Дело № 2-321/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Остров Псковской области *** 2013 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Мучициной Н.О.,
при секретаре Андреевой И.И.,
с участием: представителя заявителя – зам. председателя ИОМС КУМИ Островского района – Пироговой Ж.А., действующей по доверенности от ***.2013, сроком на .. месяц,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иного органа местного самоуправления Комитета по управлению муниципальным имуществом Островского района (далее – ИОМС КУМИ Островского района) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
ИОМС КУМИ Островского района обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества – сооружения:
- автомобильную дорогу «Воронцово – Врев – д.Терегаево», с инвентарным номером № .., протяженностью .. м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Воронцово – Врев – д.Терегаево»;
- автомобильную дорогу «Воронцово – Врев – д.Сергино», с инвентарным номером № .. протяженностью .. м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Воронцово – Врев – д.Сергино»;
- автомобильную дорогу «Погорелка – Воронцово – Шики – д.Анашино», с инвентарным номером № .., протяженностью .. м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Погорелка – Воронцово – Шики – д.Анашино».
Заявление мотивировано тем, что на территории сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области расположены вышеуказанные объекты недвижимого имущества, данные о собственнике которых отсутствуют, в реестре имущества, находящегося в собственности области, объекты недвижимости не учитываются, собственностью Псковской области не являются, в реестре федерального имущества по Псковской области не значатся. По заявлению ИОМС КУМИ Островского района данные сооружения – автомобильные дороги ***2012 в установленном порядке были приняты Островским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, как бесхозяйные объекты недвижимого имущества. В течение года с момента постановки указанного имущества на учет как бесхозяйного кто-либо своих прав на данные сооружения не заявил, правопритязания иных лиц на данные объекты не регистрировались.
В судебном заседании представитель заявителя – зам. председателя ИОМС КУМИ Островского района – Пирогова Ж.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, дополнительно пояснив, что данные автомобильные дороги находятся в границах населенных пунктов сельского поселения «Воронцовская волость», являются дорогами общего пользования местного значения. Изначально дороги были проложены для транспортного обеспечения деревень, однако к кому-либо на баланс не поставлены, собственника или иного законного владельца не имеют. В настоящее время для планирования в бюджете средств на обслуживание и содержание дорог необходимо признание данных объектов муниципальной собственностью.
Заинтересованные лица – Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области в отзыве, адресованном суду, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, против удовлетворения заявленных требований не возражало. Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям каких-либо возражений по существу заявления не представил.
В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав представителя заявителя – зам. председателя ИОМС КУМИ Островского района – Пирогову Ж.А., изучив представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 23.07.2013) (далее – Федерального закона N 196-ФЗ), статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.12.2012) (далее – Федерального закона N 257-ФЗ) определено понятие «автомобильная дорога».
Частью 1 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог в зависимости от их назначения:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Как следует из ч. 2 указанной статьи автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
В силу ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3, пунктом 6 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации N 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона N 196 ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципального образования.
При этом положения ст. 21 указанного Закона предписывают органам местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, осуществлять мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Судом установлено, что на территории муниципального образования (поселения) «Воронцовская волость» входящего в состав муниципального района расположены объекты недвижимого имущества – сооружения:
- автомобильная дорога сообщением «Воронцово – Врев – д.Терегаево», с инвентарным номером № 354д, протяженностью 4000 м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Воронцово – Врев – д.Терегаево»;
- автомобильная дорога сообщением «Воронцово – Врев – д.Сергино», с инвентарным номером № 338д, протяженностью 900 м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Воронцово – Врев – д.Сергино»;
- автомобильная дорога сообщением «Погорелка – Воронцово – Шики – д.Анашино», с инвентарным номером № 353д, протяженностью 5000 м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Погорелка – Воронцово – Шики – д.Анашино», которые являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения. В отношении данных дорог дорожная деятельность не ведется, документов, подтверждающих факт принадлежности данных участков автомобильных дорог какому-либо собственнику, либо передачи их в оперативное управление или хозяйственное ведение не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 5 статьи 4 Устава муниципального образования «Воронцовская волость» (ред. от 22.12.2011), пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения …, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, *** 2010 года администрация сельского поселения «Воронцовская волость» в лице главы сельского поселения Павловой Н.В. и администрация Островского района в лице главы Мищенкова П.Г. заключили Соглашение о передаче последним осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, в числе которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения «Воронцовская волость» входит в полномочия администрации Островского района.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 3 настоящей статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.
Указанный способ приобретения права муниципальной собственности возможен лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на соответствующие объекты недвижимости, отсутствует организация, которая следит за техническим состоянием имущества.
Порядок постановки на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года N 580. Согласно п. п. 21, 27 данного Положения принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.
Как видно из материалов дела, сведениями о действующих правах на объекты недвижимости – автомобильные дороги (сообщениями «Воронцово – Врев – д.Терегаево»; «Воронцово – Врев – д.Сергино»; «Погорелка – Воронцово – Шики – д.Анашино») Островский филиал ГП «БТИ» не располагает, в реестре имущества, находящегося в собственности области, данные объекты недвижимости не учитываются, собственностью Псковской области не являются, в реестре федерального имущества по Псковской области не значатся. (л.д. 15, 16, 17)
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области Островский отдел от ***2012 об отсутствии запрашиваемых сведений усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимого имущества – автомобильные дороги отсутствуют. (л.д. 18-20).
В соответствии с вышеназванной нормой гражданского кодекса и Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» (в ред. 12.11.2004), автомобильные дороги – сообщениями «Воронцово – Врев – д.Терегаево»; «Воронцово – Врев – д.Сергино»; «Погорелка – Воронцово – Шики – д.Анашино» по заявлению муниципального образования «Островский район» были приняты Островским отделом Управления Росреестра по Псковской области, как бесхозяйные объекты недвижимого имущества, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи: № .., № .., № .. от ***.2012 (л.д. 21-23).
Соответственно порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, регламентированный вышеназванным Постановлением Правительства РФ, в данном случае соблюден.
Судом установлено, что со дня постановки на учёт бесхозяйных сооружений – автомобильных дорог – то есть с *** 2012 года соответственно на момент рассмотрения заявления, прошло более года, право собственности в отношении данных объектов недвижимости за указанный период за кем-либо не зарегистрировано, правообладатели не установлены, правопритязания отсутствуют, ограничения (обременения) права не зарегистрированы (л.д. 24-26).
Поскольку собственник бесхозяйных объектов недвижимости неизвестен, установленный ч. 3 ст. 225 ГК РФ срок со дня постановки данных объектов на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, приходит к выводу о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Таким образом, заявление Иного органа местного самоуправления Комитета по управлению муниципальным имуществом Островского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества – автомобильные дороги подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ, при обращении в суд заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 290 – 293, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Иного органа местного самоуправления Комитета по управлению муниципальным имуществом Островского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества – сооружения:
- автомобильную дорогу сообщением «Воронцово – Врев – д.Терегаево», с инвентарным номером № .., протяженностью .. м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Воронцово – Врев – д.Терегаево»;
- автомобильную дорогу сообщением «Воронцово – Врев – д.Сергино», с инвентарным номером № .., протяженностью .. м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Воронцово – Врев – д.Сергино»;
- автомобильную дорогу сообщением «Погорелка – Воронцово – Шики – д.Анашино», с инвентарным номером № .., протяженностью 5000 м, по адресу: Псковская область, Островский район, сельское поселение «Воронцовская волость» автомобильная дорога «Погорелка – Воронцово – Шики – д.Анашино».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Н.О. Мучицина
Решение суда вступило в законную силу.