Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2013 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Касацкой Е.В. при секретаре судебного заседания Богдановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, индивидуальному предпринимателю ФИО2, товариществу собственников жилья «Мушкетер» об оспаривании распоряжения, возложении обязанности демонтировать рекламную конструкцию,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с названным заявлением, в обоснование указав, что на основании заявления ИП ФИО2 Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории г. Омска, по адресу: <адрес>, указанное распоряжение заявитель считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы. А именно, порядок установки наружной рекламы на стенах дома регламентируется ст. 19 ФЗ «О рекламе», а также ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, в соответствии с которыми, к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относиться принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в доме иными лицами, в том числе, о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в доме, в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, предусмотренном ЖК РФ. П. 3.1. ст. 44 ЖК РФ также предусмотрено аналогичное положение, согласно которому, спорный вопрос разрешается общим собранием. Документом, подтверждающим право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции будет являться протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Полагая, что размещение указанных рекламных конструкций ИП ФИО2 непосредственно перед окнами помещений, принадлежащих ФИО1, незаконным, последняя обратилась в Кировский районный суд г. Омска с требованием о демонтаже указанной рекламной конструкции. В рамках рассмотрения указанного заявления, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. Представителем Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска были представлены в материалы дела и заявителю заверенные копии следующих документов: распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на установку рекламной конструкции № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Из анализа представленных Департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска документов, в частности, протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 установлено, что собрание проводилось ДД.ММ.ГГГГ в форме очного голосования, т.е. в присутствии собственников помещений в многоквартирном доме, либо их уполномоченных представителей; общая площадь помещений в жилом доме 6329,6 кв.м; в собрании (голосовании) приняло участие № собственника, обладающих 6329,6 кв.м, что составляет 100 % от общего числа собственников. По вопросу размещения рекламной конструкции ИП ФИО2 проголосовало «за» № собственника, обладающих 6329,6 кв.м, что составляет 100% от общего числа голосов. В связи с чем, решение принято единогласно. Таким образом, в общем собрании принимали участие абсолютно все собственники помещений в многоквартирном доме, а так же абсолютно все собственники проголосовали за установку рекламной конструкции ИП ФИО2 При этом ФИО1 принимала участие в собрании, проводившемся ДД.ММ.ГГГГ и ей подлинно известно следующее: в собрании не принимало участие 100% собственников помещений в многоквартирном доме (приложения к протоколу о регистрации собственников для участия в собрании, а равно протокол голосования ТСЖ «Мушкетер» в распоряжение заявителя не представило); в повестке собрания вопроса о размещении рекламной вывески ИП ФИО2 не было. Протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ фактически является подложным.
На основании изложенного просила признать распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, обязать ИП ФИО2 демонтировать рекламную конструкцию, размещенную на фасаде дома по адресу: <адрес>
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования уточнила, не поддержала требования в части оспаривания распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, поскольку, как установлено в судебном заседании, данное распоряжение было аннулировано по заявлению ИП ФИО2. В остальной части требования поддержала.
ИП ФИО2 в судебном заседании требования не признала, пояснив, что в настоящее время оспариваемое распоряжение аннулировано на основании ее заявления, выдано новое разрешение на эксплуатацию рекламной конструкции, согласно которому, рекламная конструкция расположена на прежнем месте.
Представитель ТСЖ «Мушкетер» по доверенности ФИО3 поддержала позицию ИП ФИО2 (л.д. 20).
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание, несмотря на то, что именно законность его действий оспаривается, не явился, извещен надлежаще, документов об аннулировании оспариваемого распоряжения не представил, как и новое распоряжение, что привело к необходимости объявлять длительный перерыв в судебном заседании, на что особо обращает внимание суд.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, возлагаются на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судебным разбирательством, ФИО1 является собственником нежилых помещений 3П, общей площадью 194 кв.м, расположенных на 1-м и 2-м этажах, находящихся по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Судом установлено, что на фасадной части здания между первым и вторым этажами здания установлена принадлежащая ИП ФИО2 (л.д.___) рекламная конструкция «Карнавальная лавка».
Согласно п. 23 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденного решением Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N 452, к функциям департамента в области рекламы и дизайна относится принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории <адрес>; выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории <адрес>, аннулирование таких разрешений, выдача предписания о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории <адрес>.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции», ИП ФИО2 выдано разрешение №рм на установку рекламной конструкции на территории <адрес> по адресу: <адрес>. Как следует из разрешения, оно дано на размещение рекламной конструкции на здании, владелец ИП ФИО2, приложен эскиз изображения, соответствующий размещенному, указаны материалы, из которого оно изготовлено (л.д. 8, 10,11).
Согласно ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта РФ. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
К указанному в ч. 9 настоящей статьи заявлению прилагаются: 1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом РФ и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.
Как усматривается из материалов дела, в основу оспариваемого распоряжения Департамента имущественных отношений был положен протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор на размещение средства наружной рекламы от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ТСЖ «Мушкетер», осуществляющим управление домом, согласно которому, ТСЖ предоставило место для распространения наружной рекламы на фасадной части здания между 1ым и 2ым этажом (л.д. 9, 12, 39-40).
Решением Кировского районного суда г. Омка от ДД.ММ.ГГГГ, по иску ФИО1 к ТСЖ «Мушкетер», В.Л.Н. и другим о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом общего собрания от 18 сентября 2012 г., исковые требования ФИО1 были удовлетворены, признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.___).
В настоящее время на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на установку спорной рекламной конструкции аннулировано, признано утратившим оспариваемое распоряжение Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.___).
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № выдано разрешение ИП ФИО2 № на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <адрес>; распоряжение выдано на основании протокола общего собрания по результатам заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ; как следует из разрешения, по сравнению с ранее выданным изменений не произошло, рекламная конструкция расположена в прежних границах (л.д.___).
При этом суд отмечает, что Кировским районным судом г. Омска уже рассматривалось гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Мушкетер», ИП ФИО2 о возложении обязанности по демонтажу спорной рекламной конструкции, в рамках которого были уже установлены обстоятельства следующего характера: в обоснование требований ФИО1 ссылалась на нарушение требования САНПиН, предъявляемых к освещению жилых и общественных помещений, при этом в ходе разбирательства по делу, суд установил, что доказательств в обоснование исковых требований представлено не было, сам по себе факт расположения конструкции напротив окон истца не свидетельствует о нарушении его прав, также установлено, что установка конструкции произведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, так же указано, что то, что договор аренды рекламного места заключен между ответчиками 01 июля 2012 г., не может повлечь за собой удовлетворение требований, поскольку названным решением собственники одобрили заключение договора аренды (л.д. ___).
Данное решение суда, вступившим в законную силу, имеет в силу ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение при разрешении настоящего спора.
В настоящее время распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № на основании которого выдано разрешение ИП ФИО2 № на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <адрес>, как и положенный в его основу протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, не оспорены, являются действующими, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение тридцати дней после изготовления решения в полном виде.
Судья Е.В. Касацкая