ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3217/16 от 26.08.2016 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №2-3217/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2016 года г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Олифер А.Г.

при секретаре Максимовой О.Ю.,

с участием прокурора Тимощенкова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее также – Администрация) обратилась с иском к УФССП России по Смоленской области, указывая, что постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 21.10.2015 года с администрации МО «Вяземский район» Смоленской области взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб. за неисполнение в установленный судебным приставом срок требований исполнительного документа о возложении на администрацию «Вяземский район» <адрес> обязанности принять меры по обеспечению населения – жителей <адрес>-а, домов частного сектора № по ул.<адрес>, жителей домов частного сектора 1-го Сычевского переулка №, жителей домов частного сектора № по <адрес>, жителей домов , по <адрес> доброкачественной питьевой водой в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что со стороны Администрации предприняты исчерпывающие меры во исполнение решения суда, препятствием к чему явились объективные причины, в частности передача полномочий от поселения к муниципальному району, недостаточность финансирования, а также длительность процедуры подготовки и осуществления строительных работ по прокладке водопровода, истец полагал, что имеются основания для освобождения Администрации от уплаты исполнительского сбора.

Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в судебное заседание своего представителя не направила, заявив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в судебное заседание своего представителя также не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав мнение прокурора, не возражавшего относительно требований иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. ч. 1, 2, 6, 7&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0; Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должнику предоставлено право обращения в суд в исковом порядке с требованиями об освобождении от исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст.401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1).

Судом установлено, что вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Вяземского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Вяземского городского поселения <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению населения – жителей <адрес>-а, домов частного сектора № по ул.<адрес>, жителей домов частного сектора 1-го Сычевского переулка №, жителей домов частного сектора № по <адрес>, жителей домов , по <адрес> доброкачественной питьевой водой.

Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 30.06.2015 года произведена замена стороны по делу с Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

На основании исполнительного листа, выданного Вяземским районным судом Смоленской области судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В связи с неисполнением органом местного самоуправления требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ с истца взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. с установлением нового срока исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из заявления администрации МО «Вяземский район» Смоленской области следует, что решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 01.07.2014 № 47 «О передаче исполнения полномочий Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области» исполнение полномочий Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области переданы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с 09.10.2014 года. Вяземским районным Советом депутатов принято решение от 20.08.2014 года № 46 об исполнении Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области полномочий Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области с 09.10.2014 года. На основании вышеуказанных решений распоряжаться бюджетом Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области возложено на Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. Финансирование затрат для исполнения вышеуказанного решения суда должно производится из бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области. Бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области пополняется за счет собственных доходов. По плану поступлений, бюджет исполнен лишь на 52,2 процента. В настоящее время все лимиты денежных средств распределены на исполнение муниципальных программ Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области. При разработке проекта бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на 2016 года выделенных субвенций недостаточно для осуществления данного строительства, так как необходима более значительная сумма денежных средств. Планируется предусмотреть расходы на исполнение решения Вяземского районного суда от 27 мая 2013 года по делу № 2-496/2013 в проекте бюджета на 2017 год в соответствующих муниципальных программах. В настоящее время проводятся все мероприятия по осуществлению строительств водопровода питьевой воды к части домов, указанных в решении суда. Кроме того отмечено, что определением Вяземского районного суда г.Смоленска от 10.12.2015 года администрации МО «Вяземский район» Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения Вяземского районного суда Смоленской области от 27.05.2013 года до 01.07.2016 года. Соответственно при поступлении в бюджет необходимой суммы для реализации по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, администрация МО «Вяземский район» Смоленской области преступит к заключению контрактов на выполнение строительства трубопровода для подачи холодного водоснабжения жителей домов города.

По правилам ст.15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Согласно ст.11 БК РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со ст.29 Устава Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области принятого решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 02.11.2005 N 7, к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе формирование и исполнение бюджета городского поселения, организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; со ст. 41 городское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет), местный бюджет утверждается решением Совета депутатов; органы местного самоуправления городского поселения обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств городского поселения; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления городского поселения самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ними областными законами.

