Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-321
06 марта 2019 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Гасымовой В.А.
с участием прокурора: Трубниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту внешних связей Ямало – Ненецкого автономного округа о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работала в Департаменте по науке и инновациям ЯНАО в должности главного специалиста отдела развития научной инфраструктуры управления по научной и научно – технической политики с 01.11.2012 года. В соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 19.10.2018 г. №114-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти ЯНАО» с 01.01.2019 г. департамент международных и внешнеэкономических связей ЯНАО реорганизован путем присоединения к нему департамента по науке и инновациям ЯНАО с переименованием департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО в департамент внешних связей ЯНАО. Распоряжением Губернатора ЯНАО от 26.10.2018 года №301-Р «Об оптимизации численности некоторых дополнительных органов государственной власти ЯНАО» утвержден список должностей, сокращаемых в департаменте по науке и инновациям ЯНАО в целях увеличения предельной штатной численности департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО. В данном списке отражена должность, которую замещала истец ФИО1 до сокращения штата. Приказом департамента по науке и инновациям ЯНАО от 19.12.2018 №-ЛС она уволена в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 г. №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 29 декабря 2018 года. Должность государственной гражданской службы в департаменте внешних связей ЯНАО ей предложена не была. Считает ее увольнение незаконным, поскольку она не могла быть уволена по сокращению штата, т.к. имеет ребенка в возрасте до трех лет. Просила восстановить ее в департаменте внешних связей ЯНАО в должности главного специалиста отдела научной инфраструктуры Управления по науке с 01.01.2019 г., взыскать в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда.
Определением от 12 февраля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ликвидационная комиссия Департамента по науке и инновациям ЯНАО.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнила заявленные требования, просила суд признать приказ Департамента по науке и инновациям №-лс от 19.12.2018 года незаконным, восстановить на работе в занимаемой должности, внести соответствующие изменения в трудовую книжку, обязать Департамент внешних связей ЯНАО предоставить ей должность государственной гражданской службы в его штате и заключить с ней служебный контракт на неопределенный срок с 01.01.2019 года, взыскать с ответчиков в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей. Отказалась от иска в части требований к Департаменту внешних связей Ямало – Ненецкого автономного округа о взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, просила суд прекратить производство по делу в этой части, поддержала требования и доводы иска.
Представитель ответчика департамента по науке и инновациям ЯНАО ФИО2, представитель департамента внешних связей ЯНАО ФИО3, действующие на основании доверенности, требования иска не признали, поддержали доводы, изложенные в возражениях на иск.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав мнение прокурора, полагавшего требования истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Закона ЯНАО от 29.03.2005 г. № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе ЯНАО» государственная гражданская служба автономного округа – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий автономного округа, а также полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности автономного округа.
Согласно положений ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, истец состояла с Департаментом по науке и инновациям ЯНАО в трудовых отношениях в должности главного специалиста отдела развития научной инфраструктуры управления по научно-технической политике с 01.11.2012 года.
Приказом Департамента по науке и инновациям ЯНАО №-лс от 19.12.2018 года служебный контракт с истцом ФИО1 расторгнут, истица уволена 29.12.2018 года с гражданской службы в соответствии с п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2018 года " 114-ПГ "О структуре исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" принято решение о реорганизации с 01.01.2019 года Департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО путем присоединения к нему Департамента по науке и инновациям ЯНАО. Департамент международных и внешнеэкономических связей ЯНАО был переименован в Департамент внешних связей ЯНАО.
В соответствии с распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2018 года №-р "Об оптимизации штатной численности некоторых исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" предельная штатная численность Департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО с 01.01.2019 года увеличена на 10 единиц должностей государственной гражданской службы ЯНАО за счет сокращения единиц в Департаменте по науке и инновациям ЯНАО, указанных в приложении №3 к указанному распоряжению.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в судебном заседании, следует, что во исполнение плана мероприятий оптимизации организационно-штатной структуры предельная штатная численность Департамента по науке и инновациям ЯНАО с 01.01.2019 года сокращена на 30 единиц, из них 23 единицы должностей государственной гражданской службы ЯНАО.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в Департаменте по науке и инновациям ЯНАО было проведено сокращение численности штата. Вновь созданные ответчиком должности в Департаменте внешних связей не дублировали сокращенные должности по наименованию и содержанию их трудовых функций.
