ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3214/2022 от 19.07.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-3214/2022

51RS0001-01-2022-003722-20

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года город Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе

председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,

при секретаре Дроздовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя военного прокурора 305 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району к АО «Норд Вест Флот Компании», Борисову С.В. о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам,

установил:

Заместитель военного прокурора 305 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации в ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району с иском к АО «Норд Вест Флот Компании», Борисову С.В. о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам.

В обоснование требований указано, что вступившими в законную силу постановлениями Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по делам и АО «Норд Вест Флот Компани» и Борисов С.В. признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения АО «Норд Вест Флот Компани» и Борисов С.В. к административной ответственности явился установленный сотрудниками пограничного органа факт вылова неучтенных ВБР и камчатского краба, факт вылова которого был скрыт, а сам краб либо был использован для заготовки неучтенной продукции из ВБР, либо выбрасывался за борт без соблюдения требования о причинении как можно меньшего вреда. Иные ВБР перерабатывались, но учет выловленного и переработанного отличался от того объема, который был фактически добыт, чем допустили нарушение п. 9.1, 14.1, 14.3, 14.4.8, 15.2, 15.2.1 и 28 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 №414

Размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, составил 14 260 330 рублей и в добровольном порядке ответчиками не возмещен.

Просит суд, взыскать солидарно с АО «Норд Вест Флот Компани», Борисова С.В. в пользу ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району» для перечисления в доход бюджета РФ ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам Российской Федерации в размере 14 260 330 рублей.

Представитель истца Заместителя военного прокурора 305 военной прокуратуры гарнизона в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району» в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку вступившими в законную силу постановлениями суда установлен факт незаконного вылова ВБР, тем самым и установлен факт негативного воздействия на окружающую природную среду и истощение ВБР. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Норд Вест Флот Компани», в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что факт привлечения ответчиков к административной ответственности за нарушение Правил рыболовства не является доказательством негативного воздействия на окружающую природную среду и истощение ВБР; истцом не доказан факт незаконности вылова ВБР, не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и негативным результатом таких действий для природной среды; не доказан размер причиненного вреда как в стоимостном так и в натуральном (количественном) выражении. Просил в иске отказать.

Борисов С.В. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, направил в суд представителя.

Представитель Борисова С.В. в судебном заседании поддержал доводы АО «Норд Вест Флот Компани» в полном объеме, просил в иске отказать.

Представитель третьего лица УФССП России по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, мнения по иску не представил.

Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы дела Октябрьского районного суда г. Мурманска, приходит к следующему.

Отношения по использованию и охране водных объектов регулируются Водным кодексом РФ, а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 статьи 26 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства:

1) запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов;

2) закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов;

3) минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов;

4) виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов;

5) размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;

7) распределение районов добычи (вылова) водных биоресурсов (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона) между группами судов, различающихся по орудиям добычи (вылова) водных биоресурсов, типам и размерам;

8) периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для групп судов, различающихся орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, типами (мощностью) и размерами;

9) количество и типы (мощность) судов, которые могут осуществлять промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство одновременно в одном районе добычи (вылова) водных биоресурсов;

10) минимальный объем добычи (вылова) водных биоресурсов на одно судно;

11) время выхода в море судов для осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства;

12) периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения;

13) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства.

Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (п.2 ст. 26 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

Пунктом 1 статьи 34 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении: промышленного рыболовства; прибрежного рыболовства; рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства); организации любительского рыболовства; в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Статьей 43.1. ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", установлено, что правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В правилах рыболовства устанавливаются:

1) виды разрешенного рыболовства;

2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства;

3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов;

4) требования к сохранению водных биоресурсов;

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (п.4 ст. 43.1 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

Приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 N 414 утверждены Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.

Разделом 3 Правил установлены запретные для добычи (вылова) виды водных биоресурсов и суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов определенного вида, разрешенная гражданину для добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства.

