Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2023 года пос. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Насыровой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Кинжегараевой З.М.
с участием: представителя истца – помощника Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО2, представителя ответчика - рыболовецкого колхоза «Астраханец» ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-320/2023 по иску Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Рыболовецкому колхозу «Астраханец», Муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно –коммунального хозяйства» о возложении обязанности провести организационно-хозяйственные мероприятия, направленные на устранение нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский транспортный прокурора Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Рыболовецкому колхозу «Астраханец» о возложении обязанности провести организационно-хозяйственные мероприятия, направленные на устранение нарушений.
В обоснование своих требований истец указал, что Астраханской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения РК «Астраханец» требований законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности судоходства, а также законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 20.03.2023 года) основным видом деятельности РК «Астраханец» является рыболовство морское. В соответствии с действующим законодательством, деятельность по перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов подлежит лицензированию, поскольку паромная переправа осуществляет перевозку автотранспорта, содержащего легковоспламеняющую горючую жидкость, имеющие в своем составе двигатель внутреннего сгорания. Таким образом, автотранспортные средства, содержащие легковоспламеняющую жидкость, и имеющую в своем составе двигатели внутреннего сгорания, относится к опасным грузам, а следовательно их перевозка подлежит лицензированию. В нарушение норм действующего законодательства у РК «Астраханец» лицензия на перевозку опасных грузов отсутствует. Кроме того, деятельность по перевозке транспортом пассажиров подлежит лицензированию. РК «Астраханец» имеет в пользовании 4 паромных переправы, которые осуществляют перевозку пассажиров и автотранспорта на <адрес> посредством несамоходных паромов и буксирных катеров без названия. На паромной переправе <данные изъяты> посредством несамоходного парома и буксирного катера «Зуфар» регистровый № не отвечает требованиям безопасности, на <данные изъяты> посредством несамоходного парома без названия и буксирного катера «295» регистровый № осуществляется перевозка опасных грузов и пассажиров без лицензии. В соответствии с информацией Волжского и Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ лицензия на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров и опасных грузов на вышеуказанные паромные переправы РК «Астраханец» не выдавалась. Более того, указанные паромные переправы не отвечают требованиям безопасности. Экспертом Нижне-Волжского филиала ФАУ «Российское Классификационное общество» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что несамоходный паром без названия и т/х «295» регистровый №, находящиеся на <данные изъяты> эксплуатируются в отсутствие документов, подтверждающих их нахождение на классификационном учете согласно ст.35 КВВТ РФ. Документы, подтверждающие годное техническое состояния транспортных средств отсутствуют. В результате осмотра парома установлено, что доступ в отсеки отсутствует, знаки надводного борта не нанесены, в машинном отделении буксира присутствуют посторонние предметы, аппарельное устройство визуально видимых дефектов не имеет, леерное устройство не соответствует Правилам РРР, спасательное и противопожарное устройство отсутствует, кабельная сеть визуально видимых дефектов и повреждений не имеет, сигнально-отличительные огни на пароме отсутствуют. На момент проверки на указанной паромной переправе осуществлялась перевозка 2 автомобилей и 8 пассажиров. Экспертом Нижне-Волжского филиала ФАУ «Российское Классификационное общество» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что несамоходный паром и буксир без названия, находящиеся <данные изъяты> эксплуатируются в отсутствие документов подтверждающих их нахождение на классификационном учете согласно ст. 35 КВВТ РФ. Документы, подтверждающие годное техническое состояния транспортных средств, отсутствуют. В результате осмотра паромной переправы установлено, что доступ в отсеки отсутствует, знаки надводного борта не нанесены. Леерное и аппарельное устройство имеют дефекты и повреждения. Спасательное и противопожарное снабжение отсутствует. Сигнально-отличительные огни на пароме отсутствуют. На момент проверки паромная переправа осуществляла перевозку 1 грузового автомобиля и 4 пассажиров. Экспертом Нижне-Волжского филиала ФАУ «Российское Классификационное общество» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что несамоходный паром без названия и т/х «Зуфар», находящиеся на протоке <данные изъяты> эксплуатируются в отсутствие документов, подтверждающих их нахождение на классификационном учете согласно ст. 35 КВВТ РФ. Документы, подтверждающие годное техническое состояния, отсутствуют, знаки надводного борта не