Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2014 года
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Морозовой О.А.
При секретаре Бегеевой М.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Астрахани в интересах ФИО2 ФИО11 к администрации г. Астрахани, Правительству Астраханской области об обязании обеспечения строительства объектов инженерной инфраструктуры,
У с т а н о в и л:
Прокурор города Астрахани обратился в суд в интересах ФИО2 ФИО12 с иском к администрации г. Астрахани, Правительству Астраханской области об обязании обеспечения строительства объектов инженерной инфраструктуры, указав в заявлении, что прокуратурой города проведена проверка по обращению руководителя Приемной Президента Российской Федерации в Астраханской области ФИО1 в интересах ФИО2 по вопросу исполнения земельного законодательства администрацией г. Астрахани, в результате которой установлено, что постановлением администрации г. Астрахани от № ФИО2, являющейся многодетной матерью, предоставлен земельный участок площадью № кв. м. по ул. Академика Н. Демичева, 5 в Трусовском районе г. Астрахани (<адрес>) для строительства и эксплуатации жилого дома. Администрацией г. Астрахани разработан план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства на территории МО «Город Астрахань», гражданам льготной категории, государственная собственность на которые не разграничена. В мероприятиях «дорожной карты» на № год предусмотрены объемы финансирования на разработку проектной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры и проведение экспертизы - № тыс. руб.; на строительство объектов инженерной инфраструктуры - № тыс. руб., из них, для подведения коммуникаций к земельным участкам по ул. <адрес> предусмотрено № тыс. руб. В нарушение требований законодательства администрацией г. Астрахани многодетной семье ФИО2 предоставлен земельный участок по ул. <адрес> в отсутствие инженерной инфраструктуры. В связи с чем просили суд обязать ответчиков обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: г. <адрес>
Помощник прокурора города Астрахани Лаисцева Н.В. и ФИО2 в судебном заседании иск поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель администрации г. Астрахани ФИО3 в судебном заседании требования прокурора города Астрахани в интересах ФИО2 не признала и дополнительно суду пояснила, что утвержденный бюджет администрации г. Астрахани на 2014 год не предусматривает расходов на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельного участка, выделенного ФИО2 Решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации межмуниципальных инвестиционных проектов, в том числе развитие инженерной инфраструктуры муниципальных образований отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и относится к расходным обязательствам бюджета субъекта РФ. Правительством Астраханской области разработан план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства на территории МО «Город Астрахань», гражданам льготной категории, государственная собственность на которые не разграничена, которым срок реализации мероприятий ограничен 2018 годом. В установленный данным планом мероприятий срок земельный участок, предоставленный ФИО2 будет обеспечен инженерной инфраструктурой. В связи с чем просила суд в иске прокурору города Астрахани в интересах ФИО2 отказать.
Представитель Правительства Астраханской области ФИО4 в судебном заседании требования прокурора города Астрахани в интересах ФИО2 не признала и дополнительно суду пояснила, что администрация горда Астрахани должна была предоставить ФИО2 земельный участок со всей необходимой инженерной инфраструктурой. Разработанный Правительством Астраханской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан. В данном случае администрация предоставила ФИО2 земельный участок до подведения к нему инженерной инфраструктуры. Обязанность по производству данных работ возложена на орган местного самоуправления. В связи с чем просила суд в иске прокурору города Астрахани в интересах ФИО2 к Правительству Астраханской области отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Астрахани от № ФИО2, являющейся многодетной матерью, предоставлен земельный участок площадью № кв. м. по ул. <адрес> для строительства и эксплуатации жилого дома. На основании свидетельства о государственной регистрации права от № земельный участок по указанному адресу является собственностью ФИО2
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 №7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания либо в сельской местности по выбору гражданина, для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства в сельской местности.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке определения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Указом Президента Российской Федерации от № «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках , предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Распоряжением Правительством Астраханской области от № в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства на территории МО «Город Астрахань», гражданам льготной категории, государственная собственность на которые не разграничена, которым срок реализации мероприятий ограничен 2018 годом. В мероприятиях «дорожной карты» на 2014 год предусмотрены объемы финансирования:
- на разработку проектной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры и проведение экспертизы - № тыс. руб.;
- на строительство объектов инженерной инфраструктуры - №., из них, для подведения коммуникаций к земельным участкам по ул. Волгоградское шоссе предусмотрено № руб.
В соответствии с указанным выше планом мероприятий образование, проведение кадастровых работ и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, а также проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам отнесено к исполнению органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области. Указанная норма согласуется с положениями статей 11, 29 Земельного кодекса РФ и статьи 15 Федерального закона РФ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей вопросы местного значения муниципального района.
Разработанный Правительством Астраханской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
В нарушение указанных норм закона администрацией г. Астрахани многодетной семье ФИО2 предоставлен земельный участок по <адрес> (<адрес>) в отсутствие инженерной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах, учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяется как бездействие, суд приходит к выводу о наличии такового в части предоставления администрацией города Астрахани ФИО2 земельного участка для индивидуального жилищного строительства не обеспеченного необходимой инженерной инфраструктурой. В связи с чем требования прокурора города Астрахани об обязании администрации г. Астрахани обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом объема работ, необходимых для обеспечения земельного участка объектами инженерной инфраструктуры, суд считает возможным обязать администрацию города Астрахани провести указанные работы в срок до 01 января 2016 года.
Доводы представителя администрации г. Астрахани относительно источников финансирования работ по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой суд не принимает во внимание, поскольку данный вопрос предметом спора не является, а само по себе отсутствие денежных средств в местном бюджете не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку не освобождает ответчика от исполнения обязанностей, отнесенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения и восстановления нарушенных прав граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать администрацию г. Астрахани обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 01 сентября 2014 года.
Судья: