УИД 31RS0016-01-2021-003987-78 Дело №2-3217/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2021 года город Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Шатенко Т.Н.,
при секретаре: Масловой О.Н.,
с участием: истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, представителей третьего лица ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Белгородской области ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному казенному учреждению «Белгородский центр занятости населения» о взыскании недополученного пособия по безработице,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ признана безработной с 23.08.2019 года и ей назначено пособие по безработице в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее- Закон о занятости населения) с 23.08.2019 года на период с 23.08.2019 года по 22.02.2020 года в размере 75% средней зарплаты гражданина (31 094,80 руб.) в размере 23 321,10 руб., но не выше 8 000 руб. с 23.08.2019 года по 22.11.2019 года и в размере 60% средней зарплаты гражданина (31 094,80 руб.) в размере 18 656,88 руб., но не выше 8 000 руб., с 23.11.2019 года по 22.02.2020 года.
Дело инициировано иском ФИО1, в котором, ссылаясь на то, что с 07.02.2019 года она относится к категории граждан предпенсионного возраста, в связи с чем ей должно было выплачиваться пособие по безработице в соответствии со ст. 34.2 Ззакона о занятости населения в максимальном размере, однако фактически оно было назначено и выплачено без учета отнесения ее к указанной категории граждан, просила обязать ОКУ «Белгородский ЦЗН» выплатить ФИО1 недополученную сумму пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 90 584 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, при этом уточнила период, за который просит взыскать невыплаченное пособие, а именно с 23.08.2019 года по 22.08.2020 года в размере 90 584 руб.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что в информации, представленной ОКУ «Белгородский ЦЗН» из ОПФР по Белгородской области, отсутствовали сведения об отнесении истца к категории граждан предпенсионного возраста, в связи с чем истцу было законно назначено и выплачено пособие без учета отнесения ее к указанной категории граждан.
Представители третьего лица ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Белгородской области ФИО4, ФИО5 в судебном заседании полагали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Пункт 1 ст. 28 Закона о занятости населения устанавливает, что государство гарантирует безработным, в числе прочих мер социальной поддержки, выплату пособия по безработице.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 31 Закона о занятости населения, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки его выплаты указанным гражданам установлены статьями 30 - 34.2 Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в ст. 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 33 Закона).
Статья 34.2 Закона о занятости населения устанавливает дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста.
Согласно ст. 34.2 Закона о занятости населения период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год" на 2019 год установлены:
- минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 8000 рублей - для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 11280 рублей - для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" на 2020 год установлены:
- минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере 4500 рублей; максимальная величина пособия по безработице в размере 12130 рублей.
Таким образом, гражданам предпенсионного возраста в случае признания их безработными и подтверждения их статуса, как лиц предпенсионного возраста, установлена повышенная максимальная величина пособия по безработице.
Полномочия по отнесению граждан к категории лиц предпенсионного фонда на органы занятости Российской Федерации не возложены.
Согласно статье 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" указанные полномочия возложены на пенсионные органы.
Судом установлено, что ФИО1 приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ признана безработной с 23.08.2019 года и ей назначено пособие по безработице в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее- Закон о занятости населения) с 23.08.2019 года на период с 23.08.2019 года по 22.02.2020 года в размере 75% средней зарплаты гражданина (31 094,80 руб.) в размере 23 321,10 руб., но не выше 8 000 руб. с 23.08.2019 года по 22.11.2019 года и в размере 60% средней зарплаты гражданина (31 094,80 руб.) в размере 18 656,88 руб., но не выше 8 000 руб., с 23.11.2019 года по 22.02.2020 года.
Согласно ответам, представленным по каналам электронного взаимодействия пенсионным органом ответчику по состоянию на 27.08.2019 года и 03.09.2019 года, истец к категории граждан предпенсионного возраста не относится.
Между тем, согласно справке пенсионного органа от 24.09.2020 года истец с 07.02.2019 года относится к категории граждан предпенсионного возраста. Аналогичные справки об отнесении истца с 07.02.2019 года к категории граждан предпенсионного возраста представлены пенсионным органом суду.
Таким образом, на момент постановки истца на учет в качестве безработной она относилась к категории граждан предпенсионного возраста и пособие должно было назначаться ей в соответствии со ст. 34.2 Закона о занятости населения.
Таким образом, истцу исходя из размера ее заработной платы на момент увольнения, должно было быть назначено пособие в максимальном размере, который на 2019 год составлял 11 280 руб., на 2020 год – 12 130 руб. Соответствующие исковые требования о необходимости перерасчета размера пособия по безработице с учетом отнесения истца к категории граждан предпенсионного возраста обоснованы.
