Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3210/11
Решение
Именем Российской Федерации
15 августа 2011 года г. Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре Стариковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43 к ОАО «Электротехнический комплекс» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения,
Установил:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ОАО «Электротехнический комплекс», являясь энергоснабжающей организацией, в январе текущего года предложило заключить договор энергоснабжения. Рассмотрев проект договора, они представили протокол разногласий. Часть пунктов проектов договор принята в редакции истцов. Вместе с тем, спорными пунктами остались условия пунктов: 2.1.2; 2.2; 3.1.4 (частично); 3.2.3; 3.3.2; 3.3.7; 4.2.1; 4.2.2; 4.3; абз. 3 п. 4.3.1; 4.3.3; абз. 3 п. 4.4; 4.5; 5.4; 5.5; 5.6. Считают, что спорными пунктами проектов договоров нарушаются отдельные положения ГК РФ и Закона РФ «О Защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ, Правил предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Просят суд об урегулировании возникших разногласий.
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МП «Тепловая компания», Региональная энергетическая комиссия Омской области.
В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы не раз уточняли требования, в окончательном варианте истцы предложили редакцию спорных пунктов 2.2; 3.1.4; 3.2.3; 3.3.7; 4.2.1; 4.2.2; 4.3;, абзац 3 п. 4.3.1; 4.5 договоров энергоснабжения следующей редакции:
пункт 2.2. договоров: «Размер платы в месяц рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Мэра г. Омска. Для ЭО тарифы на выработку и передачу тепловой энергии утверждаются Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК), публикуются в средствах массовой информации, порядок оплаты Абонентом определяется Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Цена договора изменяется и считается согласованной сторонами с момента ввода в действие новых тарифов на тепловую энергию и (или) новых нормативов потребления коммунальных услуг для населения, которые публикуются в средствах массовой информации»;
пункт 3.1.4. договоров: «Обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность тепловых сетей Абонента, а также приборов учета потребления тепловой энергии. Устранять аварии, а также выполнять заявки Абонента в сроки, установленные Законодательством РФ и договором»;
пункт 3.2.3. договоров: «Если Абонент не оплатил использованную теплоэнергию, услуги по ее передаче до 10 числа месяца, следующего за расчетным, то с 11 числа, следующего за расчетным, начислить и взыскать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты.
За потребление тепловой энергии без разрешения ЭО (увеличение установленных договором тепловых нагрузок, самовольное подключение в межотопительный период, подключение без подписания наряда в начале отопительного сезона) Абонент обязан возместить реальный ущерб. Нарушение фиксируется двусторонним актом. Отказ Абонента от подписи акта не освобождает его от ответственности»;
Пункт 3.3.7. договоров: «Допускать в заранее согласованное с ЭО время в занимаемое жилое помещение представителей ЭО, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутридомового оборудования жилого дома и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей ЭО для ликвидации аварий - в любое время»;
Пункт 4.2.1. договоров: «При наличии приборов учета у Абонента - по показаниям этих приборов, если они отвечают требованиям, предъявляемым к коммерческим приборам учета»;
Пункт 4.2.2. договоров: «При отсутствии приборов учета у Абонента размер платы за отопление определяется, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного Администрацией г. Омска, общей площади помещения (квартиры, жилого дома) и тарифа на тепловую энергию, установленного Региональной энергетической комиссией Омской области»;
Пункт 4.3. договоров: «Оплата Абонентом за тепловую энергию, услуги по ее передаче производится в соответствии с п.2.2.»;
Абзац 3 пункта 4.3.1. договоров: «Ежемесячно
- за отопление нежилых помещений - по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК), в соответствии с договорными нагрузками (п. З.1.1.). Расчеты за поставленную тепловую энергию на нежилые помещения производятся в течение отопительного периода с учетом неравномерности температур»;
Пункт 4.5. договоров: «Абонент оплачивает потребленную тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии по квитанциям ЭО до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств через почтовые отделения связи»;
Пункты 5.4.; 5.5.; 5.6. договоров исключить.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истцов ФИО44 заявленные требования поддержали в уточненном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнениях к нему. Указал, что все имеющиеся с ответчиком разногласия касаются оплаты потерь на сетях абонента и платы за подпиточную воду. По ранее заявленным спорным пунктам договоров стороны пришли к согласию.
