ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-321/20 от 02.11.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-321/2020

44RS0001-01-2019-005590-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2020 года г. Кострома, ул. Долматова, д. 14

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре судебного заседания Парамоновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова М.Е. ЗАО «Проектно-инвестиционная компания», Администрации города Костромы, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, собственникам помещений многоквартирных жилых домов №<адрес> о признании результатов межевания недействительными и обязании установить границы земельных участков под многоквартирным домом,

УСТАНОВИЛ:

Соколов М.Е. обратился в суд с указанным иском, просит с учетом уточнений: Признать незаконными результаты межевания, проведенные ЗАО «Проектно-инвестиционная компания» на основании Договора от <дата> с Комитетом по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> Снять с государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости следующие объекты: Земельный участок, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного дома; Земельный участок, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного дома; Земельный участок, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного дома. Обязать Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы провести повторное межевание в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> д., д., д. в соответствии с площадью, указанной в технических паспортах и планах земельных участков.

Свои требования истец мотивирует следующим.

С <дата> земельные участки под многоквартирными домами по адресу: <адрес> являются общим имуществом и перешли в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов, которым последние владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются по решению общего собрания собственников помещений. Границы земельных участков под многоквартирными домами внесены в сведения Единого государственного реестра недвижимости определенным при проведении межевания в ... году ОАО ПИИ «Костромапроект». Однако конфигурация и граница земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> установленная в ходе проведения кадастровых работ, частично не соответствует схеме земельного участка по сведениям БТИ, отраженным в техническом паспорте. Данное обстоятельство подтверждает и кадастровый паспорт здания от <дата>, в котором имеется схема расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, где земельный участок имеет иные конфигурацию и границы. При подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> сведения, кадастровым инженером, проводящим такие работы, не были учтены сведения, имеющиеся в БТИ. В связи с чем, размер земельного участка под указанным многоквартирным домом уменьшился, что нарушает права собственников помещений многоквартирного дома. Являясь собственником помещения в многоквартирном доме <адрес>, истец полагает свои права нарушенными, в связи с чем обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании истец Соколов М.Е. свои требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.

Ответчик ЗАО «Проектно-инвестиционная компания»своего представителя в суд не направили, извещались, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Письменно пояснили следующее. <дата> между Комитетом по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы и ЗАО «Проектинвест» был заключен Договор на разработку проекта территориального землеустройства квартала в городе Костроме, ограниченного ул. ..., ул. ...... и полосой отвода ...». Акт сдачи приемки выполненных работ подписан <дата> без замечаний со стороны Заказчика. На сегодняшний день документы, связанные с заключением и выполнением Договора отсутствуют в архиве ЗАО «Проектинвест». Согласно ст. 440 Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 №558, срок хранения договоров подряда с юридическим лицом в организации – 5 лет. С ГИПом и кадастровым инженером, выполнявшими работы по данному договору, трудовые отношения прекращены по соглашению сторон. В настоящее время в штате ЗАО «Проектинвест» кадастровых инженеров либо иных специалистов, которые могли бы дать пояснения по указанному договору или выполнению указанных в договоре работ, не имеется.

Ответчик Администрация города Костромы в лице представителя по доверенности Луценко А.В. требования истца не признали. Указали на то, что формирование границ земельных участков под многоквартирными домом осуществлялось в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства, а также с учетом фактического использования земельного участка. При этом, фактическое использование определяется подрядной организацией в ходе проведения работ по формированию земельного участка, отражается данной организацией на схеме расположения земельного участка в кадастровом плане территории. В соответствии с действующим законодательством ответственность за результат выполнения кадастровых работ, несет кадастровый инженер. Вместе с тем, конфигурация и граница земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, установленная в ходе проведения кадастровых работ, частично не соответствует схеме земельного участка по сведениям БТИ, отраженным в техническом паспорте.

Ответчик УИЗО Администрации города Костромы в лице своего представителя по доверенности Тараканова П.Н. в судебных заседаниях требования не признавали. Представитель ответчика пояснял следующее. В силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также подпункта «б» пункта 2.1.1 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, утвержденного постановлением. Администрации города Костромы от <дата>, с 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Костромы, осуществляется Управлением. До 1 марта 2015 года распоряжение такими землями осуществлялось исполнительными органами субъекта Российской Федерации. Таким образом, вопрос об утверждении схем расположения спорных земельных, участков органами местного самоуправления города Костромы не принимался. Кроме того, работы по межеванию указанной территории производились юридическим лицом и кадастровым инженером, Управление и Администрация самостоятельно такие работы не проводили, в связи с чем, действий, нарушающих права истца, не предпринимали. Как следует из имеющихся обстоятельств, истец оспаривает границу земельного участка под многоквартирным домом, смежную с границами других земельных участков под многоквартирными домами. В связи с этим, установление спорной границы в иных точках повлечет изменение объема общего имущества (земельных участков) собственников помещений смежных многоквартирных домов. Согласно части 1 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

Ответчики, собственники помещений многоквартирного жилого дома в <адрес>ФИО234 и ФИО235 в судебном заседании разрешение требований истца оставили на усмотрение суда.

Представитель ответчиков Марковой Т.Н. и Тарасюка О.Н. по доверенности Евлева В.А. в судебном заседании разрешение требований истца оставила на усмотрение суда.

