Дело № 2- 3215/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2016 года г. Горно- Алтайск
Горно- Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Конгуновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к Правительству Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы» о признании незаконным решения об исключении из списка получателей жилищных сертификатов, об обязании включить в список получателей и выдать сертификат на получение социальных выплат для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями к Правительству Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы» о признании незаконным с момента принятия решения Правительства Республики Алтай в лице республиканской Комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г. от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <данные изъяты>, обязании включить в список получателей государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ и выдать сертификат на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состояла в очереди на получение жилищного сертификата на основании Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Решением республиканской Комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г. от ДД.ММ.ГГГГ истец исключена из списка получателей государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ Согласно материалам учетного дела на момент подачи заявления о постановке на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, стаж работы ФИО2 в Кош-Агачском районе был более <данные изъяты> лет. Принятое решение основано на том, что истцу и ее мужу принадлежала на праве общей совместной собственности как приобретенная в период зарегистрированного брака двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В последствии, а именно ДД.ММ.ГГГГ, был заключен брачный договор, по которому в случае расторжения брака указанное недвижимое имущество будет признаваться собственностью ФИО2 Брак между истцом и ее супругом прекращен ДД.ММ.ГГГГ в учетном деле заявление от ДД.ММ.ГГГГ на участие в подпрограмме оформлено от ФИО2 с указанием состава семьи из <данные изъяты> человек, ДД.ММ.ГГГГ в заявлении указан состав семьи из <данные изъяты> человек, ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> человек, сведения об изменении состава семьи в заявлениях отсутствуют. Истец считает, что ни одно из данных оснований не может являться основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата так как, участником подпрограммы согласно последнему заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ является она одна, бывший супруг не включался в состав семьи, недостоверных сведений о составе семьи истец ответчику не предоставляла, право на получение сертификата не утрачено, несмотря на наличие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей совместной собственности жилья, которое со дня прекращения брака по условиям брачного договора стало принадлежать бывшему супругу истца, соответственно основания нуждаемости в улучшении жилищных условий по данной подпрограмме не отпали в настоящее время. Квартира, принадлежавшая бывшему супругу истца отчуждена им ДД.ММ.ГГГГ, при этом, так как сделку по продаже истец не осуществляла, то и уменьшение размера социальной выплаты на определенную сумму ее доли не возможно. На момент принятия в ДД.ММ.ГГГГ решения администрацией Кош-Агачского района о включении в список граждан участников федеральной программы переселения, истец полностью отвечала всем требованиям, предусмотренным ст. 1 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В судебное заседание истец ФИО2, представитель ответчика Правительства Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 гг.» не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности ФИО3 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО4 возражала относительно заявленных требований, полагала, оснований для удовлетворения исковых требований нет.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице представителя по доверенности ФИО5 направило в суд письменное возражение на исковые требования с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. В возражениях просит отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что наличие (приобретение) за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилых помещений в собственности граждан-участников подпрограммы, относящихся к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является основанием для отказа в признании таких граждан участниками подпрограммы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.07.1998 N 131-ФЗ, действовавшим до 01.01.2003, учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и претендующих на ее получение, осуществлялся исполнительными органами местного самоуправления по месту жительства граждан.
В соответствии с Порядком предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992", утвержденным Постановлением Правительства N 1163 от 07.10.1998 составлялись отдельные списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилищных субсидий. Данные списки представлялись в Министерство региональной политики РФ, которое направляло их для уточнения органам исполнительной власти субъектов РФ территорий, с которых выехали эти граждане. После получения уточненных списков Министерство региональной политики РФ направляло в Министерство экономики РФ заявку на распределение средств из федерального бюджета в объеме до 5% сумм, согласно ст. 2 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ. Указанные списки составлялись для определения финансовой потребности субъекта РФ для предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
С 01.01.2003 действует Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ, который устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Указанным законом установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 3 указанного ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Согласно ст. 4 ФЗ РФ от 25.10.2002 N 125-ФЗ, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
В соответствии с подпунктом "з" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с п. п. 17, 19, 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002 г. основанием для предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, являются единые списки, сформированные органами исполнительной власти субъектов РФ, на основании списков, сформированных органами местного самоуправления.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879. К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (п. "в"); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п. "и").
Согласно п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Согласно ч. 1 ст. 33, ст. 34 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Судом установлено, что ФИО2 проживает на территории Кош-Агачского района Республики Алтай, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность <данные изъяты> группы <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) за счет средств федерального бюджета, включена в список очередников на получение федеральной жилищной субсидии в связи с выездом за пределы района Крайнего Севера, что подтверждается постановлением администрации «Кош-Агачскго района» Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Из материалов учетного дела следует, что истец ежегодно в период с ДД.ММ.ГГГГ год подтверждала желание на участие в программе, обращаясь в администрацию Кош-Агачского района с заявлениями о включении в списки граждан на получение сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Кош-Агачского района с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ.
Решением республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, сформированной Правительством Республики Алтай, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исключена из списка получателей государственных жилищных сертификатов на ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец состояла в зарегистрированном браке с ФИО6, что подтверждается штампом в паспорте и свидетельством о расторжении брака.
ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО6 в общую совместную собственность супругов приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и супругом ФИО6 заключен брачный договор, по условиям которого супруги определили, что в случае расторжения брака правовой режим на имущество находящееся в общей совместной собственности: жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> и <адрес>, изменяется и указанное имущество становиться собственностью ФИО6
На момент обращения ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата у нее отсутствовали зарегистрированные права на жилые помещения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако, в связи с приобретением супругом истца в ДД.ММ.ГГГГ в собственность квартиры в г. Горно-Алтайске, т.е. за пределами районов Крайнего Севера, которая в силу ст. 34 СК РФ является общим имуществом супругов, их семья не нуждалась в приобретении жилья за пределами районов Крайнего Севера с использованием социальной выплаты.
В соответствии с п/п «и» п.21 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 "Об утверждений Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, то есть в том числе в связи с приобретением жилья после включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, за пределами районов отселения на праве собственности или на ином любом праве постоянного пользования..
Таким образом, решение республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются законным и обоснованным, принятыми в пределах полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Учитывая, что приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат, суд считает, что отсутствуют законные основания для возложения на Правительство Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы обязанности по включению истца в список получателей государственных жилищных сертификатов на ДД.ММ.ГГГГ и выдаче сертификата на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд не принимает во внимание доводы представителя истца о том, что на сегодняшний день истец имеет право на включение в программу по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, должна быть включена в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат, поскольку в силу брачного договора право собственности истца на квартиру в г. Горно-Алтайске, приобретенную в период брака, прекращено, так как право у истца на постановку на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, может возникнуть не ранее чем через пять лет со дня совершения действий по ухудшению жилищных условий, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты заключения брачного договора – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к Правительству Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» о признании незаконным решения об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов на ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности включить в список получателей государственного жилищного сертификата и выдать сертификат на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Федеральный судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 27 июля 2016 года