В судебное заседание истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43 явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Представители ответчика ОАО «Электротехнический комплекс» ФИО45 и ФИО46, действующие на основании доверенностей, против удовлетворения заявленных требований возражали, представив письменный отзыв, в котором указали, что возражают против принятия спорных пунктов договоров энергоснабжения в редакции истцов. Представили свой вариант спорных пунктов редакции договоров энергоснабжения. Указали, что все имеющиеся с истцами разногласия касаются оплаты потерь на сетях абонента и платы за подпиточную воду.
В судебном заседании представитель МП «Тепловая компания» - ФИО47, действующая на основании доверенности, оставила вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что потери на сетях абонента оплачивается абонентом.
В судебном заседании представитель Региональной энергетической комиссии Омской области - ФИО48, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что при возникновении потерь, которые не входят в тарифы, и в случае, если собственниками являются абоненты, то они несут бремя содержания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (ст. 445 ГК РФ).
В соответствии со ст. 445 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, ОАО «Электротехнический комплекс» (энергоснабжающая организация) в январе 2011 года в адрес истцов (абонентов) направило подписанные проекты договоров энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № с предложением об их заключении (том 2 л.д. 80-193, том 3 л.д. 1-156).
Истцы выразили свое несогласие с указанными проектами договоров и направили ответчику протоколы разногласий (том 1 л.д. 27-244, том 2-79).
В связи с не достижением сторонами согласия по редакции спорных пунктов договоров истцы обратились в суд с настоящим иском, в котором просили принять спорные пункты договоров энергоснабжения в редакции абонентов, изложенные в окончательных исковых требованиях.
Ответчиком предложен свой вариант редакции спорных пунктов договоров энергоснабжения, а именно:
Пункт 2.2. Последнее предложение первого абзаца предлагает изложить в следующей редакции: «Стоимость подпиточной воды на сетях абонента, необходимой для восполнения потерь обусловленных утечкой теплоносителя определяется калькуляцией ЭО в одностороннем порядке. При этом стоимость подпиточной воды складывается из стоимости водоподведения и канализования ОАО «ОмскВодоканал», удельных затрат на химреагенты для очистки 1м3 воды, удельных затрат на электроэнергию для
подлиточных насосов, рентабельности 14,4% и накладных расходов 40,72 %.
Пункт 3.1.4. Не пришли к согласию;
Пункт 3.2.3 «Если Абонент не оплатил использованную Энергию до 10 числа месяца, следующего за расчетным, то с 11 числа месяца, следующего за расчетным, начислить и взыскать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты».
За потребление тепловой энергии без разрешения ЭО (самовольное подключение в межотопительный период, подключение без подписания наряда в начале отопительного сезона, увеличение установленных договором тепловых нагрузок), Абонент платит ЭО штраф, в размере стоимости потребленной энергии, определенной расчетным путем, за период с календарной даты последнего обследования объектов Абонента в пределах срока исковой давности, а если такого следования не производилось, то с начала соответствующего отопительного периода, по день устранения нарушения. Объем тепловой энергии, потребленной с нарушением условий настоящего договора определяется ЭО на основании технических параметров отапливаемого помещения (строения), указанных в техническом паспорте или полученных ЭО путем обследования (замера) теплопотребляющих установок и отапливаемого помещения (строения). Нарушение фиксируется двухсторонним актом. Отказ от подписи акта потребителем не освобождает его от уплаты стоимости потребленной тепловой энергии.
Стоимость тепловой энергии, потребленной с нарушениями условий настоящего договора, оплачивается в течение 14 дней со дня получения потребителем счета. Отказ Абонента от подписи акта не освобождает его от ответственности».
Пункт 3.3.7«В согласованное с Абонентом время пускать в жилые и нежилые помещения представителей ЭО для контроля над режимами теплопотребления, рациональным использованием тепловой энергии и надзора за техническим состоянием и эксплуатацией систем теплоснабжения и учёта тепловой энергии, а также для произведения ограничения тепловой энергии на сетях Абонента при нарушении им условий расчетов.
Пункт 4.2.1, 4.2.2, 4.3. Предлагают оставить в редакции ОАО «ЭТК».
Пункт 4.3.1. Считают возможным исключить последний абзац.
Пункт 4.5. Считают возможным исключить последний абзац.
Пункты 5.4, 5.7 предлагает исключить словосочетания «приостановить или», «приостановление или» в остальном руководствоваться редакцией, предложенной ОАО «ЭТК».
Пункты 5.5, 5.6 принять в редакции ОАО «ЭТК».
Кроме того, ответчиком даны письменные пояснения по расчету потерь. В договорах энергоснабжения, заключенных между ОАО «Электротехнический комплекс» и истцами к оплате предъявляется только нормативная утечка теплоносителя на тепловых сетях и внутренних системах теплопотребления абонентов. Согласно п. 1.2.3 «Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (МДК 4-03.2001)», утв. приказом Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ к утечке теплоносителя относятся только технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей и систем теплопотребления в регламентированных Правилами пределах.
При этом согласно п. 1.2.4 данного документа потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального режима эксплуатации, а также превышающие нормативные значения показателей, приведенных выше, в утечку не включаются и являются непроизводительными потерями. О данных сверхнормативных потерях идет речь только в п.3.3.5 договора энергоснабжения.
При формировании тарифов на тепловую энергию, РЭК Омской области не включает в тариф нормативные утечки теплоносителя на тепловых сетях и системах внутреннего теплопотребления, находящихся на балансе абонентов.
Данная позиция четко прописана в «Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии», утвержденной приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п.1 данного документав нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии не включаются потери и затраты на источниках теплоснабжения и в энергопринимающих установках потребителей тепловой энергии, включая принадлежащие последним трубопроводы тепловых сетей и тепловые пункты.
Согласно актов границ балансовой принадлежности на балансе истцов находятся участки тепловой сети различной диаметров и протяженности, а также внутренние системы теплопотребления каждого абонента.
Согласно требованию п. 1.4 Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных ГУП Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, 2002 г., учет количества реализованной теплоты должен производится приборами в точке учета на границе раздела тепловых сетей. Потери теплоты тепловыми сетями относятся на счет стороны, на балансе которой находятся тепловые сети.
Кроме того, согласно п. 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Первым заместителем Министра энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГпотери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относится на владельца сетей. Порядок определения и величина потерь устанавливаются в договоре.
Поэтому, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, исходя из принципа безубыточности энергоснабжающей организации, потери теплоносителя и тепловой энергии на тепловых сетях и внутренних системах теплоснабжения абонента подлежат оплате потребителями - собственниками сетей.
Расчет объема нормативной утечки на тепловых сетях и системах теплоснабжения, принадлежащих абонентам, выполнен на основании п. 1.2.8 «Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (№)», утв. приказом Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГКроме того, аналогичный способ расчета объема утечки приведен в п. 37 «Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (№)», утв. приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает, что в состав установленных тарифов на тепловую энергию для энергоснабжающих организаций не включаются расходы энергоснабжающих организаций, связанные с возмещением потерь в не принадлежащих им сетях. Более того - в случае включения РЭК в тарифы на тепловую энергию тепловых потерь на сетях владельцев этих сетей - будет явный пример перекрестного субсидирования, заключающийся в том, что затраты по данным потерям конкретных потребителей будут распределены между всеми абонентами. А согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению тарифной политики дано строгое указание по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей на указанные услуги.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ «Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (№)», утв. приказом Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ определение нормативных значений эксплуатационных потерь теплоносителя следует производить по элементам системы теплоснабжения сообразно их балансовой принадлежности, учитывая оснащенность приборами учета тепловой энергии и теплоносителя, а также место их установки относительно границ балансовой принадлежности. В случае наличия прибора учета у абонента тепловые потери на тепловых сетях после прибора абонентом не оплачиваются. В этом случае тепловые потери рассчитываются только для трубопроводов тепловых сетей абонентов, расположенных между границами балансовой принадлежности и местом установки приборов учета. Данные метод расчета указан в п. 4.2.1 договора энергоснабжения.
При этом, согласно п.9.8 и п.9.9 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утв. приказом Первого заместителя министра топлива и энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № (см. Приложение 7) в случае выхода прибора учета из строя и несвоевременном сообщении потребителем о выходе его из строя количество тепловой энергии, масса (объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты. Данные метод расчета указан в п. 4.2.2 договора энергоснабжения (том 3 л.д. 221-223).
На данные пояснения ответчиков, истцами представлены возражения, согласно которым истцы поясняют, что ответчик в вышеизложенных Пояснениях ссылается на следующие документы:
Пункты 1, 2, 3, 4, 8, 12 «Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения», утвержденной приказом Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ; «Инструкцию по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии», утвержденной приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №; Пункт 1.4. Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных ГУЛ Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, 2002 г.; Пункт 3.19. Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики ДД.ММ.ГГГГ; Пункт 37 «Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденных приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №; Пункты 9.8. и 9.9. «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Перечисленные документы в основном носят внутриведомственный характер и не являются обязательными для потребителей теплоэнергии. На внутриведомственный характер указывает п.1 Приказа Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ №: «Утвердить прилагаемую инструкцию по организации в Министерстве энергетики РФ работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии».