Другие собственники помещений многоквартирных домов , и <адрес> привлеченные к участию в деле в качестве ответчиков, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в суд не явились, причин неявки не сообщили, возражений относительно заявленных требований в суд не направили.

Третье лицо Управление Росреестра по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещались, причины неявки не сообщили.

Третье лицо Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области» своего представителя в суд не направили, извещались о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, направили в суд письменный отзыв.

Третье лицо ООО «ЖЭК» были извещены о судебном заседании, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Третье лицо ООО УК «Костромской дом» были извещены о судебном заседании, своего представителя причины неявки не сообщили.

С согласия участников процесса дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

<дата> между Комитетом по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы и ЗАО «Проектинвест» был заключен Договор на разработку проекта территориального землеустройства квартала в городе Костроме, ограниченного <адрес> правды, <адрес> и полосой отвода <адрес>».

Акт сдачи приемки выполненных работ подписан <дата> без замечаний со стороны Заказчика.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки под вышеуказанными многоквартирными домами поставлены на государственный кадастровый учет со следующими характеристиками:

- <адрес> сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет <дата> с кадастровым номером , площадью кв.м, с видом разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного дома;

- <адрес> сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет <дата> с кадастровым номером площадью кв.м, с видом разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного дома.

- <адрес> сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет <дата> с кадастровым номером , площадью кв.м, с видом разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты является общим имуществом многоквартирного дома и переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений данного многоквартирного дома со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка.

Таким образом, с <дата> земельные участки под многоквартирными домами по адресу: <адрес>, , и являются общим имуществом и перешли в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов, которым последние владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются по решению общего собрания собственников помещений.

Границы земельных участков под многоквартирными домами соответствуют границам земельных участков, определенным при проведении межевания в ... году ОАО ПИИ «Костромапроект».

Вместе с тем, конфигурация и граница земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, установленная в рамках проведения кадастровых работ не соответствует схеме земельного участка по сведениям БТИ, отраженным в техническом паспорте.

Данное обстоятельство подтверждает и кадастровый паспорт здания от <дата>, в котором имеется схема расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, где земельный участок имеет иные конфигурацию и границы.

Специалист БТИ ФИО21 в судебном заседании пояснила следующее. В материалах инвентарных дел МКД , и <адрес> имеются выкопировки на кальке, сделанные путем копирования (в Администрации города) с планшетов от <дата>.

Таким образом, при подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> сведения, кадастровым инженером, проводящим такие работы, не были учтены сведения, имеющиеся в БТИ. В связи с чем, размер земельного участка под указанным многоквартирным домом уменьшился, что нарушает права собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в ст. 29 указанного Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

При проведении землеустройства в обязательном порядке должно обеспечиваться соблюдение прав смежных землепользователей, других лиц, чьи права могут быть нарушены в ходе землеустроительных работ. Гарантии соблюдения прав указанных лиц предусмотрены соответствующими нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514.

При проведении землеустройства в силу пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме.

Аналогичные гарантии соблюдения прав указанных лиц предусмотрены подпунктами 14.1, 14.3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром <дата>, согласно которым установление границ земельного участка на местности производится в присутствии собственников, владельцев, пользователей (или их представителей) размежевываемого и смежных с ним земельных участков. Неявка кого-либо из лиц или отказ от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) фиксируются в акте согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание. В течение 30 календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки.

Определение на местности границ объекта землеустройства и их согласование проводится в присутствии всех собственников недвижимости, чьи права могут быть затронуты при проведении землеустроительных работ. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Процедура согласования границ с собственниками и иными владельцами смежных земельных участков при проведении межевания четко установлена законом и она предполагает проведение по выбору кадастрового инженера собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (п. 7 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ).

Пунктом 8 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

В соответствии с п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).

На территории Костромской области функции и полномочия Росреестра осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ.

В соответствии с ч.4 ст. 7 Закона №218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Законом.

В соответствии с п.82 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 №921, в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования.

Требования к подготовке межевого плана и его форме являются императивными для кадастрового инженера. Несоблюдение установленных требований влечет не только административную ответственность для кадастрового инженера, но и признание результатов кадастровых работ незаконными.

Сам по себе факт несоответствия представленных при кадастровом учете сведений о местоположении границ земельного участка влечет иные правовые последствия и не является основанием для признания незаконными действий органа кадастрового учета.

Фактические обстоятельства дела, касающиеся незаконности результатов кадастровых работ по установлению границ земельного участка, которые установлены при рассмотрении настоящего дела, являются основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о поворотных точках местоположения границ участка, и не требуют дополнительного подтверждения, путем вынесения решения о признании незаконным самого кадастрового учета.

В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Соколова М.Е. удовлетворить.

Признать незаконными результаты межевания, проведенные ЗАО «Проектно-инвестиционная компания» на основании Договора от <дата> с Комитетом по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> д., д., д..

Применить последствия недействительности результатов межевания – вернуть земельные участки: площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в число земельных участков государственная собственность на которые не разграничена на территории города Костромы.

Снять с государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости следующие объекты:

Земельный участок, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного дома;

Земельный участок, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного дома;

Земельный участок, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного дома.

Обязать Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы провести повторное межевание в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> д., д., д. в соответствии с площадью, указанной в технических паспортах и планах земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления полного текста решения суда.

Судья -

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2020 года.