ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-320/2021 от 30.03.2021 Ирбитского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 05.04.2021 года.

Дело №2-320/2021

УИД 66RS0028-01-2021-000348-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2021 года город Ирбит

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Недокушевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Деринг Ю.В.,

с участием прокурора Швейцарова В.А.,

представителя ответчика Шолохова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому учреждению Муниципального образования город Ирбит «Служба заказчика-застройщика» о приведении в соответствии с требованиями законодательства защитного сооружения гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

Ирбитский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МКУ МО город Ирбит «Служба заказчика-застройщика» о приведении в соответствии с требованиями законодательства защитного сооружения гражданской обороны, указав следующее.

Прокуратурой области в рамках реализации функций по надзору за исполнением законодательства при использовании государственного и муниципального имущества установлено, что на территории МО город Ирбит находится защитное сооружение гражданской обороны по адресу <адрес> литер А3, которое находится в федеральной собственности и на ответственном хранении и безвозмездном пользовании у МКУ «Служба заказчика-застройщика» в силу договора от 31.03.2009 № ЛФ-17 заключенного между МКУ «Служба заказчика-застройщика» и ТУ Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по Свердловской области. В ходе проведения проверки 09.02.2021 выявлены нарушения требований содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны по вышеуказанному адресу, что отражено в акте проверки, которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязательств при содержании защитного сооружения, заключающиеся в необеспечении постоянной готовности помещений к переводу их к использованию по предназначению, а именно: отсутствует обозначение защитного сооружения в нарушение п.п.6.2.1, 6.2.3, 6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МСЧ России от 15.12.2002 № 583 (далее Правил), отсутствует акт проверки защитного сооружения на герметичность в нарушение п.3.2.1, п.4.3.10 Правил, резиновые уплотнители защитных герметичных дверей утратили первоначальную эластичность, неисправна гидроизоляция защитного сооружения в нарушение п.3.2.1 Правил, помещения защитного сооружения не обеспечены первичными средствами пожаротушения (п.3.5.2 Правил), не произведено окрашивание в белый цвет воздухозаборных труб режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет – воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров–поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный – трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный-трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый-водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый -трубы системы отопления; в серый – ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы (п.3.2.10 Правил), температура в помещениях защитного сооружения не поддерживается в соответствии с требованиями (п.3.2.7 Правил). Непринятием мер по надлежащему содержанию вышеуказанного объекта гражданской обороны нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. Ирбитский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит возложить обязанность на МКУ «Служба заказчика-застройщика» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу <адрес> литер АЗ, а именно: организовать оформление обозначения защитного сооружения, организовать получение акта проверки защитного сооружения гражданской обороны на герметичность, восстановить первоначальную эластичность резиновых уплотнителей защитных герметичных дверей, привести в исправное состояние гидроизоляцию защитного сооружения, обеспечить первичными средствами пожаротушения помещения защитного сооружения, произвести окрашивание в белый цвет воздухозаборных труб режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет – воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров–поглотителей ), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный – трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный-трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый-водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый -трубы системы отопления; в серый – ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы; обеспечить поддержание температуры в помещениях защитного сооружения гражданской обороны. В трехмесячный срок осуществить мероприятия по техническому учету и технической инвентаризации объекта, предоставлении документов для внесения объекта в Реестр федерального имущества, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании прокурор Швейцаров В.А. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям. Дополнив, что выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств по содержанию защитного сооружения, заключающееся в необеспечении постоянной готовности помещений к переводу их к использованию по предназначению, неисполнении возложенных на ответчика договором ответственного хранения защитных сооружений.

