Дело № 2- 321/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 04 марта 2020 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Шустиной Е.В.
при секретаре Шувалове И.В.,
с участием заместителя Ивановского транспортного прокурора Ходуса А.В.,
ответчика Ковриго В.Н., представителя ответчиков Смагина С.Н. и Ковриго В.Н. Нармания Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ковриго В.Н., Смагину С.Н. об обязании приостановления эксплуатации портальных кранов «Альбатрос» до устранения выявленных нарушений законодательства по их эксплуатации,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский транспортный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит обязать ответчиков Ковриго В.Н., как собственника объектов и Смагина С.Н., как владельца подкранового пути, где допущена работа кранов без регистрации с момента вступления решения в законную силу приостановить эксплуатацию портальных кранов «Альбатрос» зав. № №, 1973 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т., зав. № №, 1985 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т. до устранения выявленных нарушений законодательства по эксплуатации данных портальных кранов, а именно, в отсутствие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется указанные выше портальные краны, без постановки кранов на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; в отсутствие на портальных кранах таблички с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования; без проведения: экспертизы промышленной безопасности портальных кранов, а также их частичного освидетельствования.
Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской транспортной прокуратурой по обращению ФИО1 установлены факты нарушений норм Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при использовании 22.09.2019 и 04.10.2019, на территории бывшего Кинешемского речного порта портальных кранов «Альбатрос» зав. № №, 1973 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т., зав. № №, 1985 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т. (далее - портальные краны), не стоящих на учете в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В нарушение действующих требований закона, опасный производственный объект, на котором эксплуатируется указанные выше портальные краны, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, краны на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не поставлены. На портальных кранах отсутствует табличка с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования. Не проведена экспертиза промышленной безопасности портальных кранов, а также их частичное освидетельствование. Выявленные нарушения законодательства создают реальную угрозу здоровью и жизни людей, а также причинения крупного ущерба, так как имеется риск падения крана, а также поднимаемого с его использованием груза и т.п.
Ответчик Смагин С.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, направил в суд представителя по доверенности от 23 января 2020 года Нармания Е.Б.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральное управление Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил в суд письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее Гражданского процессуального кодекса РФ), суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц в судебное заседание.
В судебном заседании заместитель Ивановского транспортного прокурора Ходус А.В. поддержал исковые требования, с учетом уточнений, по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Ковриго В.Н., его представитель по устному ходатайству Нармания Е.Б., он же представитель ответчика Смагина С.Н. исковые требования Ивановского транспортного прокурора признали в полном объеме, о чем представлено письменное заявление.
Заслушав объяснения помощника заместителя Ивановского транспортного прокурора Ходуса А.В., ответчика Ковриго В.Н., его представитель по устному ходатайству Нармания Е.Б., представитель ответчика Смагина С.Н. Нармания Е.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.
В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным.
В силу п. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданского кодекса РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
На основании договоров купли-продажи от 01.06.2010 и 05.06.2019 портальные краны «Альбатрос» заводской номер № и № принадлежат Ковриго В.Н. (л.д. 9-17).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости подкрановый путь перевалочного района, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, принадлежит на праве собственности Смагину С.Н. (л.д. 32-33).
Из сообщения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует, что сведения о собственнике портальных кранов, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) в Управлении отсутствуют. Разрешение на пуск в работу указанных портальных кранов Управлением не выдавалось. Заявления о постановке на учет указанных кранов в Управление не поступали, информация о проведении технического освидетельствования отсутствует. Проверки в отношении владельца портальных кранов не проводились (л.д. 21-22).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с указанным Федеральным законом, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 утверждены Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, в том числе грузоподъемные краны всех типов (далее - Правила).
Согласно требованиям пункта 124 Правил, находящиеся в эксплуатации подъемные сооружения, подъемные средства (далее ПС) должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера (учетный номер присваивается ПС территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или иным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов), заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.
В силу пункта 150 Правил эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта. В этих целях должны быть:
а) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии;
б) обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;
г) разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования;
д) обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, а у персонала - производственных инструкций;
е) созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.
В соответствие с требованиями пункта 255 Правил, эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что:
а) обслуживание ПС ведется неаттестованным персоналом;
б) не назначен хотя бы один из специалистов:
ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;
в) не проведено соответствующее техническое освидетельствование ПС. Не проведена экспертиза промышленной безопасности ПС в установленных настоящими ФНП случаях;
и) отсутствуют: паспорт ПС и/или руководство (инструкция) по эксплуатации ПС; сведения о постановке ПС на учет в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО (для ПС, подлежащих учету).
В нарушение указанных требований закона, опасный производственный объект, на котором эксплуатируется указанные выше портальные краны, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, краны на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не поставлены. На портальных кранах отсутствует табличка с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования. Не проведена экспертиза промышленной безопасности портальных кранов, а также их частичное освидетельствование.
Выявленные нарушения законодательства создают реальную угрозу здоровью и жизни людей, а также причинения крупного ущерба, так как имеется риск падения крана, а также поднимаемого с его использованием груза.
При указанных обстоятельствах, суд считает требование Ивановского транспортного прокурора о возложении на Ковриго В.Н. и Смагина С.Н. обязанности с момента вступления настоящего решения суда в законную силу приостановить эксплуатацию портальных кранов «Альбатрос» зав. № №, 1973 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т., зав. № №, 1985 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т. до устранения выявленных нарушений законодательства по эксплуатации данных портальных кранов, а именно, в отсутствие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется указанные выше портальные краны, без постановки кранов на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; в отсутствие на портальных кранах таблички с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования; без проведения: экспертизы промышленной безопасности портальных кранов, а также их частичного освидетельствования, законным и обоснованным.
Кроме того, суд принимает во внимание, что ответчиками в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ заявлено о признании иска в полном объеме.
Заявление о признании иска сделано ответчиками и их представителем добровольно, с учетом фактических обстоятельств дела.
Признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиками и признает необходимым иск удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Ковриго В.Н., Смагину С.Н. с момента вступления решения суда в законную силу приостановить эксплуатацию портальных кранов «Альбатрос» зав. № №, 1973 года изготовления, грузоподъемностью 10/20т., зав № №, 1985 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т. до устранения выявленных нарушений законодательства по эксплуатации данных портальных кранов, а именно, в отсутствие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта, на котором эксплуатируются указанные выше портальные краны, без постановки кранов на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; в отсутствие на портальных кранах таблички с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования; без проведения экспертизы промышленной безопасности портальных кранов, а также их частичного освидетельствования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В.Шустина
Мотивированное решение составлено 11 марта 2020 года.