Доводы стороны ответчика о том, что вина ОКУ «Белгородский ЦЗН» в установлении неверного размера пособия по безработице истцу отсутствует, поскольку они в соответствии с требованиями закона исходили из информации, предоставленной пенсионным органом, в которой не имелось сведений об отнесении истца к категории граждан предпенсионного возраста, неубедительны.
Действительно, в информации, представленной пенсионным органом ответчику отсутствовали сведения об отнесении истца к категории граждан предпенсионного возраста.
Между тем, как пояснила истец и не оспаривалось ответчиком, после самостоятельного получения истцом в пенсионном органе справки об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста в сентябре 2020 года, ФИО1 обратилась к ответчику с просьбой произвести перерасчет пособия по безработице, что ответчиком произведено не было.
Суд отмечает, что действующее правовое регулирование, в частности Закон о занятости населения, возлагает на ответчика обязанность в подобных случаях произвести перерасчет пособия по безработице, что не было сделано.
В любом случае, ошибки пенсионного органа при предоставлении сведений об истце ответчику не могут ставиться в вину ФИО1 или служить основанием для ущемления ее прав на получение пособия по безработице в причитающемся ей размере.
Установленный судом факт не начисления истцу пособия по безработице в установленном законом размере и отсутствие решения ответчика о перерасчете размера пособия при выявлении соответствующих оснований, свидетельствуют о нарушении прав ФИО1 и являются достаточными основаниями для удовлетворения ее требований.
Согласно представленному истцом расчёту, размер невыплаченного ей пособия по безработице за период с августа 2019 года по август 2020 года составляет 90 584 руб.
Ответчиком, несмотря на предложения суда, контрасчета не представлено.
Вместе с тем, суд учитывает нижеследующее.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 снята с учета в качестве безработной с 25.03.2020 года в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
За период нахождения ФИО1 на учете в качестве безработной ей было фактически выплачено пособие в следующих размерах: август 2019 года – 0 руб.; сентябрь 2019 года – 9 255,91 руб.; октябрь 2019 года – 7 260,22 руб.; ноябрь 2019 года – 8 739,78 руб.; декабрь 2019 года - 7 260,22 руб.; январь 2020 года – 9 032,26 руб.; февраль 2020 года – 3 808,67 руб.
Таким образом в указанный период времени размер не начисленного и невыплаченного пособия составляет 37 080,02 руб. (август 2019 года – 3 274,83 руб (11 280/31*9); сентябрь 2019 года – 2 024,09 руб. (11 280 - 9 255,91); октябрь 2019 года – 4 019,78 руб. (11 280 -7 260,22); ноябрь 2019 года – 2 540,22 руб. (11 280 -8 739,78); декабрь 2019 года - 4 019,78 руб. (11 280 -7 260,22); январь 2020 года – 3 097,74 руб. (12 130 - 9 032,26); февраль 2020 года – 8 321,33 руб. (12 130 - 3 808,67); март 2020 года – 9 78225 руб. (12 130/31*25).
Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Относительно требований о взыскании невыплаченного пособия за период с 25.03.2020 года по 22.08.2020 года суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении указанных требований ввиду нижеследующего.
Действительно ст. 34.2 Закона о занятости населения установлен период установления и выплаты пособия гражданам предпенсионного возраста, по общему правилу – 12 месяцев, и истцу должна была назначена выплата пособия в указанный период, т.е. с 23.08.2019 года по 23.08.2020 года.
Вместе с тем, судом установлено, что истец была снята с учета в качестве безработной с 25.03.2020 года в связи с длительной неявкой органы службы занятости без уважительных причин, что ей не оспаривалось.
В соответствии со ст. 35 Закона о занятости населения Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе, в случае длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Данных об уважительности причин неявки в органы службы занятости ФИО1 суду не представила, в связи с чем выплата пособия обоснованно прекращена ей ответчиком с 25.03.2020 года. При таких данных, правовых оснований для взыскания пособия за период с 25.03.2020 года по 23.08.2020 года суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к Областному казенному учреждению «Белгородский центр занятости населения» о взыскании недополученного пособия по безработице удовлетворить частично.
Взыскать с Областного казенного учреждения «Белгородский центр занятости населения» в пользу ФИО1 недополученную сумму пособия по безработице, предусмотренного для категории граждан предпенсионного возраста, за период с 23.08.2019 года по 25.03.2020 года в размере 37 080,02 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Белгорода.
Судья
Решение29.06.2021