Представитель ответчика Шолохов А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что имущество защитное сооружение гражданской обороны находится в федеральной собственности, полномочия по содержанию данных сооружений возлагаются на собственников и должно финансироваться собственниками. МКУ Служба заказчика застройщика неоднократно обращалось к собственнику с просьбой выделить денежные средства, в финансировании отказано. Ответчик не обязан содержать данное имущество, имущество находится в безвозмездном пользовании. Ответчик является казенным учреждением, финансирование осуществляется за счет бюджета городского округа город Ирбит. Защитное сооружение не является собственностью муниципального образования, содержание данного имущества за счёт средств бюджета является нецелевым использованием денежных средств. Город Ирбит не входит в перечень городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 444рс в связи с чем нет необходимости в содержании защитного сооружения гражданской обороны. Ответчиком направлено уведомление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Свердловской области о расторжении договора. Соглашение о расторжении договора не достигнуто. Полагает, что прокурор, заявляя данный иск о возложении обязанностей, действует в интересах Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, а не в интересах неопределённого круга лиц. Просит в удовлетворении иска отказать.

В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным и рассмотрел дело в отсутствии представителя третьего лица ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, направившего ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают, согласно договору от 31.03.2009 № ЛФ-17, ст.891 ГК РФ, Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 эксплуатирующая организация, которой является ответчик МУ «Служба заказчика-застройщика», обязана поддерживать имущество гражданской обороны в состоянии готовом к приему укрывающих (л.д.49-50).

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В соответствии с п.4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Судом по делу установлено следующее.

Ирбитской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности МО город Ирбит, Ирбитского МО, Байкаловского МР УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области 09.02.2021 проведена проверка соблюдения законодательства по использованию объекта нежилого помещения, находящегося в федеральной собственности - защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу <адрес>, литер А3 (л.д.7).

Данное нежилое помещение передано МКУ «Служба заказчика-застройщика» на основании договора ответственного хранения защитных сооружений гражданской обороны и безвозмездного пользования № ЛФ-17, заключенного 31.03.2009 между МКУ «Служба заказчика-застройщика» и ТУ Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по Свердловской области (л.д.22-24). В этот же день между сторонами составлен акт передачи имущества гражданской обороны (л.д.27).

Защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу <адрес>, литер А3, инвентаризационный номер , тип ВУ-А, класс III, вместимость 300 человек, состоит на учете в Главном управлении МЧС России по Свердловской области, что подтверждается заключением ГУ МЧС России по Свердловской области (л.д.25-26).

МКУ МО «Служба-заказчика-застройщика» выдан технический паспорт убежища (противорадиационного укрытия) (л.д.29-32).

В ходе проверки выявлены нарушения требований содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, что отражено в акте проверки от 09.02.2021, а именно : отсутствует обозначение защитного сооружения в нарушение п.6.2.1, п.6.2.3, ч.6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МСЧ России от 15.12.2002 № 583 (далее Правил), отсутствует акт проверки защитного сооружения защитного сооружения на герметичность в нарушение п.3.2.1, п.4.3.10 Правил, резиновые уплотнители защитных герметичных дверей утратили первоначальную эластичность, неисправна гидроизоляция защитного сооружения в нарушение п.3.2.1 Правил, помещения защитного сооружения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в нарушение п.3.5.2 Правил, не произведено окрашивание в белый цвет воздухозаборных труб режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет – воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров–поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный – трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный-трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый-водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый-трубы системы отопления; в серый – ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы в нарушение п.3.2.10 Правил, температура в помещениях защитного сооружения не поддерживается в нарушение п.3.2.7 Правил (л.д.8-9).

Защитные сооружения гражданской обороны являются инженерными сооружениями, предназначенными для укрытия людей, техники, имущества от опасностей, возникших в результате последствий аварий и катастроф, от воздействия современных средств поражения. Защитные сооружения гражданской обороны имеют стратегическое значение для государства, служат для поддержания в надлежащем состоянии обороноспособности страны.

В соответствии с ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 9 названного закона предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Согласно п.3 Указа Президента Российской Федерации 11.07.2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения в соответствии с п.п. 1.2, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.11, 3.6, 5.2.1, 6.2.1 Приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», требования настоящих Правил должны выполняться в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно п.3.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (Правила), при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

На основании п.п. 1.3, 1.7 данных Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

В силу ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» разработан Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309.