Согласно пункту 76 Правил, вылов (добыча) камчатского краба запрещается.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судно , принадлежащее на праве собственности АО «Норд Вест Флот Компани», под командованием должностного лица капитана Борисова С.В. осуществляло добычу (вылов) водных биоресурсов (далее - ВБР) в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море по разрешению от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Североморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, при этом ответчиками допущены нарушения пунктов 9.1, 14.1, 14.3, 14.4.8, 15.2, 15.2.1 и 28 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 №414 (далее - Правила рыболовства).

Частичная незаконность добытого улова образовалась в силу того, что добывались ВБР, либо не входившие в разрешение, либо добытые законно, но при этом судно не меняло позицию после тралений, в целом не сообщало или сообщало недостоверную информацию в Росрыболовство и не вносило соответствующие записи в промысловую и судовую документацию (пункты 9.1, 14.1, 14.3 и 14.4.8 Правил рыболовства), не выполняя при этом в полном объеме требования пунктов 15.2, 15.2.1 и 28 Правил рыболовства, учитывая, что добытый прилов включал в себя и прямо запрещенный к добыче краб камчатский (пункт 14.4.8 Правил рыболовства), факт вылова которого был скрыт, а сам краб либо был использован для заготовки неучтенной продукции из ВБР, либо выбрасывался за борт без соблюдения требования о причинении как можно меньшего вреда. Иные ВБР перерабатывались, но учет выловленного и переработанного отличался от того объема, который был фактически добыт.

По данному факту в отношении АО «Норд Вест Флот Компани» возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 и ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Постановлением Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ по делу АО «Норд Вест Флот Компани» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 и ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Постановление вступило в законную силу.

Также по данному факту в отношении Борисова С.В. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

Постановлением Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ по делу Борисов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

Постановление вступило в законную силу.

Судом установлено, что в обоих случаях предметами административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, явились ВБР, из которых изготовлена неучтенная продукция, а именно: краб камчатский в количестве 32,034 кг, камбала-ерш - 23,020 кг, треска - 429,005 кг, пикша - 16,184 кг, окунь морской - 9,821 кг, а также ВБР, учтенные в промысловом журнале, а именно: треска - 12685 кг, камбала морская - 87541 кг, камбала лиманда — 886 кг, камбала-ерш - 10571 кг, зубатка полосатая - 9742 кг, зубатка пятнистая - 2791 кг, скат - 3987 кг, пинагор — 2542 кг.

В соответствии со статьёй 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Из статьи 53 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

Согласно статье 55 ФЗ «О животном мире» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 56 «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Поскольку указанными выше постановлениями судов установлен факт нарушения ответчиками АО «Норд Вест Флот Компании», Борисовым С.В. правил и требований, регламентирующих рыболовство, а, следовательно, и факт причинения ущерба водным биологическим ресурсам, то суд не принимает доводы ответчиков в части не доказанности негативного воздействия на окружающую природную среду и истощение ВБР, незаконности вылова ВБР, в связи, с чем приходит к выводу о том, что причиненный действиями ответчика вред подлежит возмещению.

Из изложенного выше также, следует наличие причинно-следственной связи между действиями ответчиков АО «Норд Вест Флот Компании», Борисова С.В. и негативным результатом таких действий для природной среды.

Размер ущерба, причиненного водным биоресурсам, определен истцом, в соответствии с Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2018 г. N 1321, действующими на дату правонарушения.

