местного самоуправления документов, в число которых входит реестр аварийного жилищного фонда и приложенные к нему подтверждающие документы.

Согласно п. 10 Постановления основной задачей областной адресной программы является предоставление собственникам жилых помещений в аварийных МКД взамен изымаемого помещения другого жилого помещения или выкупа изымаемых жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 6 Муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Саткинском муниципальном районе на 2019-2021 годы» (л.д. 87-93) реализуемой задачей является переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.

Соответственно указанные программы реализуются одним и тем же способом предоставление жилого помещения взамен изымаемого.

Принимая во внимание, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом включен в муниципальную программу обеспечения доступным и комфортным жильем, по условиям которого истцу будет предоставлено жилье взамен ветхоаварийного, в данном конкретном случае права истца органом местного самоуправления не нарушены, так как направлены на реализацию права истца о предоставлении ему жилья в соответствии с его волеизъявлением, а не выкупа аварийного жилья.

Требования истца о возложении обязанности на ответчика подать сведения для включения в областную программу переселения являются незаконными, поскольку исходя из системного толкования ст. 32 ЖК РФ законодатель закрепляет за собственником жилого помещения право только на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, а вопрос об определении вида программы переселения является прерогативой Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области.

Принятие органом местного самоуправления решения о включении спорного дома в муниципальную адресную программу, разработка муниципальной адресной программы произведено в соответствии с критериями и порядком включения домов в план расселения согласно утвержденной программы в целях реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как следует из содержания статей 15, 16, 17, 18, 19, 20 данного Федерального закона выполнение органом местного самоуправления указанных мероприятий есть ни что иное, как основание для включения в муниципальную адресную программу в качестве ее участника, предоставления органам местного самоуправления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а не повод для установления дополнительных критериев, к чему сводятся доводы истца.

При таких обстоятельствах, доводы истца о незаконном бездействии ответчика, выраженного в непринятии мер по включению в региональную адресную программу «Переселение в 2019-2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области» и возложении обязанности направления в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области документов, подтверждающих признание спорного дома аварийным, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права. С учетом изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Бакальского городского поселения Сатинского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по включению жилого дома в региональную адресную программу «Переселение в 2019-2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области» в части направления в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области адресного перечня аварийных многоквратирных домов, признанных аварийными по состоянию на 01 января 2017 года, с включением в список данного жилого в качестве аварийного и подлежащего сносу и представления документов, подтверждающих признание многоквартирного дома аварийным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Саткинский городской суд <адрес>.

Председательствующий: Шовкун Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2020 года.