ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-320/2015 от 11.03.2015 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-320/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2015 года г. Спасск-Дальний

Приморский край

Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Кулешовой О.А.,

при секретаре судебного заседания Калина С.А.,

с участием помощника прокурора г. Спасска-Дальнего Сендецкой Ю.Ю.,

представителя ответчика администрации ГО Спасск-Дальний – по доверенности Рерих Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Спасска-Дальнего Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО Спасск-Дальний Приморского края о возложении обязанности разработать схему размещения рекламных конструкций на территории ГО Спасск-Дальний,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Спасска-Дальнего Корочин А.В. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО Спасск-Дальний Приморского края о возложении обязанности разработать схему размещения рекламных конструкций на территории ГО Спасск-Дальний, в котором в обоснование своих требований указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о рекламе, в ходе которой установлено следующее.

26.12.2013 года постановлением администрации ГО Спасск-Дальний № 922-па утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории ГО Спасск-Дальний.

Проведенной проверкой установлено, что Схема размещения рекламных конструкций, соответствующая федеральному и краевому законодательству на территории ГО Спасск-Дальний отсутствует.

Вместе с тем, ч. 5.8. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из п. 15.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Статьей 4 Федерального закона от 07.05.2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 98-ФЗ) предусматривается необходимость разработки специальных схем размещения рекламных конструкций (далее – схемы). В Законе о рекламе в новой редакции установлено, что схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). В ней также должна содержаться карта размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей, а также технических характеристик рекламных конструкций.

Схемы должны быть утверждены органами местного самоуправления уровня муниципальных районов или городских округов. Эти схемы обязательны для размещения рекламных конструкций на любых земельных участках (независимо от форм собственности), а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Следует отметить, что схема должна соответствовать документам территориального планирования (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Она призвана обеспечить соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, а также требований безопасности.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на государственном или муниципальном объекте недвижимости должны проводиться соответствующими органами местного самоуправления или органами государственной власти только в отношении тех рекламных конструкций, которые предусмотрены в схеме их размещения (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

Рассматриваемый Закон не допускает выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без согласования со схемами. В случае размещения и эксплуатации рекламной конструкции, не соответствующей схеме, разрешение на ее размещение и эксплуатацию может быть признано недействительным по решению суда (п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

В Законе № 98-ФЗ предусматривается специальное правило, которое должно стимулировать органы местного самоуправления не откладывать разработку схем размещения рекламных конструкций. В ч. 5 ст. 4 Закона № 98-ФЗ установлено, что с 1 января 2014 года не допускается выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, при отсутствии утвержденных схем размещения рекламных конструкций.

Между тем, по состоянию на 27.01.2015 года администрацией ГО Спасск-Дальний схема размещения рекламных конструкций в соответствующая требованиями действующего законодательства не утверждена, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет осуществлять выдачу разрешений на размещение рекламных конструкций и соответственно создает препятствия в осуществлении рекламной деятельности.

Просил обязать администрацию ГО Спасск-Дальний разработать схему размещения рекламных конструкций на территории ГО Спасск-Дальний в срок до 01 апреля 2015 года.

В судебном заседании помощник прокурора г. Спасска-Дальнего Сендецкая Ю.Ю. поддержала доводы иска в полном объеме, просила обязать администрацию ГО Спасск-Дальний разработать схему размещения рекламных конструкций на территории ГО Спасск-Дальний в срок до 01 февраля 2016 года.

Представитель ответчика администрации ГО Спасск-Дальний – по доверенности Рерих Т.В. в предоставленном суду письменном возражении указала, что с доводами, изложенными в заявлении прокурора г. Спасска-Дальнего не согласна по следующим основаниям: в законе «О рекламе» указано, что орган местного самоуправления городского округа Спасск-Дальний утверждает схему размещения рекламных конструкций, а не разрабатывает ее. В федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций. Ни в одном Законе не указано, что орган местного самоуправления должен разработать схему размещения рекламных конструкций. Нет также и указания на то, кто должен оплачивать разработку схемы размещения рекламных конструкций. Кроме этого, согласовать схему размещения рекламных конструкций должен еще и субъект, то есть администрация Приморского края. Прокурор не заявляет требований к администрации Приморского края, однако, схема не может соответствовать законодательству, если не будет согласована с администрацией Приморского края. В настоящее время в бюджете городского округа отсутствуют денежные средства на проведение аукциона на размещение муниципального контракта на выполнение работ по разработке документации «Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа Спасск-Дальний». Кроме того, указанные средства не заложены в бюджет 2015 года, так как бюджет городского округа Спасск-Дальний является остродефицитным.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Рерих Т.В. доводы отзыва поддержала в полном объеме, просила в иске прокурора г. Спасска-Дальнего отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе», органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (в редакции настоящего Федерального закона).

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Спасска-Дальнего проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления ГО Спасск-Дальний законодательства о рекламе.

По результатам проверки установлено, что в нарушение требований п. 15.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» администрацией городского округа Спасск-Дальний не разработана и не утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, находящихся в муниципальной собственности.

Доводы отзыва о том, что бюджет городского округа Спасск-Дальний является остродефицитным не может служить основанием к отказу в иске по изложенным в нем доводам, связанным с неисполнением норм действующего законодательства.

Оценивая указанные обстоятельства, и учитывая вышеназванные положения закона, а также с учетом того, что отсутствие разработанной, утвержденной и опубликованной (обнародованной) в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского округа Спасск-Дальний, поскольку не позволяет осуществлять выдачу разрешений на размещение рекламных конструкций и соответственно создает препятствия в осуществлении рекламной деятельности, - суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Спасска-Дальнего Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО Спасск-Дальний Приморского края о возложении обязанности разработать схему размещения рекламных конструкций на территории ГО Спасск-Дальний – удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Спасск-Дальний Приморского края разработать схему размещения рекламных конструкций на территории ГО Спасск-Дальний в срок до 01 февраля 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Спасский районный суд.

Судья О.А. Кулешова