нанесены, спасательное и противопожарное снабжение разукомплектовано, отсутствует информация о ежегодной поверке, сигнально-отличительные огни на пароме отсутствуют. На момент проверки на указанной паромной переправе осуществлялась перевозка 1 автомобиля и 5 пассажиров. Экспертом Нижне-Волжского филиала ФАУ «Российское Классификационное общество» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что несамоходный паром и буксир без названия, находящихся на <данные изъяты> эксплуатируются в отсутствие документов, подтверждающих их нахождение на классификационном учете согласно ст.35 КВВТ РФ. Документы, подтверждающие годное техническое состояния, отсутствуют, знаки надводного борта не нанесены, леерное устройство не соответствует Правилам РРР, спасательное и противопожарное снабжение разукомплектовано, отсутствует информация о ежегодной поверки, сигнально-отличительные огни на пароме отсутствуют. На момент проверки на указанной паромной переправе осуществлялась перевозка 8 автомобилей и 14 пассажиров. Эксплуатация РК «Астраханец» вышеуказанных несамоходных паромов и буксирных катеров (регистрационные номера отсутствуют) осуществляется в коммерческих целях и является единственных транспортным средством, чтобы добраться от одного населенного пункта до другого. Вместе с тем, вопреки требованиям законодательства работа обозначенных паромных переправ, состоящих из несамоходных паромов и буксирных катеров без названия, несамоходного парома и буксирного катера «Зуфар», буксирного катера «295» осуществляется в отсутствие лицензии, предусмотренной п. 20 и п. 21 ч. 1 ст. 12 Закона, - деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов и пассажиров. Согласно информации Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований действующего законодательства РК «Астраханец» договор на использование акватории водного объекта протока <данные изъяты> не заключен (отсутствует). Вопреки требованиям законодательства на паромных переправах РК «Астраханец», эксплуатируемых на: р<данные изъяты>. - <данные изъяты> отсутствуют необходимые судовые документы, договора водопользования отсутствуют. В соответствии с п. 1 ст. 35 КВВТ РФ паромные переправы РК «Астраханец», классификацию и освидетельствование в ФАУ «Российское Классификационное общество» не прошли, документов классификационного органа не имеют. Данные паромные переправы являются единственным средством передвижения от одного населенного пункта до другого: паромная переправа <адрес> обеспечивает транспортную доступность населенным пунктам с общей численностью населения в размере 319 человек, <адрес> обеспечивает транспортную доступность населенному пункту с общей численностью населения в размере 401 человека, <адрес> обеспечивает транспортную доступность населенным пунктам с общей численностью населения в размере 1453 человек, <адрес> обеспечивает транспортную доступность населенным пунктам с общей численностью населения в размере 2055 человек. Таким образом, деятельность РК «Астраханец» с использованием паромных переправ, состоящих из несамоходных паромов и буксирных катеров, создают угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу от опасностей, источником которых может стать деятельность указанного транспорта и связанная с ним инфраструктура. Между РК «Астраханец» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» заключены договора на оказание услуг по эксплуатации паромных переправ в <адрес>. Истец просит, с учетом уточнения к исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, обязать РК «Астраханец», Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно –коммунального хозяйства» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести следующие организационно-хозяйственные мероприятия, направленные на устранение нарушений, а именно:
- получить лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- заключить договоры водопользования на <данные изъяты>
- осуществить постановку паромных переправ, расположенных на р<данные изъяты>, на учет в ФБУ «Администрация Волжского бассейна управлении внутренних водных путей»;
- провести классификацию и освидетельствование несамоходных паромов, расположенных на <данные изъяты> в Нижне - Волжском филиале ФАУ «Российское Классификационное общество» с последующей постановкой на учет;
- осуществить постановку буксирного катера без названия, расположенного на <данные изъяты>; буксирного катера «Зуфар» регистровый №, расположенного на протоке <данные изъяты> буксирного катера «295» регистровый №, расположенного <данные изъяты>, на учет в ФБУ «Администрация Волжскогобассейна управлении внутренних водных путей»;
- провести классификацию и освидетельствование буксирного катера без названия, расположенного на <данные изъяты>; буксирного катера без названия, расположенного на <данные изъяты>; буксирного катера «Зуфар» регистровый №, расположенного на протоке <данные изъяты>; буксирного катера «295» регистровый №, расположенного на <данные изъяты> в Нижне – Волжском филиале ФАУ «Российское Классификационное общество» с последующей постановкой на учет.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено (Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно –коммунального хозяйства» (далее - МКУ «Управление ЖКХ»).
