ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3210/2010 от 11.02.2011 Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

  Дело №

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 11 февраля 2011 года г. Владивосток

 Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Старовойт Р.К., при секретаре Марущак Е.П.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Девясилов А.А. к ООО «Авторитет-Авто» о защите прав потребителя

 УСТАНОВИЛ:

 ДД.ММ.ГГГГ между Девясиловым А.А. и ООО «Авторитет-Авто» был заключен договор купли-продажи транспортного средства автомобиля «№ стоимостью 1 268000 рублей, с уплатой аванса в размере 127000 рулей.

 Девясилов А.А. обратился в суд с иском к ООО «Авторите-Авто» о взыскании 127000 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с ООО «Авторитет-Авто» договор купли-продажи транспортного средства автомобиля «№» стоимостью 1 268000 рублей, сроком доставки автомобиля до ДД.ММ.ГГГГ В тот же день уплатил ответчику аванс в размере 127000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил ему, что автомобиль прибыл с завода-изготовителя, и пригласил его для осмотра автомобиля. При осмотре автомашины ДД.ММ.ГГГГ в салоне ответчика обнаружил, что в автомобиле отсутствуют коврики в салоне и брызговики. Кроме того, при осмотре автомобиля выявилось, что обшивка салона была грязной, имелись темные пятна и возможно масляные, кузов автомобиля был сильно запылен и в масляных пятнах. К договору не были приложены Приложения № и №. Сотрудники автосалона пояснили, что коврики и брызговики не входят в базовую комплектацию автомобиля. Полагает, что ответчиком была предоставлена неполная информация об автомобиле. В добровольном порядке ответчик отказался удовлетворить претензию, направленную в его адрес ДД.ММ.ГГГГ В связи с недостатками салона и корпуса автомобиля, а также в связи с неполным предоставлением информации о товаре, полагает, что ответчиком нарушены требования ст. 12 ФЗ «О защите прав потребителей», ст.495 ГК РФ. Просит взыскать с ответчика уплаченную сумму аванса, расходы на услуги представителя 15000 рублей, компенсацию морального вреда 5000 рублей.

 В дальнейшем истец увеличил основания исковых требований, указав также, что идентификационный номер, указанный в Приложении № не соответствует номеру поступившего автомобиля. О том, что указанный в Приложении № номер не является идентификационным номером автомобиля, а номером договора заключенного между ответчиком и заводом-изготовителем, узнал после заключения договора. Таким образом, полагает, что данное условие не позволяет определить приобретаемый товар.

 В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме, суду пояснили, как изложено выше. Истец также пояснил, что в помещении автосалона осмотрел перед заключением договора аналогичный автомобиль, в котором имелись в салоне коврики и брызговики. При подписании договора купли-продажи

 Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что коврики и брызговики на любой автомобиль NISSAN не входят в комплектацию, являются дополнительным оборудованием, приобретаются покупателем отдельно. Полная информация по каждому автомобилю, включая его комплектацию, содержится на официальном сайте дилера. Также на стойках в автосалоне возле каждого автомобиля размещена информация в виде прайс-листов, в которых содержится вся необходимая информация относительно комплектации автомобиля, его цена в зависимости от комплектации. Непосредственно в п. 1.3.1 договора купли-продажи указано, что продавец предоставил покупателю информацию обо всех технических характеристиках, параметрах, основных потребительских свойствах автомобиля. В соответствии с договором полностью определены наименование товара (марка, название автомобиля), его количество, комплектация, стоимость. Отсутствие в комплектации автомобиля ковриков в салоне и брызговиков также определяется обычаями делового оборота. Также указала, что в каждом автомобиле находящемся в автосалоне находится руководство по эксплуатации и гарантийная книжка. Истец имел возможность ознакомиться с комплектацией автомобиля по прайс-листу, руководству по эксплуатации, на официальном сайте. Все указанные в договоре Приложения переданы покупателю вместе с основным договором купли-продажи, а именно Спецификация, Соглашение об использовании персональных данных покупателя. Сокращенная форма договора купли-продажи для регистрации в органах ГИБДД передается покупателю после полной оплаты товара, для государственной регистрации автомобиля в ГИБДД. При этом данная форма договора, являющаяся Приложением к договору, не может быть оформлена до поступления автомашины с завода изготовителя, т.к. на момент заключения основного договора автомобиль еще не изготовлен. После доставки автомобиля с завода продавец получает вместе с ним информацию о его идентификационном номере ( идентификационном номере (VIN), эти данные вносятся в сокращенную форму договора купли-продажи для предъявления в ГИБДД. Именно по указанной причине в спецификации к основному договору указан не VIN автомобиля, а номер договора поставки с заводом-изготовителем. Также пояснила, что предпродажную подготовку автомобиль проходит после того, как покупатель оплатит его полную стоимость. После этого подписывает акт приема-передачи товара. Поэтому на момент первичного осмотра автомобиль мог иметь общее загрязнение полученное в связи с его доставкой из г.Санкт Петербурга. Истцу предлагалось осмотреть автомобиль после его предпродажной подготовки, однако он отказался. Кроме того, пояснила, что общество не производит продажу автомобилей по образцу, выставленные в салоне автомобили оборудованы ковриками, брызговиками и многим другим оборудованием, но не указанное в прайс-листе оборудование не входит в его стоимость. Общество готово выплатить истцу 50% внесенного аванса, как это предусмотрено п.5.2 договора. Просит в иске отказать в полном объеме.