Так в обоснование указанного заявления администрация МО «Вяземский район» Смоленской области ссылается на невозможность исполнения данного решения суда в установленные в исполнительном документе сроки, в ввиду отсутствия своевременного бюджетного финансирования.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой финансового управления администрации МО «Вяземский район» Смоленской области от 27.10.2015 года, согласно которой источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области. По состоянию на 26.10.2015 все лимиты бюджетных средств распределены на исполнение муниципальных программ Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области. Для реализации утвержденных муниципальных программ Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области приняты бюджетные обязательства, то есть заключены муниципальные контракты. Свободные лимиты бюджетных средств отсутствуют. По итогам исполнения бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области за 9 месяцев план поступления собственных доходов исполнен лишь на 52,2 процента. При разработке проекта бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на 2016 год расходы на исполнение вышеуказанных решений судов планируется предусмотреть в соответствующих муниципальных программах.

Вместе с тем как следует из представленной финансовым управлением администрации МО «Вяземский район» Смоленской области справки от 22.08.2016 года Администрация муниципального образования «Вяземский район Смоленской области исполняет решение Вяземского районного суда от 27 мая 2013 года, но в рамках реальных возможностей бюджета поселения и необходимости исполнения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данное решение суда исполнено в части выполнения работ по прокладке наружных сетей водопровода к жилому дому № 2 по ул. Сычевское шоссе г. Вязьма. Для полного исполнения данного решения требуются существенные капитальные вложения. Источником финансирования затрат на выполнение вышеуказанной решения суда является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области. На протяжении последних лет исполнение бюджета Вяземского городской поселения Вяземского района Смоленской области по утвержденным показателям доходов не выполняется, более того, к уровню предыдущих период наблюдается динамика снижения. По итогам исполнения бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области за первое полугодие 2016 года план поступления собственных доходов исполнен лишь на 34,7 процента. Однако, учитывая социальную значимость исполнения данного решения, по разработке проекта бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на 2017 год расходы на исполнение решения суда планируется предусмотреть в соответствующих муниципальных программах.

Наряду с приведенными обстоятельствами суд учитывает объективные обстоятельства, препятствующее исполнению решения суда в срок, окончание которого пришлось на период ликвидации органов местного самоуправления поселения, которое изначально являлось должников в рамках исполнительного производства, и передачей полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления муниципального района, в том, числе по обязательствам правопредшественника, что, не могло не повлечь дополнительной нагрузки на местный бюджет.

Принимается судом во внимание и то обстоятельство, что собственно исполнение решения суда по обеспечению жилого сектора качественной питьевой водой, исходя из предмета исполнения, существу предполагает производство строительных работ по прокладке трубопровода, что, помимо наличия бюджетного финансирования, также требует существенных временных затрат на проведения процедур по размещению муниципального заказа и заключению муниципального контракта.

В этой связи установленный в постановлении от 08.10.2015 года о возбуждении исполнительного производства в отношении Администрации 5-тидневный срок для исполнения требований исполнительного документа для нового лица на стороне должника в исполнительном производстве, ограниченного в возможностях маневрирования утвержденным на текущий год местным бюджетом, является заведомо неразумным.

Судом также принимается во внимание, что, как установлено определением Вяземского районного суда Смоленской области от 10.2.2015 года, по состоянию на 26.10.2015 года лимиты бюджетных средств муниципального образования «Вяземский район» распределены, в связи с чем указанным определением ответчику предоставлена отсрочка исполнения решения на срок до 01.07.2016 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учетом ограниченного бюджетного финансирования Администрация была лишена реальной возможности исполнить требования исполнительного документа по независящим от неё в совокупности обстоятельствам, в чем усматривается отсутствие умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного решения.

Причины неисполнения судебного решения в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника.

С учетом вышеизложенного суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Олифер А.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.