Согласно представленному истцом расчету, сумма ущерба, причиненного ответчиками водным биологическим ресурсам, составляет 14 260 330 рублей: крабу камчатскому: (8 экземпляров х 7 184 руб.) х 2 (100% таксы за каждый экземпляр краба камчатского) = 114944 руб.; треске: 4295 экземпляров х 164 руб. = 704380 руб.; пикше: 14 экземпляров х 164 руб. = 2296 руб.; камбале морской: 59960 экземпляров х 137 руб. = 8214520 руб.; камбале-ершу: 27026 экземпляров х 137 руб. = 3702562 руб.; окуню морскому: 27 экземпляров х 137 руб. = 3699 руб.; скату: 4315 экземпляров х 55 руб. = 237325 руб.; зубатке полосатой: 3149 экземпляров х 274 руб. = 862826 руб.; зубатке пятнистой: 411 экземпляров х 274 руб. = 112614 руб.; пинагору: 873 экземпляров х 55 руб. = 48015 руб.; камбале лиманде: 1877 экземпляров х 137 руб. = 257149 руб.

Доводы стороны ответчиков в данной части сводятся к тому, что истцом не доказан размер причиненного вреда как в стоимостном так и в натуральном (количественном) выражении.

Суд не принимает доводы ответчиков в данной части, поскольку согласно заключению судебной экспертизы ООО «Центр профессиональной оценки и консалтинга» , проведенной в рамках дела об административном правонарушении установлено количество незаконно выловленных ВБР в килограммах.

Согласно ответу Полярного филиала ФГБНУ «ВНИРО» от ДД.ММ.ГГГГ с учетом положений указанных выше положений законодательства для получения 32,034 кг краба камчатского потребуется не менее 8 экземпляров указанного вида ВБР, 13114,005 кг трески - 4295 экземпляров, 16,184 кг пикши — 14 экземпляров, 87541 кг камбалы морской — 59960 экземпляров, 10594,02 кг камбалы-ерша — 27026 экземпляров, 9,821 кг окуня морского — 27 экземпляров, 3987 кг ската — 4315 экземпляров, 9742 кг зубатки полосатой - 3149 экземпляров, 2791 кг зубатки пятнистой - 411 экземпляров, 2542 кг пинагора - 873 экземпляра, 886 кг камбалы лиманды - 1877 экземпляров.

Указанный расчет судом проверен, принимается, своего расчета ответчиками суду не представлен.

Доводы ответчика о том, что размер ущерба основывается на недостаточных и недостоверных данных предоставленных ВНИРО, судом не принимается, поскольку суд не может отказать в удовлетворении требований о возмещении ущерба исключительно по основанию недоказанности их размера. В данном случае размер ущерба определен с разумной степенью достоверности.

Таким образом, с АО «Норд Вест Флот Компании», Борисова С.В. подлежит взысканию ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам солидарно в размере 14 260 330 рублей.

Стороной ответчика Борисова С.В. заявлено о снижении размера причиненного ущерба, ввиду тяжелого материального положения, вызванного наличием кредитных и алиментных обязательств.

Вместе с тем, размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде умышленными действиями, подлежит возмещению в полном объеме вне зависимости от правового статуса причинителя вреда и не может быть уменьшен с учетом имущественного положения гражданина (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064, пункт 3 статьи 1083 ГК РФ, пункт 12 постановления Пленума N 49).

Статья 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к неналоговым доходам бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

Пунктом 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» помимо сведений, предусмотренных частью 2 статьи 29.10 КоАП РФ, в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении должно содержаться указание на то, что взысканные суммы имущественного ущерба подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а в случае совершения административного правонарушения во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море - в федеральный бюджет Российской Федерации.

ФСБ России является главным администратором доходов бюджета в части денежных взысканий за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской.

Таким образом, ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, подлежит взысканию в пользу ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району» для перечисления в федеральный бюджет.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с АО «Норд Вест Флот Компании», Борисова С.В. в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 30 000 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 98, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковое заявление Заместителя военного прокурора 305 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району к АО «Норд Вест Флот Компании», Борисову С.В. о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам - удовлетворить.

Взыскать солидарно с Борисова С.В., АО «Норд Вест Флот Компании» в пользу ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району» для перечисления в федеральный бюджет ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 14 260 330 рублей.

Взыскать с Борисова С.В. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 30 000 рублей.

Взыскать с АО «Норд Вест Флот Компании» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 30 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Н.А. Лабутина