В судебном заседании помощник Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО2 исковые требования с учетом уточнения к исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – РК «Астраханец» ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, пояснив, что РК «Астраханец» не является надлежащим ответчиком по делу, так как с ДД.ММ.ГГГГ не осуществляет деятельность по эксплуатации паромных переправ в целях перевозки пассажиров и транспорта, передав паромные переправы в аренду МКУ «Управление ЖКХ» на основании срочных договоров.
Ответчик - МКУ «Управление ЖКХ» извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Третье лицо - Нижне-Волжский филиал ФАУ «Российское Классификационное общество» извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») урегулированы отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, что закреплено в части 1 статьи 1 Закона.
В соответствии с пунктами 20, 21 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров и опасных грузов подлежит лицензированию.
Согласно пункту 9 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 года № 156, опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Автомобиль с заправленными баками топлива в соответствии с Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) и "Правилами перевозок грузов. Часть 2", утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 14.08.1978 года N 114, является опасным грузом и имеет код ООН N 3166.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 года № 2111 утверждено положение «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров».
Деятельность по перевозкам пассажиров включает перевозку внутренним водным транспортом, в том числе с использованием маломерных судов, пассажиров.
Таким образом, автотранспортные средства содержащие легковоспламеняющую жидкость и имеющую в своем составе двигатели внутреннего сгорания относится к опасным грузам, их перевозка и перевозка пассажиров подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: использования акватории водных объектов - на основании договоров водопользования.
Статьей 35 Кодекса внутреннего водного транспорта (далее КВВТ) предусмотрено, что подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений (часть 1).
Согласно части 1 статьи 16 КВВТ РФ, части 1 статьи 17 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации. Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Обращаясь в суд с иском, истец указал на то, что ответчики осуществляют деятельность по перевозе транспорта и пассажиров с использованием паромных переправ, состоящих из несамоходных паромов и буксирных катеров.
В соответствии с частью 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости доказывания этих фактов.
Представитель ответчика – РК «Астраханец» ФИО3 в судебном заседании не отрицал, что до ДД.ММ.ГГГГ колхоз осуществлял деятельность по перевозки пассажиров с помощью паромных переправ, однако с ДД.ММ.ГГГГ данную деятельность не осуществляет, паромы и буксиры переданы в аренду по краткосрочным договорам, сроком на один месяц, МКУ «Управление ЖК».
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, ни Гражданский процессуальный кодекс РФ, ни Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» не освобождают прокурора, выступающего в судах в качестве истца, от обязанности, установленной статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства того, что ответчики в настоящее время осуществляют деятельность с использованием паромных переправ, состоящих из несамоходных паромов и буксирных катеров, по перевозке пассажиров и транспорта.
В судебном заседании помощник Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Осипова Н.С. заявила, что иных доказательств, кроме представленных в материалы дела, сторона истца представлять не будет.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом в материалы дела не представлено ни одного доказательства в подтверждение заявленных исковых требований, свидетельствующих о том, что ответчики в настоящее время осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и транспорта с использованием паромных переправ, состоящих из несамоходных паромов и буксирных катеров, указанных в исковом заявлении, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Рыболовецкому колхозу «Астраханец», Муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно –коммунального хозяйства» о возложении обязанности провести организационно-хозяйственные мероприятия, направленные на устранение нарушений – отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2023 года.
Судья- Т.А. Насырова