ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-321/2014 от 15.01.2014 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 15 января 2014 года                                 г. Хабаровск

 Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:

 председательствующего судьи Подреза О.А.,

 при секретаре Александровой А.С.,

 с участием

 представителя истца прокурора Индустриального района города Хабаровска – помощника прокурора Индустриального района города Хабаровска Кочеткова С.А.,

 представителя ответчика администрации города Хабаровска Ивановой Ю.В., доверенность от 30.12.2013 г.,

 представителя ответчика ООО «ДВ-Союз» Ланихиной Е.Г., доверенность от 09.01.2014 г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска к администрации города Хабаровска, обществу с ограниченной ответственностью «ДВ-Союз» о возложении обязанности произвести демонтаж малых архитектурных форм,

 установил

 Прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд с иском к администрации города Хабаровска, о возложении обязанности произвести демонтаж малых архитектурных форм, расположенных между домами 43, 45, 47, 49 по улице Аксенова в городе Хабаровске и не соответствующих требованиям безопасности.

 В обосновании своих требований истец указал следующее.

 В прокуратуру Индустриального района города Хабаровска поступило обращение Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае Жуковой С.Л. о несоответствие малых архитектурных форм, установленных во дворе дома 43 по улице Аксенова в городе Хабаровске, нормам и требованиям безопасности.

 В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с представителями ООО «ДВ-Союз» и членом общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае Бовкуном С.П. было установлено, что на территории, расположенной между домами 43, 45, 47, 49 по улице Аксенова в городе Хабаровске находится детская площадка, на которой установлены металлические качели, песочница, двусторонне качели, турникет в форме радуги. Металлические качели кустарного производства, не имеют подшипников в узлах вращения, в связи с чем, представляют угрозу для жизни и здоровья детей. Земельный участок, на котором находятся малые архитектурны формы, не разграничен, в управление управляющей организации ООО «ДВ-Союз» при заключении договора управления не передавался, кадастрового паспорта не имеет. Расположенные на земельном участке малые архитектурные формы установлены до заключения договора управления. Собственниками домов 43, 45, 47 и 49 по улице Аксенова в городе Хабаровске решений о разграничении данного земельного участка, включении его в состав общедомового имущества, а также о благоустройстве, не принималось.

 Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

 Решением Хабаровской городской Думы №509 от 13 июля 2004 года принят Устав городского округа «Город Хабаровск», на основании которого пунктом 1 Распоряжения администрации города Хабаровска №150-р от 31 марта 2010 года утверждено «Положение об Управлении административно-технического контроля Администрации города», в соответствии с пунктом 1.5 которого правовую основу осуществления административно-технического контроля составляет действующее законодательство РФ и нормативно-правовые акты государственной власти Хабаровского края и органов местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск», принимаемые в соответствии со своей компетенцией по вопросам соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами действующих Правил в сфере благоустройства по всем объектам контроля, в том числе состояние и качество ремонта малых архитектурных форм.

 В соответствии с пунктом 4.2 Национального стандарта РФ-ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации.», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №151-ст от 30.12.2004 г., оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы обеспечивалась безопасность играющих детей. Согласно п.6.2 ГОСТ Р 52301-2004 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет владелец.

 Как следует из результатов проведенной совместной проверки, каких-либо мер по контролю за состоянием малых архитектурных форм, установленных на территории, расположенной между домами 43, 45, 47, 49 по <адрес> и не соответствующих требованиям безопасности, Управлением административно-технического контроля администрации города Хабаровска не предпринимается. Наличие указанных малых архитектурных форм, не отвечающих требованиям безопасности, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

 Ответчик администрация города Хабаровска с иском не согласна, о чем указано в письменном возражении, по следующим основаниям: прокурором не представлено доказательств наличия между жилыми домами 43, 45, 47, 49 по <адрес> малых архитектурных форм, не соответствующих требованиям законодательства, которые представляют опасность для жизни и здоровья и необходимость их демонтажа; администрация города Хабаровска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу; контроль за состоянием детского игрового оборудования не входит в компетенцию и в функции администрации города Хабаровска.

 Определением Индустриального районного суда города Хабаровска от 4 декабря 2013 года к участию в настоящем гражданском деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Союз» (ОГРН 1032700448659).

 15 января 2014 года прокурором Индустриального района города Хабаровска были уточнены исковые требования: прокурор Индустриального района города Хабаровска просит возложить обязанность демонтировать малые архитектурные формы детской площадки (качелей, песочница, двусторонние качели, турникет), расположенных между домами 43, 45, 47, 49 по <адрес>, и не соответствующих требованиям безопасности, на ООО «ДВ-Союз».

 В судебном заседании представитель истца Кочеткова С.А. уточненные исковые требования поддержал.

