Дело № 2-3212/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Невинномысск 14 декабря 2016 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Трачук А.А.,
при секретаре судебного заседания Облаковой О.В.,
с участием представителя истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю, по доверенности Дышековой Д.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю к Ожаренко А.Е. о взыскании излишне возмещенного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю обратилась в суд с исковым заявлением к Ожаренко А.Е. об обязании представить уточненные налоговые декларацию по форме 3-НДФЛ за 2010-2013 годы, в которых должно быть отражено уменьшения ранее возмещенного из бюджета налога в общей сумме 232 118 рублей, взыскании излишне возмещенного налога на доходы физических лиц в размере 230 118 рублей.
Требования обосновывает тем, что в связи со сдачей Ожаренко А.Е. налоговых деклараций за 2010-2013 годы по форме 3-НДФЛ была проведена камеральная проверка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 главы II Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями) военнослужащие находятся под защитой государства.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так как военнослужащий полностью обеспечивается за счет средств федерального бюджета, и в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", о чем подтверждает п.п. 3 п. 2 статьи 11 главы 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (с изменениями от 2 февраля 2006 г., 4 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.). Использование участником денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В случае приобретения участником накопительно-ипотечной системы жилья в период прохождения военной службы за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа и погашения указанного займа при увольнении участника по решению федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, об исключении участника из реестра участников и на основании его рапорта (заявления) уполномоченный федеральный орган обеспечивает предоставление участнику остатков денежных накоплений и закрывает именной накопительный счет участника.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 главы 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (с изменениями от 2 февраля 2006 г., 4 декабря 2007г., 23 июля 2008 г.) денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной и в установленных настоящим Федеральным законом случаях безвозмездной или возмездной основе уполномоченным федеральным органом для приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения.
Согласно пункту 2 статьи 15 главы 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (с изменениями от 2 февраля 2006 г., 4 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.) при досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у него не возникли основания, предусмотренные пунктами 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, начиная со дня увольнения, по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом уволившийся участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Ожаренко А.Е., согласно договору купли-продажи приобрел квартиру, стоимостью 2 351 000 рублей у ФИО1
Согласно пункту 2.1. договора, денежная сумма в счет уплаты за приобретаемое Недвижимое имущество выплачивается Покупателем в размере 713,89 рублей и 485286,11 за счет средств, предоставляемого Целевого жилищного займа; в размере 1865 000 рублей за счет средств, предоставляемых Кредитором в безналичном порядке путем перечисления денежных средств Покупателя на счет Продавца, открытый в банке.
Целевой жилищный заем предоставляется Участнику НИС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее уполномоченный федеральный орган), в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20.08.2004 N 7-ФЗ (далее - Закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании федерального учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" от 22.12.2005 N 800.
В соответствии со статьей 3 Закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ накопительный взнос -
денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Статьей 15 Закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ установлено, что погашение целевого жилищного займа осуществляется Уполномоченным федеральным органом при возникновении получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, предусмотренных Законом от 20.08.2004 N 117-ФЗ.
Таким образом, следует, что погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами Заявителем, как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляется уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета.
Заявителем каких-либо документов, подтверждающих внесение собственных денежных средств в счет погашения кредита и уплаты процентов по Кредитному договору, не представлено. Основанием для уплаты аккредитива является договор купли-продажи квартиры, котором указано, что квартира приобретается за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Уполномоченным федеральным органом.
Таким образом, неправомерно был заявлен имущественный вычет и возвращен налог в сумме 232118 рублей за 2010-2012 годы Ожаренко А.Е., поскольку расходы на приобретение квартиры Заявителем понесены не за счет личных денежных средств.
Инспекция не имела возможности достоверно выявить источник погашения, так как возможность запрашивать сведения о лицевых счетах появилась только с июля 2014 г. согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
Инспекцией было направлено уведомление № 40727 от 24.12.2014г. о вызове налогоплательщика и о возврате неправомерно заявленного и возмещенного НДФЛ, с просьбой по истечении 5 дней со дня получения данного письма в соответствии со статьей 81 Налогового Кодекса Российской Федерации представить уточненную налоговую декларацию и уплатить излишне возмещенный налог на доходы физических лиц.
Однако до настоящего момента Ожаренко А.Е. не представил уточненную налоговую декларацию, не уплатил излишне возмещенный налог на доходы физических лиц. НДС уплачен частично в сумме 2000 рублей.
Представитель истца Дышекова Д.Х. в судебном заседание исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Ожаренко А.Е. надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не известив суд о наличии уважительных причин неявки, и не представил ходатайства об отложении слушания дела, а также письменных возражений против заявленных исковых требований. При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца, которой судом разъяснены ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд признает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Абзацем 17 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 названного Кодекса предусмотрено, что общий размер такого имущественного вычета не может превышать 2000000 рублей.
