Дело <...>
именем Российской Федерации
г.Мариинск28 апреля 2010 года
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Гильманова Т.А.
при секретаре Р.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования к ООО <...> о понуждении к исполнению обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования обратился в Мариинский городской суд с иском к ООО <...> о присуждении к исполнению обязанностей.
Требования мотивировал тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки ООО <...> выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, влекущие нарушение интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п.2 ст.15 Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха согласно ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основывается на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы допустимых выбросов.
Выброс химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и лимитов на выбросы, согласно п.п. 1 и 4 статьи 23 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» допускается на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Часть 1 статьи 11 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет, что в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно п.п. 1, 2, 3, 7 ст.12 Закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном «Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на него» (утв. Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000г.).
Согласно п. 8 Положения, разработка предельно допустимых выбросов (ПДВ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Из пункта 9 Положения следует, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 1 статьи 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Управление Ростехнадзора выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Приказом Ростехнадзора от 07.02.2007 N 56 утверждена форма разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 288) основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее - Заявитель) заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов: утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту.
Проверкой установлено, что ООО <...> на основании договора аренды имущественного комплекса, находящегося в муниципальной собственности <...> от <..> г. <...>, заключенного с <...> эксплуатирует имущество - котельные, склады угля, склады золошлаковых отходов, гараж, цех деревообработки.
В <...> эксплуатируются: центральная база - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов, гараж, цех деревообработки, с Б. Антибес - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов.
В <...> эксплуатируются: <...> котельная, гараж, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> 3 котельных, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - I котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов, <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> – 2 котельных, склад угля, склад золошлаковых отходов, <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов.
Согласно госстатотчета № 2-тп (воздух) за 2009 год предприятие осуществляет выбросы в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: диоксид серы; оксид углерода; окись азота; углерод черный (сажа) и т.д.
Фактически в 2009 году предприятием выброшено в атмосферу 683,825 тонн загрязняющих веществ.
Проверкой установлено, что разрешение на выброс имеется только для объектов, расположенных на территории <...> (Разрешение № 27/атмМарД на выброс вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух). Срок действия разрешения с <..>г. по <..> г. и <...> только на объекты, расположенные в <...> (Разрешение № 1/атмМарр на выброс вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух). Срок действия разрешения с <...>. Разрешения получены на основании ведомственного проекта нормативов ПДВ - заключение <...> от <..>г.
Однако выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территориях; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов осуществляется без разрешения.
Тем самым, невыполнение ООО <...> требований федерального законодательства повлекло нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.И Федерального закона «Об охране окружающей среды»), интересов Российской Федерации (ст. 15 Конституции).
Территориальным органом, уполномоченным осуществлять разрешительную деятельность по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух является Южно-Сибирское Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора (п.п. 7.3.4. Положения об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кемеровской области утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2004 г. N 247).
Согласно ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав, по спорам, возникающим из экологических, земельных и иных правоотношений.
Защита гражданских прав в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности.
Просил обязать ООО <...> до <..> года (в соответствии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» представить в Южно-Сибирское Управление Рос-технадзора заявление для получения Разрешения на выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территориях: <...>, с приложением следующих документов:
- утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту.
прокурор надлежащим образом извещенный о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился. В связи с полным признанием ответчиком исковых требований, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика ООО <...>Л.И. исковые требования признал в полном объеме, просил принять признание иска и вынести решение об удовлетворении исковых требований, предоставив им срок до <..> года.
Суд считает возможным в соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ принять признание иска ООО <...> об обязании ООО <...> до <..> года (в соответствии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» представить в Южно-Сибирское Управление Рос-технадзора заявление для получения Разрешения на выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территориях: <...>, с приложением следующих документов:
- утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту.
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга физических лиц. От уплаты госпошлины освобожден. Поэтому в соответствии со ст.ст.93, 103 ч.1 ГПК РФ взыскать с ответчика госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.173,ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ООО <...>
Обязать начальника ООО <...> до <..> года (в соответствии с п. 8 (п/п 8.1) «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» представить в Южно-Сибирское Управление Рос-технадзора заявление для получения Разрешения на выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территориях: <...>, с приложением следующих документов:
- утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту.
Взыскать с ООО <...> в доход ... государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней через Мариинский городской суд.
Судья- подпись
Верно: Судья - Т.А. Гильманова
<...>
Решение вступило в законную силу 12.05.2010 года
Судья - Т.А. Гильманова
<...>н