 Свидетель Зайцев П.А. в судебном заседании пояснил, что работает менеджером по продажам ООО «Авторитет Авто». Истец осмотрев в дилерском центре автомобиль «NISSAN TEANA 2.5L PREMIUM 4WD» выразил желание приобрести аналогичный автомобиль. На следующий день с ним был заключен договор купли-продажи указанного автомобиля, истец внес аванс. После того как автомобиль был доставлен с завода-изготовителя, он позвонил истцу и пригласил его для осмотра автомобиля на предмет наличия вмятин, царапин. В указанный момент предпродажная подготовка автомобиля не производилась. После внесения покупателем полной стоимости автомобиля, проводится предпродажная подготовка, мытье и чистка салона. После чего покупатель вновь осматривает автомашину, между сторонами подписывается акт приема-передачи, покупателю выдается договор купли-продажи для регистрации автомашины в органах ГИБДД. Подобный договор является Приложением к основному договору купли-продажи. Коврики в салон и брызговики в комплектацию автомашины не входят, являются дополнительным оборудованием, на покупку которого заключается дополнительное соглашение. На автомобилях, которые выставлены в выставочном зале имеются коврики и брызговики и различное дополнительное оборудование не указанное в прайс-листе, однако указанное оборудование не входит в комплектацию автомашины. Комплектация автомобиля определяется по прайс-листу, которые находятся в выставочном зале на стойках возле каждого автомобиля, в нем же указывается полная стоимость автомашины с той или иной комплектацией.

 Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требования отказать по следующим основаниям.

 В преамбуле ФЗ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ № приведены основанные термины и понятия, недостатком товара (работы, услуги) является несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; существенным недостатком товара (работы, услуги) является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

 В силу ст. 10 указанного закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

 Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

 В силу ст. 12 указанного закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

 Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 указанного Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

 Статья 18 закона предусматривает, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

 Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с Перечнем автотранспортные средства отнесены к технически сложны товарам.

 Обсуждая заявленные истцом требования, суд приходит к выводу, что при оформлении договора купли-продажи автомобиля «NISSAN TEANA 2.5L PREMIUM 4WD» ответчиком до сведения истца была доведена необходимая и достоверная информация о товаре в полном объеме. Как следует из пояснений представителя ответчика и опрошенного в ходе судебного разбирательства свидетеля, при осмотре автомобиля истец был ознакомлен с прайс–листом, в котором отражена комплектация указанного автомобиля, при этом стоимость автомобиля определяется непосредственно от его комплектации. Истец в судебном заседании не отрицал наличие в выставочном зале прайс-листов, однако пояснил, что осмотрел автомашину, которая была выставлена в торговом зале, и принял решение о покупке такой же, полагая, что при доставке автомашины с завода изготовителя ему будет предоставлена такая же. Истцом не представлено суду доказательств отсутствия доступа покупателей к информации, размещенной в торговом зале, также истец не представил доказательств отказа ответчика в момент заключения договора купли-продажи какой-либо информации о комплектации автомобиля. В соответствии с п.1.3.1 договора купли-продажи продавец предоставил покупателю информацию обо всех технических характеристиках, параметрах, основных потребительских свойствах автомобиля. Суд не принимает во внимание доводы истца о том, что он не был осведомлен об отсутствии в приобретаемом автомобиле ковриков и брызговиков. Согласно представленному прайс-листу указанное оборудование не входит как в перечень стандартного оборудования, так и в перечень дополнительного оборудования. Возможность установки дополнительного оборудования на автомобиль, как указывал ответчик, предусмотрена также п.3.10 договора купли-продажи.