 Представитель ответчика ООО «ДВ-Союз» Ланихина Е.Г. против уточненных исковых требований не возражает, указав, что в настоящее время собственниками указанных домов проводится разграничение земельного участка, расположенного между домами 43, 45, 47, 49 по <адрес> архитектурные формы – детская площадка, на которой расположены качелей, песочница, двусторонние качели, турникет не имеет собственника и жильцы желают убрать указанные малые формы.

 Представитель ответчика администрации города Хабаровска Иванова Ю.В. против уточненных исковых требований не возражает.

 Суд приходит к следующему выводу.

 Пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. №170, предусмотрено, что территория каждого домовладения как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей, что является неотъемлемой частью благоустройства.

 В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 52169-2003 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования.», утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.2003 г. №394-ст конструкция оборудования детских игровых площадок должна обеспечивать прочность, устойчивость, жесткость и пространственную неизменяемость, наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами ли кромками не допускается. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается. Выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены. Сварные швы должны быть гладкими. Углы и края любой доступной для детей части оборудования должны быть закруглены. Минимальный радиус закругления 3 мм. Угол между стенками V-образных зазоров и щелей должен быть не менее 60°. Крепление элементов оборудования должно исключать возможность их демонтажа без применения инструментов. Элементы оборудования (комплектующие), подлежащие периодическому обслуживанию или замене (например, подшипники), должны быть защищены от несанкционированного доступа. Подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застреваний тела, частей тела или одежды ребенка. Расстояние между ударопоглощающим покрытием игровой площадки и подвижными элементами оборудования должно быть не менее 400 мм. Оборудование, доступное детям младше трех лет, должно обеспечивать дополнительные требования безопасности для защиты от падения.

 В соответствии с пунктом 2.7.2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №613 игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным.

 В соответствии с пунктом 4.2 Национального стандарта РФ - ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №151-ст от 30.12.2004 г., оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы обеспечивалась безопасность играющих детей.

 Согласно пунктом 6.2 ГОСТ Р 52301-2004 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет владелец. Однако владелец указанных малых архитектурных форм отсутствует.

 Проверкой установлено, что на территории, расположенной между домами 43, 45, 47, 49 по <адрес> находится детская площадка, на которой установлены металлические качели, песочница, двусторонне качели, турникет в форме радуги. Металлические качели кустарного производства, не имеют подшипников в узлах вращения, в связи с чем, представляют угрозу для жизни и здоровья детей.

 Таким образом, состояние игрового оборудования во дворе указанных домов на момент проведения проверки свидетельствует об отсутствии регулярного контроля за его техническим состоянием и как следствие безопасностью.

 Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием надлежащего контроля за состоянием оборудования детской игровой площадки, расположенной между домами 43, 45, 47 и 49 по <адрес>, оно представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей.

 В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

 Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

 По правилам статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

 В соответствии с пунктом 2 Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, в состав общего имущества включаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

 В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

 Подпунктом «ж» пункта 11 указанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

 В силу подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и подпунктом «а» пункта 16 указанных Правил, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

 В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

 Согласно договорам управления многоквартирным домом от 07 августа 2008 года, общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Союз» (ИНН 2723055492, ОГРН 1032700448659) осуществляет управлением многоквартирными домами 43, 45, 47, 49 по <адрес>, а следовательно управление и общим имуществом собственников указанных домов, то есть прилегающей дворовой территорией.

 В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

 Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

 Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Таким образом, учитывая то, что в судебном заседании установлено непригодное для эксплуатации состояние малых архитектурных форм – детской площадки, расположенной между домами 43,45, 47, 49 по <адрес>, на которой установлены металлические качели, песочница, двусторонне качели, турникет в форме радуги, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика ООО «ДВ-Союз» произвести демонтаж указанных малых архитектурных.

 Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Учитывая доводы ответчика ООО «ДВ-Союз», мнение представителя истца, принимая во внимание зимний период, который затрудняет исполнение решения суда, суд считает необходимы установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

 В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

 Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Таким образом, государственная пошлина в размере 4000 рублей подлежит взысканию с ответчика ООО «ДВ-Союз» в пользу муниципального объединения городской округ «Город Хабаровск» (подпункт 3 пункта 1 статьи ст.333.36 Налогового кодекса РФ, статья 61.2 Бюджетного кодекса РФ).

 Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Иск прокурора Индустриального района города Хабаровска удовлетворить.

 Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Союз» (ИНН 2723055492) в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, демонтировать малые архитектурные формы детской площадки (металлические качели, песочница, двусторонние качели, турникет), расположенных между домами 43, 45, 47, 49 по <адрес> и не соответствующих требованиям безопасности.

 Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Союз» (ИНН 2723055492) в бюджет муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 4000 рублей.

 На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено апелляционное представление в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий               

 Мотивированно решение изготовлено 20.01.2014 г.