В соответствии с абзацем 26 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, связанный с покупкой жилья для налогоплательщика, не применяется в случаях, если оплата расходов производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенных норм права, суд приходит к мнению, что ответчик Ожаренко А.Е. является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного по месту прохождения им военной службы.
Данные обстоятельства подтверждены справками о доходах физического лица за 2010 год № 401 от 04.03.2013 года, за 2011 год № 82 от 04.03.2013 года и за 2012 год № 101 от 18.02.2013 года.
Как установлено в судебном заседании, Ожаренко А.Е. является собственником квартиры № 71 по Доваторцев, 52 «В» г. Ставрополя, общей площадью 66,8 кв. м, на основании договора купли-продажи от 16.08.2010 и передаточного акта от 16.08.2010 года, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.08.2010 года сделана запись регистрации № 26-26-01/106/2010-261. Обременением является ипотека в силу закона.
В связи с приобретением указанной квартиры Ожаренко А.Е. подал налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2010-2013 годы для получения имущественного налогового вычета.
Решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю, Ожаренко А.Е. был произведен возврат налога на доходы физических лиц за 2010-2013 годы в сумме 232118 рублей.
Следовательно, налоговым органом было подтверждено право Ожаренко А.Е., как налогоплательщица на возврат налога на доходы физических лиц за 2010-2013 годы в общей сумме 232118 рублей.
Как следует из материалов дела, по результатам налоговой проверки в адрес, Ожаренко А.Е. было направлено уведомление № 40727 от 24.12.2014 года о вызове налогоплательщика и о возврате неправомерно заявленного и возмещенного НДФЛ, с просьбой в соответствии со статьей 81 Налогового Кодекса Российской Федерации представить уточненную налоговую декларацию за 2011-2013 годы и уплатить излишне возмещенный налог на доходы физических лиц. Однако до настоящего момента, Ожаренко А.Е. не представил уточненную налоговую декларацию, не уплатил излишне возмещенный налог в полном объеме, а произвел оплату лишь в сумме 2000 рублей.
В судебном заседании установлено, что в связи с приобретением вышеуказанной квартиры, Ожаренко А.Е. в налоговый орган были поданы налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2010-2013 годы для получения имущественного налогового вычета.
Согласно пункту 2.1. договора, денежная сумма в счет уплаты за приобретаемое Недвижимое имущество выплачивается Покупателем в размере 713,89 рублей и 485286,11 за счет средств, предоставляемого Целевого жилищного займа; в размере 1865 000 рублей за счет средств, предоставляемых Кредитором в безналичном порядке путем перечисления денежных средств Покупателя на счет Продавца, открытый в банке.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
Пунктом 4 статьи 3 названного Федерального закона определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Анализ вышеприведенных норм права и представленных в материалы дела доказательств, позволяют суду прийти к выводу о том, что квартира Ожаренко А.Е. 2011 году была приобретена в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуемой за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы. Согласно названной норме права процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования.
Для получения дохода от инвестирования накопительные взносы из федерального бюджета, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", по договору доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения передаются в доверительное управление управляющим компаниям. Учредителем и выгодоприобретателем по указанному договору является Российская Федерация.
Установив, что накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих реализуется за счет средств федерального бюджета, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части взыскания с Ожаренко А.Е. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2010-2013 годы в размере 230 118 рублей.
По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Правила, установленные частью 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Положения ст.ст. 8 и 333.18 и подп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.
Статья 333.19 НК Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 БК Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход в доход местного бюджета в размере рублей копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования инспекции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю к Ожаренко А.Е. удовлетворить.
Обязать Ожаренко А.Е. представить в Межрайонную ИФНС России №8 по Ставропольскому краю уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2010-2013 годы, в которых должно быть отражено уменьшения ранее возмещенного из бюджета налога в общей сумме 232 118 рублей.
Взыскать с Ожаренко А.Е. в доход государства излишне возмещенный налог на доходы физических лиц в размере 230 118 рублей.
Взысканные денежные средства перечислить в Межрайонную инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю, расчетный счет 40101810300000010005, БИК 040702001, КБК 18210102010010000110, ОКТМО 07724000, сумма к уплате 230 118 рублей.
Взыскать с Ожаренко А.Е. в доход муниципального образования города Невинномысска государственную пошлину в размере 5501 рубля 18 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца, а ответчик, не присутствовавший в судебном заседании вправе подать в Невинномысский городской суд заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.
Судья А.А. Трачук