В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Приказ Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № вместе с упомянутой методикой не имеет государственной регистрации в Минюсте РФ и официальной публикации. В силу п. 10 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти, конституций, законов, НПА органов гос.власти субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления.
Методические указания ГУП Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова изданы органом, не наделенным властными полномочиями, и потому его акты не обязательны ни для потребителей, ни для суда. Поскольку документ лишен признаков нормативности (обязательность, государственное принуждение), то он и не имеет государственной регистрации в Минюсте РФ и официальной публикации в установленном порядке. Считают, что не имеют признака нормативности и два других документа:
а) Методические рекомендации Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ
б) Методика Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из п.1 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, Методика утверждена в качестве практического пособия к утвержденным Госстроем России (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) РЕКОМЕНДАЦИЯМ по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, учреждениях и организациях ЖКХ и бюджетной сферы. То же указано в преамбуле, пунктах 1 и 2 Методики.
Однако рекомендация определяет желательное, но не обязательное поведение. Следовательно, методическое пособие, основанное на Рекомендациях, лишено признаков нормативности (обязательность, государственное принуждение).
В пункте 1 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сказано: «Настоящие Рекомендации... разработаны в качестве практического пособия для коммунальных теплоснабжающих организаций, для абонентов - юридических лиц... ». Таким образом, Рекомендации не распространяются на абонентов - физических лиц, каковыми являются истцы по делу.
Более того, как видно из преамбулы приказа, он принят в целях реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями, организациями бюджетной сферы», а также «Основных направлений и механизма энергосбережения», одобренных Правительственной комиссией по реформированию ЖКХ в РФ. Оба документа являются не действующими. Действующим документом в области энергосбережения и повышения эффективности является ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...».
Оба документа не имеют государственной регистрации в Минюсте РФ и не опубликованы в установленном порядке.
Приказ Минтопэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердивший «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», хотя и зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №, однако к данным спорным правоотношениям применению не подлежит.
Во-первых, отношения между гражданами - потребителями и теплоснабжающими организациями урегулированы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Во-вторых, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № по сравнению с Приказом Минтопэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № имеет большую юридическую силу и потому подлежит применению согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ.
В-третьих, в п. 4.2.1. договоров урегулирован порядок учета и расчетов при наличии приборов учета у абонентов, а в п. 4.2.2. - при отсутствии приборов учета. Рассматриваемый же ответчиком случай (выход прибор из строя) договорами энергоснабжения не урегулирован и не является предметом спора в суде. Тепловые сети истцов не оснащены приборами учета и рассматриваемая ситуация для них не актуальна. В случае же оснащения приборами учета и их неисправности истцы и ответчик будут обязаны руководствоваться п.п. 31, 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 14 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), при разрешении споров о защите прав потребителей необходимо иметь в виду, что условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Применительно к рассматриваемому делу, исходя из предмета и оснований иска, как представляется истцам, установлению и доказыванию подлежат факты ущемления прав потребителей (либо их отсутствие) условиями договоров, предусматривающих возложение на них дополнительных обязанностей по оплате потерь тепловой энергии и теплоносителя (воды), введением пунктами 5.4., 5.5., 5.6. договоров дополнительных оснований для приостановления и ограничения подачи тепловой энергии и т.п. по сравнению с правилами, установленными нормативно-правовыми актами. Ответчик же ссылается на обстоятельства, не имеющие значения для правильного разрешения дела. Так, ответчик пишет: «...в случае включения РЭК в тарифы на тепловую энергию тепловых потерь на сетях владельцев этих сетей - будет явный пример перекрестного субсидирования...», с дальнейшей ссылкой на Постановление Правительства РФ от21.08.2001г.№ 609. В данном случае рассуждения ответчика носят предположительный характер и не связаны с реальными фактами перекрестного субсидирования органами власти. Предположения ответчика не имеют правового значения. Считают, что вывод в Пояснениях ответчика о том, что «потери теплоносителя и тепловой энергии на тепловых сетях и внутренних системах теплоснабжения абонента подлежат оплате потребителями-собственниками сетей», основанный на вышеуказанных актах, не подлежащих применению при разрешении настоящих спорных правоотношений, является несостоятельным. В своих пояснениях ответчик не опровергает доводы истцов, основанные на положениях части 1 статей 539, 541, 544 ГК РФ, ч.1 ст. 157 ЖК РФ. В соответствии с указанными нормами, а также пунктами 1.1. заключаемых договоров энергоснабжения приобретаемым товаром, объектом оплаты является фактически принятое потребителем количество тепловой энергии. При этом количество теплоэнергии определяется прибором учета, либо исходя из нормативов потребления. Потери теплоэнергии и теплоносителя не являются приобретаемым товаром, объектом оплаты, поскольку не образуют фактически принятое потребителем количество тепловой энергии. Согласно п.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В отношении тарифов на тепловую энергию осуществляется государственное регулирование. Тариф на теплоэнергию - есть денежное выражение ее стоимости, как специфического товара, есть синоним цены этого товара. В рассматриваемом случае цена товара установлена уполномоченным государственным органом - приказом РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 1037,8 руб. за 1 гкал. Упомянутый Приказ является императивным. Поэтому, условия договоров, нарушающие регулируемые цены, в том числе путем включения дополнительных платежей (сверх тарифа) за потери тепловой энергии и теплоносителя, являются недействительными в силу п.1 ст.422 и ст. 168 ГК РФ.
