ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-320/2018 от 24.05.2018 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Куприянов А.В.

">Дело № 2-320/2018

Куприянов А.В.">Решение

Куприянов А.В.">именем Российской Федерации

Куприянов А.В.">город Судогда 24 мая 2018 года

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Гудимова А.С.,

при секретаре судебного заседания Зуевой А.В.,

с участием помощника прокурора Судогодского района Зотовой А.В.,

Куприянов А.В.">представителя ответчика ООО ПК «Славия» Брежневой З.И.,

Куприянов А.В.">рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Судогодского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО ПК «Славия» о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

установил:

Прокурор Судогодского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО ПК «Славия», в котором просит обязать ответчика разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 31 декабря 2018 года.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлено нарушение ответчиком требований природоохран­ного законодательства, выразившееся в отсутствии разработанного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу и разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основным видом деятельности организации является производство текстильных изделий, кроме одежды. Для теплоснабжения помещения швейного цеха предприятие эксплуатирует котельную, в которой установлено два газовых котла марки SLIMHPS 1/99 (Baxi). Каждый котел оборудован самостоятельной дымовой трубой. При работе газовых котлов выброс загрязняющих веществ осуществляется через дымовые трубы. При сжигании природного газа образуются и выделяются вредные вещества: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, бенз(а)пирен. Указанные обстоятельства создают угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Помощник прокурора Судогодского района Зотова А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - ООО ПК «Славия» Брежнева З.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора возражала в полном объеме, ссылаясь на то, что ответчик является арендатором производственного помещения, в котором осуществляет свою деятельность. Полагала, что надлежащим ответчиком по данному делу является собственник здания З.

Представитель ответчика подтвердила факт эксплуатации ответчиком в производственной деятельности двух газовых котлов марки SLIM HPS 1/99 (Baxi), которые являются источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также отметила, что З. является директором ООО ПК «Славия» и самостоятельной производственной деятельности не ведет.

Третье лицо - Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил, возражений против иска не представил.

С учетом имеющихся в деле сведений о надлежащем извещении, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 34 вышеуказанного закона эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (статья 22 вышеуказанного закона).

Согласно пункту 4 статьи 23 Закона об охране окружающей среды выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статьей 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В силу пункта 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.

Согласно пункту 9(1), 9 (2) Постановления Правительства Российской Федерации от ...... «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов.К заявлению прилагаются следующие материалы: а) данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности; б) проект предельно допустимых выбросов.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10 мая 2018 года 25 февраля 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании общества с ограниченной ответственностью ООО ПК «Славия».

Основным видом деятельности общества является производство текстильных изделий (л.д. 36-46).

ООО ПК «Славия» осуществляет свою деятельность в здании по адресу: ... с 2009 года, что следует из Договора аренды здания (нежилого помещения) № 1/16 от 26 апреля 2016 года и подтверждается данными Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 19-24, 36).

Согласно договору поставки газа № К 01-14/4541-18, заключенному 23 августа 2017 года между ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» и ООО ПК «Славия», последнему в настоящее время осуществляется поставка газа по вышеуказанному адресу для работы двух напольных газовых котлов марки SLIMHPS 1/99 (Baxi) (л.д. 12-18).

Тот факт, что ответчик осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, подтверждается справкой ООО ПК «Славия» от 25 апреля 2018 года (л.д. 8), объяснениями заместителя директора по производству ООО ПК «Славия» Брежневой З.И. от 14 мая 2018 года, актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 01 августа 2017 года (л.д. 10-11, 33).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ООО ПК «Славия» не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиком не получено.

Принимая во внимание то, что деятельность ООО ПК «Славия» без проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, делает невозможным осуществление полноценного контроля за хозяйственной деятельностью, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Довод представителя ООО ПК «Славия» о том, что надлежащим ответчиком по делу должен быть признан собственник имущества, суд признает несостоятельным, поскольку из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что при осуществлении хозяйственной деятельности, приводящей к выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на арендованном объекте, обязанность по получению соответствующей разрешительной документации несет арендатор, как лицо, непосредственно осуществляющее данную деятельность.

Куприянов А.В.">Оценив доводы прокурора о сроке исполнения настоящего решения, суд считает необходимым установить для ООО ПК «Славия» срок для его исполнения - до 31 декабря 2018 года.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Куприянов А.В.">Исковые требования прокурора Судогодского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО ПК «Славия» о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух - удовлетворить.

Куприянов А.В.">Обязать ООО ПК «Славия» в срок до 31 декабря 2018 года разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ФИО1.">Председательствующий А.С. Гудимов