ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-320/2010 от 28.04.2010 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело <...>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Мариинск28 апреля 2010 года

Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Гильманова Т.А.

при секретаре Р.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Феде­рации, субъекта РФ, муници­пального образования к ООО <...> о понуждении к исполнению обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Феде­рации, субъекта РФ, муници­пального образования обратился в Мариинский городской суд с иском к ООО <...> о присуждении к исполнению обязанностей.

Требования мотивировал тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе прове­дения проверки ООО <...> выявлены нарушения требова­ний природоохранного законодательства, влекущие нарушение интересов Рос­сийской Федерации и прав неопределенного круга лиц.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п.2 ст.15 Конститу­ции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха со­гласно ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основывается на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколе­ний; обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и от­дыха человека; обязательности соблюдения требований законодательства Россий­ской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей сре­ды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воз­действия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юри­дических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы до­пустимых выбросов.

Выброс химических веществ в окружающую среду в пределах установлен­ных нормативов допустимых выбросов и лимитов на выбросы, согласно п.п. 1 и 4 статьи 23 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» допускается на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти, осущест­вляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Часть 1 статьи 11 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воз­духа» определяет, что в целях определения критериев безопасности и (или) без­вредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объек­ты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются ги­гиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и пре­дельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Согласно п.п. 1, 2, 3, 7 ст.12 Закона в целях государственного регулирова­ния выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанав­ливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбро­сов; предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган ис­полнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполно­моченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполни­тельной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источ­ников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными орга­нами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на ат­мосферный воздух, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном «Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух, вредных физических воздействий на него» (утв. Постановлени­ем Правительства РФ № 183 от 02.03.2000г.).

Согласно п. 8 Положения, разработка предельно допустимых выбросов (ПДВ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Из пункта 9 Положения следует, что предельно допустимые выбросы устанавливаются терри­ториальными органами Федеральной службы по экологическому, технологиче­скому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (ор­ганизации в целом).

Согласно части 1 статьи 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании раз­решения, выданного территориальным органом федерального органа исполни­тельной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном по­становлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Управление Ростехнадзора выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Приказом Ростехнадзора от 07.02.2007 N 56 утверждена форма разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух.

В соответствии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федераль­ной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по испол­нению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы за­грязняющих веществ в окружающую среду» (утв. Приказом Министерства при­родных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 288) основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разре­шений на выбросы является представление в территориальный орган Ростехнад­зора хозяйствующим субъектом (далее - Заявитель) заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих докумен­тов: утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хо­зяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные тер­ритории) или по отдельным производственным территориям; согласованный в ус­тановленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответ­ствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения норма­тивов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завер­шенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регла­менту.

Проверкой установлено, что ООО <...> на основа­нии договора аренды имущественного комплекса, находящегося в муниципаль­ной собственности <...> от <..> г. <...>, заключенного с <...> эксплуатирует имущество - котельные, склады угля, склады золошлаковых отходов, гараж, цех деревообработки.

В <...> эксплуатируются: центральная база - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов, гараж, цех деревообработки, с Б. Антибес - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов.

В <...> эксплуатируются: <...> котельная, гараж, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> 3 котельных, склад угля, склад золошлаковых отхо­дов; <...> - I котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов, <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> – 2 котельных, склад угля, склад золошлаковых отходов, <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов.

Согласно госстатотчета № 2-тп (воздух) за 2009 год предприятие осуществ­ляет выбросы в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: диоксид серы; оксид углерода; окись азота; углерод черный (сажа) и т.д.

Фактически в 2009 году предприятием выброшено в атмосферу 683,825 тонн загрязняющих веществ.

Проверкой установлено, что разрешение на выброс имеется только для объ­ектов, расположенных на территории <...> (Разрешение № 27/атмМарД на выброс вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух). Срок дей­ствия разрешения с <..>г. по <..> г. и <...> только на объекты, расположенные в <...> (Разрешение № 1/атмМарр на выброс вредных (загрязняющих) ве­ществ атмосферный воздух). Срок действия разрешения с <...>. Разрешения получены на основании ведомственного проекта нор­мативов ПДВ - заключение <...> от <..>г.

Однако выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территориях; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад уг­ля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов осуществляется без разрешения.

Тем самым, невыполнение ООО <...> требований федерального законодательства повлекло нарушение конституционных прав гра­ждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции Российской Фе­дерации и ст.И Федерального закона «Об охране окружающей среды»), интере­сов Российской Федерации (ст. 15 Конституции).

Территориальным органом, уполномоченным осуществлять разрешитель­ную деятельность по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих ве­ществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосфер­ный воздух является Южно-Сибирское Управление по технологическому и эколо­гическому надзору Ростехнадзора (п.п. 7.3.4. Положения об Управлении по тех­нологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическо­му, технологическому и атомному надзору по Кемеровской области утв. Прика­зом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над­зору от 22 ноября 2004 г. N 247).

Согласно ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав, по спорам, возникающим из экологиче­ских, земельных и иных правоотношений.

Защита гражданских прав в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности.

Просил обязать ООО <...> до <..> года (в соответст­вии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по эко­логическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государст­венной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих ве­ществ в окружающую среду» представить в Южно-Сибирское Управление Рос-технадзора заявление для получения Разрешения на выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, распо­ложенных на территориях: <...>, с приложением следующих документов:

- утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хо­зяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные тер­ритории) или по отдельным производственным территориям;

- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом испол­нительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки по­этапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормати­вов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных соглас­но Приложению 4 к Регламенту.

прокурор надлежащим образом извещенный о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился. В связи с полным признанием ответчиком исковых требований, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика ООО <...>Л.И. исковые требования признал в полном объеме, просил принять признание иска и вынести решение об удовлетворении исковых требований, предоставив им срок до <..> года.

Суд считает возможным в соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ принять признание иска ООО <...> об обязании ООО <...> до <..> года (в соответст­вии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по эко­логическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государст­венной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих ве­ществ в окружающую среду» представить в Южно-Сибирское Управление Рос-технадзора заявление для получения Разрешения на выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, распо­ложенных на территориях: <...>, с приложением следующих документов:

- утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хо­зяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные тер­ритории) или по отдельным производственным территориям;

- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом испол­нительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки по­этапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормати­вов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных соглас­но Приложению 4 к Регламенту.

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга физических лиц. От уплаты госпошлины освобожден. Поэтому в соответствии со ст.ст.93, 103 ч.1 ГПК РФ взыскать с ответчика госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.173,ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять признание иска ООО <...>

Обязать начальника ООО <...> до <..> года (в соответст­вии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по эко­логическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государст­венной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих ве­ществ в окружающую среду» представить в Южно-Сибирское Управление Рос-технадзора заявление для получения Разрешения на выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, распо­ложенных на территориях: <...>, с приложением следующих документов:

- утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хо­зяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные тер­ритории) или по отдельным производственным территориям;

- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом испол­нительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки по­этапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормати­вов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных соглас­но Приложению 4 к Регламенту.

Взыскать с ООО <...> в доход ... государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней через Мариинский городской суд.

Судья- подпись

Верно: Судья - Т.А. Гильманова

<...>

Решение вступило в законную силу 12.05.2010 года

Судья - Т.А. Гильманова

<...>н