Утверждение ответчика о том, что РЭК Омской области не включает в тариф нормативные утечки теплоносителя не имеет правового значения, поскольку не является основанием для самостоятельного установления ответчиком дополнительных платежей вопреки воле государственного регулирующего органа. Соблюдая баланс интересов ЭО и потребителей, РЭК Омской области принимает во внимание экономически обоснованные затраты.
Мотивируя решение, суд исходит из следующего.
К правоотношениям сторон применяются установленные законом правила о договоре энергоснабжения.
В соответствии с п.1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа сделки.
В соответствии со ст. 539 п.1 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно п.1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Тепловая энергия, являющаяся предметом договора, поставляется потребителю через присоединенную сеть. Заключение договора на снабжение теплоэнергетическими ресурсами возможно только при наличии соответствующих технических средств: сети трубопроводов, присоединенных к сетям энергоснабжающей организации. Наличие технических предпосылок определяется энергоснабжающей стороной. Следовательно, договор теплоснабжения включает в себя как саму тепловую энергию, так и условия по передаче тепловой энергии.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Стороны в судебном заседании указали, что основным противоречием при заключении договоров являются включение в существенные условия договоров тепловых потерь на сетях абонента, стоимости подпиточной воды, необходимой для восполнения потерь, обусловленных утечкой теплоносителя.
Разрешая спор о законности включения в договоры энергоснабжения условия об оплате истцами тепловых потерь на сетях абонента, стоимости подпиточной воды, необходимой для восполнения потерь, обусловленных утечкой теплоносителя, суд исходит из следующего.
Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Количество энергии, расходуемое при передаче по сетям (тепловые потери), подпиточная вода, необходимая для восполнения потерь, обусловленных утечкой теплоносителя, не относятся к фактически принятому абонентом количеству энергии, поэтому в силу закона у абонента нет обязанности производить оплату за тепловые потери, подпиточную воду.
Суд считает, что понесенные теплоснабжающей организацией расходы (тепловые потери при передаче энергии по сетям, подпиточная вода) в связи с обеспечением подачи энергии на энергоустановку абонента, - это неизбежные расходы теплоснабжающей организации по исполнению обязательства по договору энергоснабжения, как и расходы по исполнению энергоснабжающей организацией обязанности, установленной п.2 ст.543 ГК РФ.
Согласно п.1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В отношении тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется государственное регулирование. В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы являются той ценой, по которой оплачивается исполнение договора энергоснабжения. Для потребителя (абонента) это означает, что произведенный им по установленным государственным органом тарифам расчет за фактически принятое количество энергии есть оплата всей цены за исполнение договора энергоснабжения.
Доводы ответчика о правомерности включения в текст договоров энергоснабжения условия об оплате за тепловые потери на сетях абонента, состоят в том, что ОАО «Электротехнический комплекс» несет убытки от тепловых потерь на сетях, принадлежащих гражданам, проживающих в домах индивидуальной застройки. Регулирующим органом (РЭК Омской области) установлен тариф на тепловую энергию для ответчика, который не включает в себя экономически обоснованные расходы ответчика по возмещению стоимости тепловой энергии, составляющей тепловые потери в сетях собственников индивидуальных жилых домов. Ранее эти убытки возмещала администрация города Омска, в настоящее время они не возмещаются из муниципального бюджета. Эти убытки ответчик намерен компенсировать за счет абонентов. Указанные доводы правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, приняты во внимание быть не могут, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями закона энергоснабжающая организация в целях возмещения своих убытков не вправе самостоятельно устанавливать иные обязательные платежи для абонентов по договору теплоснабжения, кроме установленных уполномоченными органами в рамках государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Государственное регулирование тарифов обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии. Поэтому обеспечить возмещение своих расходов по исполнению обязательств по договору энергоснабжения (в т.ч. тепловых потерь на сетях, принадлежащих жителям индивидуальных домов, расходов, связанных с возмещением стоимости подпиточной воды) энергоснабжающая организация вправе только путем включения этих расходов в тарифы на тепловую энергию.