В соответствии с пунктом 3 данного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Пунктом 10 предусмотрено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Таким образом, с учётом условий договора о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны от 31.03.2009 года № ЛФ-17, выявленных нарушений на объекте гражданской обороны, объём которых представлением ответчика не оспаривался, что свидетельствует о незаконном бездействии и ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств по содержанию защитного сооружения, заключающееся в необеспечении постоянной готовности помещений к переводу их к использованию по предназначению, неисполнении возложенных на ответчика договором ответственного хранения защитных сооружений гражданской обороны от 31.03.2009 года, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности выполнить мероприятия гражданской обороны в части сохранности защитного сооружения и принятия мер по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по назначению.

При этом, требования прокурора о возложении обязанности осуществления мероприятия по техническому учету и технической инвентаризации объекта, предоставления документов для внесения объекта в реестр федерального имущества, регистрации права собственности Российской Федерации на объект в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по мнению суда направлены в защиту прав и интересов ТУ Росимущества по Свердловской области по неисполнению ответчиком условий пункта 11.2 договора от 31.03.2009, которым предусмотрена ответственность за неисполнение условий договора. При проведении совместной проверки по соблюдению требований действующего законодательства по содержанию и использованию защитного сооружения гражданской обороны данные нарушения не были выявлены, в акте не поименованы. Из поданного иска не следует, что ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации. Поскольку заявленный иск в данной части направлен не на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а предъявлен в рамках правоотношений сторон по договору от 31.03.2009, того, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска ТУ Росимущества по Свердловской области по неисполнению ответчиком условий договора, мотивы и доказательства обращения с данными требованиями в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурором не обоснованы, в связи чем, в данной части суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Суд отклоняет доводы ответчика об отсутствии обязанности содержать объект защитного сооружения гражданской обороны, поскольку согласно условий договора от 31.03.2009 года № ЛФ-17 ответчик согласился принять на себя обязательства по хранению данного имущества в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию.

Доводы ответчика об одностороннем расторжении договора между сторонами судом также отклонены как несостоятельные в связи следующим.

В соответствии с п.1 ст. 699 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.

В связи с изложенным лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора на основании ст. 699 ГК РФ.

Договор хранения является действующим и не расторгался, а поэтому ответчик должен исполнять принятые на себя обязательства по указанному договору, в том числе сохранять данное имущество в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, а также освежать имущество гражданской обороны и средства защиты. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования со стороны собственника имущества, того, что администрация Городского округа «город Ирбит» Свердловской области является дотационной территорией, не влияют на выводы суда и не являются юридически значимыми обстоятельствами подлежащими доказыванию по данному делу, относятся к стадии исполнения судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому учреждению Муниципального образования город Ирбит «Служба заказчика-застройщика» о приведении в соответствии с требованиями законодательства защитного сооружения гражданской обороны, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Муниципальное казённое учреждение Муниципального образования город Ирбит «Служба заказчика-застройщика» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу <адрес> литер АЗ, а именно:

-организовать оформление обозначения защитного сооружения,

-организовать получение акта проверки защитного сооружения гражданской обороны на герметичность,

-восстановить первоначальную эластичность резиновых уплотнителей защитных герметичных дверей,

-привести в исправное состояние гидроизоляцию защитного сооружения,

-обеспечить первичными средствами пожаротушения помещения защитного сооружения,

-произвести окрашивание в белый цвет воздухозаборных труб режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет – воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров–поглотителей ), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный – трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный-трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый-водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый -трубы системы отопления; в серый – ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы;

-обеспечить поддержание температуры в помещениях защитного сооружения гражданской обороны.

Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому учреждению Муниципального образования город Ирбит «Служба заказчика-застройщика» об осуществлении мероприятия по техническому учету и технической инвентаризации объекта, предоставлении документов для внесения объекта в Реестр федерального имущества, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд.

Председательствующий (подпись)

Решение не вступило в законную силу.

Судья О.А. Недокушева

Секретарь судебного заседания Ю.В. Деринг

Подлинник решения находится в гражданском деле 2-320/2021 на л.д.82-84, находящегося в производстве Ирбитского районного суда.