 В судебном заседании истец также не оспаривал наличие в салоне автомобиля, осмотренного им в выставочном зале ответчика, гарантийной книжки и руководства по эксплуатации. При этом представленное ответчиком руководство по эксплуатации автомобиля «NISSAN TEANA» также содержит в себе перечень оборудования автомобиля как снаружи, так и в салоне, в которое не входят коврики в салон и брызговики. Доказательств тому, что истцу не была предоставлена возможность ознакомления с руководством по эксплуатации автомобиля при оформлении договора купли-продажи суду также не представлено.

 Доводы истца о том, что при заключении договора ему не были представлены Приложения, указанные в тексте договора, не могут быть приняты судом во внимание. Из содержания п. 1.2 договора купли-продажи следует, что Приложение № к договору является Спецификация к товару. В судебном заседании установлено, что Спецификация прилагалась к договору купли-продажи, представлена совместно с исковым заявлением истцом в суд, однако поименована Приложением №. Также по тексту договора имеются ссылки на следующие Приложения: (п.8.1) «Соглашение об использовании персональных данных покупателя» Приложение №, которое также приложено истцом к иску; Приложение № «Договор купли-продажи автомобиля (для государственной регистрации в органах МВД)». Ссылка на наличие Приложения № в договоре отсутствует вовсе. При указанных обстоятельствах доводы ответчика о допущенной при нумерации Приложений к договору ошибке заслуживают внимания, поскольку фактически перечисленные в договоре Приложения (Спецификация, Соглашение об использовании персональных данных) вручены истцу. Договор для государственной регистрации автомашины в органах ГИБДД в виде приложения к договору купли-продажи оформляется сторонами после доставки автомобиля с завода-изготовителя и оформления ПТС (п. 3.6, 9.6). Указанные пояснения ответчика обоснованы и приняты судом во внимание, поскольку между сторонами был заключен договор купли-продажи автомобиля, который на момент заключения договора еще не был изготовлен, сведения необходимые для его регистрации в ГИБДД у ответчика отсутствовали. По тем же основаниям суд не принимает во внимание доводы истца о том, что указанный в спецификации идентификационный номер (VIN) не соответствует номеру, указанному в автомобиле доставленному с завода-изготовителя.

 При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что покупке автомобиля истцом, последнему была предоставлена полная и достоверная информация о товаре, в том числе о комплектации автомобиля.

 Обсуждая требования истца связанные с наличием загрязнений салона автомобиля и его кузова, суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании суммы внесенного аванса. Из анализа положений договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, указанных в п.п. 3.2, 3.4, 3.7, следует, что передача товара покупателю по акту приема-передачи осуществляется после внесения им полной оплаты товара. При этом при приемке автомобиля покупатель обязан осуществить его проверку по количеству и качеству, в том числе проверить внешний вид автомобиля. При указанных обстоятельствах возражения представителя ответчика о том, что при первичном осмотре истцом автомобиля не была проведена его предпродажная подготовка согласуются с положениями договора. При этом истец не представил суду доказательств, что после проведенной продавцом мойки автомобиля и чистки салона, обнаруженное им загрязнения не были бы устранены.

 Таким образом, учитывая, что истцу была предоставлено полная и достоверная информация о товаре, отсутствие в товаре недостатков, в том числе существенных, исковые требования Девясилова А.А. о взыскании с ответчика уплаченной суммы аванса не подлежат удовлетворению. Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, поскольку судом не установлено нарушение прав истца, указанные требования являются производными от основного требования.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Девясилов А.А. в удовлетворении исковых требований к ООО «Авторитет-Авто» о взыскании суммы аванса в размере 127000 руб. 00коп., взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 15000 руб. 00коп.компенсации морального вреда 5000 руб. 00коп. отказать.

 Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

 Судья Старовойт Р.К.