Заключенный сторонами договор энергоснабжения является публичным договором. В соответствии со ст. 426 п.2 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех без исключения потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Из изложенного следует, что цена исполнения договора теплоснабжения должна быть одинаковой для всех потребителей, независимо от проживания их в многоэтажных домах, либо домах индивидуальной застройки.
При таких обстоятельствах спорные условия договора энергоснабжения о возложении на абонента дополнительной обязанности по оплате тепловых потерь на сетях, принадлежащих абоненту, стоимости подпиточной воды, необходимой для восполнения потерь, обусловленных утечкой теплоносителя, не соответствуют п.2 ст.426 ГК РФ, поэтому ничтожны в силу ст.5 ст. 426 ГК РФ.
К правоотношениям сторон по договору энергоснабжения применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителя». В соответствии со ст. 16 указанного закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Условия договоров энергоснабжения о возложении на абонента договора дополнительной обязанности по оплате стоимости подпиточной воды, тепловых потерь на сетях, принадлежащих абоненту, ущемляют права потребителей-истцов по сравнению с вышеприведенными положениями закона о договоре энергоснабжения, потому недействительны.
В данной связи предложенная ответчиком редакция договоров с включением указанных условий не может быть принята судом.
По смыслу указанной правовой нормы в обязанность энергоснабжающей организации входит доставка энергии до границ энергосетей, находящихся в ведении потребителя, а последний несет эксплуатационную ответственность за безопасность и техническое состояние энергосетей и оборудования, находящихся в его ведении.
В ходе рассмотрения дела судом исследованы спорные пункты договоров 2.2 и 3.1.4 энергоснабжения.
Согласно п.1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для возложения на потребителей эксплуатационной ответственности за примыкающие к жилым домам участки наружных тепловых сетей, а также обязанности по возмещению теплоснабжающей организации потерь тепловой энергии в указанных сетях.
Кроме того, согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от ДД.ММ.ГГГГ N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктов 16 - 34, в том числе в части порядка расчета платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Пункт 19 Правил N 307 регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. При этом, определенный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предусматривает при определении объема теплоснабжения применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги, установленной для населения.
Суд находит указанную редакцию соответствующей приведенным выше положениям закона, в связи, с чем принимает редакцию данных пунктов в варианте, представленных истцами, а именно; - Пункт 2.2 договоров: «Размер платы в месяц рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Мэра г.Омска. Для ЭО тарифы на выработку и передачу тепловой энергии утверждаются Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК), публикуются в средствах массовой информации, порядок оплаты Абонентом определяется Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Цена договора изменяется и считается согласованной сторонами, с момента ввода в действие новых тарифов на тепловую энергию и (или) новых нормативов потребления коммунальных услуг для населения, которые публикуются в средствах массовой информации»; Пункт 3.1.4 договоров: «Вести учет и контроль предоставленных услуг по каждому объекту Абонента, на основании действующей методики расчета потребленной теплоэнергии, необходимой для оказания услуг Абоненту, и сведений о перерывах в предоставлении услуг, зафиксированных актом и подписанного сторонами договора».
Суд также считает не противоречащим действующему законодательству следующую редакцию пункта 3.2.3 договоров: «Если Абонент не оплатил использованную теплоэнергию, услуги по ее передаче до 10 числа месяца, следующего за расчетным, то с 11 числа месяца, следующего за расчетным, начислить и взыскать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты.
За потребление тепловой энергии без разрешения ЭО (самовольное подключение в межотопительный период, подключение без подписания наряда в начале отопительного сезона, увеличение установленных договором тепловых нагрузок) Абонент обязан возместить реальный ущерб. Нарушение фиксируется двусторонним актом. Отказ Абонента от подписи акта не освобождает его от ответственности»;
Разрешая спор, суд принимает во внимание, что частью 3 статьи 541 ГК РФ установлено, что если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Следовательно, в отличие от договорных отношений с юридическими лицами в договорных отношениях ЭО с гражданами не допускаются ограничения количества использованной абонентом энергии. Поэтому потребление гражданином любого необходимого ему количества энергии, в том числе, с превышением «установленных договором тепловых нагрузок» (помесячное распределение годового количества теплоэнергии) не образует состава какого-либо нарушения, влекущего штрафные санкции.
