ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-321/20 от 23.06.2020 Гусиноозерского городского суда (Республика Бурятия)

2-321/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Сагаевой Б.В., при секретаре Бадмаевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к Муниципальному образованию сельское поселение "Новоселенгинское" о понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию сельское поселение "Новоселенгинское" о понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия, а именно, разработать научно-проектную документацию, включающую противоаварийные работы и консервацию ОКН в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения по делу.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик является собственником объекта культурного наследия «<данные изъяты>». Распоряжением администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики ФИО3 3224 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "<данные изъяты> гг." по адресу: ФИО3, <адрес>. Между тем, до настоящего времени ответчик не обратился в Администрацию Главы и Правительства Республики Бурятия за выдачей задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, то есть работы по сохранению памятника истории и культуры, предусмотренные п.25 Охранного обязательства ответчиком не выполнены.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске.

Ответчик в лице главы администрации Муниципального образования сельское поселение "Новоселенгинское" ФИО2, его представитель по доверенности ФИО4 в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, так как полномочия по охране объектов культурного наследия ответчику не передавались, финансовой поддержки поселению не оказывалось. Распоряжение об утверждении охранного обязательства собственника объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» было подписано ДД.ММ.ГГГГ, было направлено собственнику с нарушениями сроков ДД.ММ.ГГГГ по почте. О данное обязательстве стало известно администрации ДД.ММ.ГГГГ, то есть после срока окончания выполнения работ, которые должны был быть проведены до ДД.ММ.ГГГГ. Предыдущий глава поселения не передал ему документацию относительно объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>».

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), являющуюся одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В преамбуле к Закону N 73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с п. 1 ст. 33 настоящего Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Пунктом 1 ст. 48 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от ДД.ММ.ГГГГ N 379 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении списка памятников истории и культуры местного значения" утвержден предоставленный Министерством культуры Бурятской АССР и республиканским отделением Всероссийского общества охраны памятников список памятников истории и культуры местного значения согласно приложению N 1.

В указанный список памятников истории и культуры Бурятской АССР, подлежащих охране, как памятник местного значения входит объект культурного наследия регионального значения <данные изъяты> гг. <адрес>, который зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям ЕГРН собственником объекта культурного наследия <данные изъяты> гг. <адрес> является Муниципальное образование сельское поселение "Новоселенгинское".

Приказом Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 446д "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в Селенгинском районе Республики Бурятия" (Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ) утверждены границы "<данные изъяты> гг." по адресу: ФИО3, <адрес>.

Приказом Администрации Главы РБ и Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 270д "Об утверждении графического описания местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в Селенгинском районе Республики Бурятия" (Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ) утвержден План границ объекта "<данные изъяты> гг." по адресу: ФИО3, <адрес>.

Согласно п. 2 ст. 47.3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В силу пп. 1 п. 2, п. 11 ст. 47.6 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, устанавливаются охранным обязательством, подлежим выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Согласно положениям Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 542-III (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Республики Бурятия", орган охраны объектов культурного наследия Республики Бурятия в соответствии с федеральным законом утверждает охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (п.5 ст.5).

В соответствии с Положением и структуры Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, утвержденным Указом Президента РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 589 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным в области государственной охраны, осуществляющим региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Распоряжением администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия 3224 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "<данные изъяты> гг." по адресу: ФИО3, <адрес>

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из положений п. 4 ч. 1 ст. 9.2 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

В статье 9.3 Закона N 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;

государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления городского округа п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Вышеуказанными нормами закона определены полномочия органов местного самоуправления, в число которых также входит разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

Пунктом 25 Охранного обязательства, утвержденного Распоряжением администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия 3224 от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ответчик обязан выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно: разработать научно-проектную документацию, включающую противоаварийные работы и консервацию ОКН до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суду не представлены сведения об обращении ответчика в Администрацию Главы и Правительства Республики Бурятия за выдачей задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, что свидетельствует о том, что работы по сохранению памятника истории и культуры, предусмотренные п.25 Охранного обязательства ответчиком не выполнены.

Доводы стороны ответчика о том, что полномочия по охране объектов культурного наследия ответчику не передавались, финансовой поддержки поселению не оказывалось судом отклоняются, поскольку объект культурного наследия регионального значения объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Спасская» находится в муниципальной собственности, включен в реестр муниципального имущества, и именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Доводы ответчика о получении охранного обязательства с нарушением срока также подлежат отклонению, поскольку согласно представленному почтовому уведомлению вручено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, доказательств иного не представлено.

Кроме того, нарушение срока направления корреспонденции не освобождает собственника объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Спасская» от обязательств. Также, ответчиком не представлены сведения о принятии соответствующих мер после получения охранного обязательства.

В силу вышеприведенных норм ответчик обязан принять меры по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд соглашается с доводами иска о том, что непринятие ответчиком мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, его утраты, в связи с чем, нарушаются права и интересы государства.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Муниципального образования «Селенгинский район» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование сельское поселение "Новоселенгинское" исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия, а именно: разработать научно-проектную документацию, включающую противоаварийные работы и консервацию ОКН в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения по делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 29.06.2020.

Судья Б.В. Сагаева