Доводы истца о том, что реального сокращения штата в Департаменте по науки и инновациям ЯНАО не было, а имел место перевод из одного Департамента в другой, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Более того, при рассмотрении дела по существу суд учитывает и то обстоятельство, что по смыслу ч.1 ст.34, ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые организационные решения, в частности о вновь создании структурных подразделений и штатных единиц, а также кадровые решения по подбору, перестановке и увольнению персонала, соблюдая при этом требования ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
По общим правилам трудового законодательства численность, структуру и штаты вправе самостоятельно определять только сам работодатель.
При рассмотрении дела по существу суд не должен исследовать ни обоснованность, ни необходимость, ни целесообразность оптимизации структуры организации работодателем (сокращение штата) или количества используемых для выполнения определенной работы лиц (сокращение численности).
Анализ доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, показывает, что при сокращении истца ФИО1 работодателем не была нарушена процедура увольнения.
Указанное обстоятельство не оспаривала в судебном заседании истец ФИО1.
Также из пояснений истца в судебном заседании следует, что неприязненных отношений к ней у работодателя не имелось, служебные проверки в отношении нее не проводились.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что в целях реализации положений ч.1, 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Департаментом по науке и инновациям ЯНАО в адрес Департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО 01.11.2018 года направлено письмо № о предоставлении информации по вакантным должностям государственной гражданской службы ЯНАО.
Из материалов дела следует, что Департаментом по науке и инновациям ЯНАО был получен ответ Департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО 06.11.2018 года № с перечнем вводимых с 01.01.2019 года должностей государственной гражданской службы, а также квалификационные требования к ним.
Согласно указанного письма к должности государственной гражданской службы ЯНАО- главного специалиста отдела развития научной инфраструктуры и высшей школы управления по науке Департамента внешних связей ЯНАО были предъявлены квалификационные требования- высшее профессиональное образование уровня бакалавриата по направлениям подготовки (специальности) профессионального образования "Менеджмент", "Социология и социальная работа" или по иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данному направлению подготовки (специальности).
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 имеет 2 высших образования по специальностям "Таможенное дело" и "Государственное и муниципальное управление".
В судебном заседании установлено, что до прекращения трудовых отношений с истцом работодатель предложил ей все имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы, вакантные как на период проведения организационно-штатных мероприятий, так и на момент увольнения.
Указанное обстоятельство не оспаривала истица ФИО1 в судебном заседании.
Доказательств того, что имелись иные вакантные должности, истцом в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено, а судом не установлено.
Доводы истца о применении к сложившимся правоотношениям сторон положений ст. 179, 261 ТК РФ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку вся предельная штатная численность Департамента по науке и инновациям ЯНАО с 01.01.2019 года сокращена на 30 единиц, из них - 23 единицы должностей государственной гражданской службы ЯНАО.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что нарушений законодательства работодателем не допущено, и увольнение истца является законным и обоснованным.
Требования иска к Департаменту внешних связей ЯНАО о возложении обязанности предоставить истцу должность государственной гражданской службы в его штате и заключить с ней служебный контракт на неопределенный срок с 01.01.2019 года также не могут быть удовлетворены судом, поскольку процедура приема на работу и заключения бессрочного трудового контракта осуществляется ответчиком в соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с учетом квалификационных требований, предъявляемых к замещаемой должности.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела по существу судом установлено, что должность государственной гражданской службы ЯНАО- главного специалиста отдела развития научной инфраструктуры и высшей школы управления по науке Департамента внешних связей ЯНАО была создана ответчиком вновь с 01.01.2019 года.
Требования иска о взыскании компенсации морального вреда являются производными от вышерассмотренных требований, в удовлетворении которых судом отказано, а, следовательно, также не подлежат удовлетворению судом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту внешних связей Ямало – Ненецкого автономного округа о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Богомягкова О.В.