Внесение, каких либо-либо иных дополнений в указанный пункт, предложенный истцами, суд считает излишним.
Пункт 3.3.7 договоров: «В согласованное с Абонентом время допускать в жилые и нежилые помещения представителей ЭО для контроля над режимами теплопотребления, надзора за техническим состоянием и эксплуатацией систем теплоснабжения и учета тепловой энергии, выполнения необходимых ремонтных работ, для ликвидации аварий в любое время, а также для произведения работ по ограничению подачи тепловой энергии на сетях абонента при нарушений им условий расчетов.
Суд находит указанную редакцию соответствующей приведенным выше положениям закона, в связи, с чем принимает редакцию данного пункта в варианте, представленном ответчиком.
Пункт 4.2.1. договоров: «При наличии приборов учета у Абонента - по показаниям этих приборов, если они отвечают требованиям, предъявляемым к коммерческим приборам учёта»;
Суд находит указанную редакцию соответствующей приведенным выше положениям закона, в связи, с чем принимает редакцию данного пункта в варианте, представленной истцами.
Суд считает не противоречащим действующему законодательству следующую редакцию пункта 4.2.2. договоров: «При отсутствии приборов учета у Абонента - по приборам учета, установленным на границе раздела тепловых сетей ЭО за вычетом нормативных тепловых потерь на магистральных тепловых сетях, путем распределения остатка между Абонентами пропорционально их доле потребления тепловой энергии и протяженности тепловых сетей»;
Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Количество энергии, расходуемое при передаче по сетям (тепловые потери), подпиточная вода, необходимая для восполнения потерь, обусловленных утечкой теплоносителя, не относятся к фактически принятому абонентом количеству энергии, поэтому в силу закона у абонента нет обязанности производить оплату за тепловые потери, подпиточную воду.
Суд считает, что понесенные теплоснабжающей организацией расходы (тепловые потери при передаче энергии по сетям, подпиточная вода) в связи с обеспечением подачи энергии на энергоустановку абонента, - это неизбежные расходы теплоснабжающей организации по исполнению обязательства по договору энергоснабжения, как и расходы по исполнению энергоснабжающей организацией обязанности, установленной п.2 ст.543 ГК РФ.
Суд находит указанную редакцию пункта договора соответствующей приведенным выше положениям закона, в связи, с чем принимает редакцию данного пункта в варианте, представленной истцами.
Суд считает не противоречащим действующему законодательству следующую редакцию пунктов 4.3. договоров: «Оплата Абонентом за тепловую энергию, услуги по ее передаче производится в соответствии с п.2.2»;
А также пункта 4.3.1. договоров: «ежемесячно
- за отопление жилого дома - согласно тарифам, рассчитанным по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным органами местного самоуправления, в соответствии с площадью, количеством этажей и годом постройки;
- за отопление нежилых помещений - по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК), в соответствии с договорными нагрузками (п.3.1.1.). Расчеты за поставленную тепловую энергию на нежилые помещения производятся в течение отопительного периода с учетом неравномерности температур»;
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Суд находит указанную редакцию пунктов договоров соответствующих приведенным выше положениям закона, в связи, с чем принимает редакцию данного пункта в варианте, представленной истцами.
Суд считает не противоречащим действующему законодательству следующую редакцию пункта 4.5. договоров: «Абонент оплачивает потребленную тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии по квитанциям ЭО до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств через почтовые отделения связи»;
А также пункта 5.4. договоров: «ЭО вправе ограничить подачу тепловой энергии Абоненту в следующем порядке: 1) ЭО направляет в письменной форме Абоненту уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления подача тепловой энергии может быть ограничена. Уведомление доводиться до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения), по указанному им почтовому адресу; 2) При непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока ЭО вправе ограничить подачу тепловой энергии (с предварительным (за 3 суток) письменным извещением путем направления наряда на ограничение подачи тепловой энергии»; пункта 5.5. договоров: «Ограничение подачи коммунальных ресурсов может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений».
Пункт 5.6 договоров суд считает необходимым исключить, в связи с тем, что стороной не представлено обоснования необходимости включения указанного пункта в договор.
Довод истцов о необходимости исключения пунктов 5.4; 5.5 договора, отклоняется судом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Подпункт "д" пункта 50 Правил N 307 устанавливает право исполнителя приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа в порядке, предусмотренном разделом Х данных Правил.
При этом разделом Х Правил N 307, предусмотрено ограничение предоставления тепловой энергии и теплоносителя в целях отопления в случае неполной оплаты коммунальных услуг потребителем.
В пунктах 2 и 3 статьи 546 Кодекса закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом).
В силу положений статьи 426 Кодекса договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Суд находит указанную редакцию пунктов договоров соответствующих приведенным выше положениям закона, в связи, с чем принимает редакцию данных пунктов в варианте, представленной ответчиком.
По правилам установленными ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять спорные пункты договоров энергоснабжения тепловой энергией от ДД.ММ.ГГГГ № в следующей редакции:
пункт 2.2 договоров: «Размер платы в месяц рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Мэра г.Омска. Для ЭО тарифы на выработку и передачу тепловой энергии утверждаются Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК), публикуются в средствах массовой информации, порядок оплаты Абонентом определяется Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Цена договора изменяется и считается согласованной сторонами, с момента ввода в действие новых тарифов на тепловую энергию и (или) новых нормативов потребления коммунальных услуг для населения, которые публикуются в средствах массовой информации»;
пункт 3.1.4 договоров: «Вести учет и контроль предоставленных услуг по каждому объекту Абонента, на основании действующей методики расчета потребленной теплоэнергии, необходимой для оказания услуг Абоненту, и сведений о перерывах в предоставлении услуг, зафиксированных актом и подписанного сторонами договора»;
пункт 3.2.3 договоров: «Если Абонент не оплатил использованную теплоэнергию, услуги по ее передаче до 10 числа месяца, следующего за расчетным, то с 11 числа месяца, следующего за расчетным, начислить и взыскать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты.
За потребление тепловой энергии без разрешения ЭО (самовольное подключение в межотопительный период, подключение без подписания наряда в начале отопительного сезона, увеличение установленных договором тепловых нагрузок) Абонент обязан возместить реальный ущерб. Нарушение фиксируется двусторонним актом. Отказ Абонента от подписи акта не освобождает его от ответственности»;
пункт 3.3.7 договоров: «В согласованное с Абонентом время допускать в жилые и нежилые помещения представителей ЭО для контроля над режимами теплопотребления, надзора за техническим состоянием и эксплуатацией систем теплоснабжения и учета тепловой энергии, выполнения необходимых ремонтных работ, для ликвидации аварий в любое время, а также для произведения работ по ограничению подачи тепловой энергии на сетях абонента при нарушений им условий расчетов;
пункт 4.2.1. договоров: «При наличии приборов учета у Абонента - по показаниям этих приборов, если они отвечают требованиям, предъявляемым к коммерческим приборам учёта»;
пункт 4.2.2. договоров: «При отсутствии приборов учета у Абонента - по приборам учета, установленным на границе раздела тепловых сетей ЭО за вычетом нормативных тепловых потерь на магистральных тепловых сетях, путем распределения остатка между Абонентами пропорционально их доле потребления тепловой энергии и протяженности тепловых сетей»;
пункт 4.3. договоров: «Оплата Абонентом за тепловую энергию, услуги по ее передаче производится в соответствии с п.2.2»;
пункт 4.3.1. договоров: «ежемесячно
- за отопление жилого дома - согласно тарифам, рассчитанным по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным органами местного самоуправления, в соответствии с площадью, количеством этажей и годом постройки;
- за отопление нежилых помещений - по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК), в соответствии с договорными нагрузками (п.3.1.1.). Расчеты за поставленную тепловую энергию на нежилые помещения производятся в течение отопительного периода с учетом неравномерности температур»;
пункт 4.5. договоров: «Абонент оплачивает потребленную тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии по квитанциям ЭО до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств через почтовые отделения связи»;
пункт 5.4. договоров: «ЭО вправе ограничить подачу тепловой энергии Абоненту в следующем порядке:
1) ЭО направляет в письменной форме Абоненту уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления подача тепловой энергии может быть ограничена. Уведомление доводиться до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения), по указанному им почтовому адресу;
2) При непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока ЭО вправе ограничить подачу тепловой энергии (с предварительным ( за 3 суток) письменным извещением путем направления наряда на ограничение подачи тепловой энергии»
пункт 5.5. договоров: «Ограничение подачи коммунальных ресурсов может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений».
пункт 5.6 договоров исключить.
Взыскать с ОАО «Электротехнический комплекс» государственную пошлину в сумме 200 рублей в местный бюджет.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья Г.Г.Щеглаков