Дело № 2-321/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа2021 года р.п. Красные Баки
Краснобаковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Ионовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Беловой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Краснобаковского района Нижегородской области Смирнова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Краснобаковского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Прудовского сельсовета Краснобаковского района Нижегородской области о возложении обязанности ликвидировать свалки строительного мусора после сноса расселенных аварийных домов,
у с т а н о в и л:
Прокурор Краснобаковского района Нижегородской области обратился в суд с иском к администрации Прудовского сельсовета Краснобаковского района Нижегородской о возложении обязанности ликвидировать свалки строительного мусора, образовавшиеся после сноса расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>
В обоснование иска указано, что прокуратурой Краснобаковского района проведена проверка по обращению депутата сельского Совета Прудовского сельсовета ФИО1 о наличии свалки строительного мусора после сноса аварийного жилья в <адрес>
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) под местным самоуправлением понимается самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе обеспечение проживающих и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно требованиям ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: -участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; -обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Проведенной проверкой установлено, что администрацией Прудовского сельсовета в 2020 - истекшем периоде 2021 года произведен снос 5 расселенных аварийных многоквартирных жилых домов в <адрес>, вместе с тем, утилизация строительного мусора, образовавшегося от сноса жилых домов, не произведена, что является нарушением требований ст.37 Федерального закона №384-Ф3.
Данные нарушения являются существенными, поскольку нарушают права граждан на безопасное и комфортное проживание в <адрес> и стали возможны из-за ненадлежащего отношения работников администрации сельсовета к исполнению своих должностных обязанностей.
Выявленные нарушения требований указанного законодательства являются недопустимыми, ограничивают жилищные права граждан.
На основании изложенного прокуратурой района было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Прудовского сельсовета Краснобаковского района ФИО2, по результатам рассмотрения которого администрацией сельсовета дан ответ, что вопрос об уборке строительного мусора, оставшегося после сноса аварийных многоквартирных домов будет решен при наличии финансовых средств.
Прокурор Смирнов В.А. в судебном заседании исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик - администрации Прудовского сельсовета Краснобаковского района Нижегородской области в письменном заявлении просил о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что требования искового заявления признают в полном объеме, просил установить срок для исполнения два года.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, проанализировав и оценив представленные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
Согласно ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) под местным самоуправлением понимается самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3, Закона Нижегородской области 05 ноября 2014 № 150-З «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно требованиям ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: -участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; -обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В прокуратуру Краснобаковского района поступило обращение депутата сельского Совета Прудовского сельсовета ФИО1 о наличии свалки строительного мусора после сноса расселенных домов в поселке Чибирь Краснобаковского района Нижегородской области (л.д. 7-8).
Согласно договорам №, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным администрацией Прудовского сельсовета Краснобаковского района Нижегородской области, актам выполненных работ к ним, подрядчиком ФИО3 произведены работы по сносу многоквартирных домов в <адрес> (л.д. 9-10).
Постановлениями администрации Прудовского сельсовета Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг. утверждено Положение о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащим сносу (л.д. 11), постановлениями администрации Прудовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ утверждены мероприятия по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными, в <адрес> (л.д. 12-14).
В ответе депутатам сельского Совета Прудовского сельсовета Краснобаковского района Нижегородской области прокурор Краснобаковского района указал на выявленные нарушения в действиях администрации Прудовского сельсовета, выраженные в неосуществлении мероприятий по утилизации строительного мусора (л.д. 15).
Из представления прокурора Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки по обращению депутатов сельского Совета Прудовского сельсовета выявлены нарушения, выраженные в непроведении работ по ликвидации строительного мусора после сноса расселенных аварийных домов в <адрес> Краснобаковского района Нижегородской области (л.д.15-17), в ответе на представление администрация Прудовского сельсовета указала, что с ноября 2020 г. по июнь 2021 г. проведены работы по сносу пяти расселенных домов в <адрес>, при наличии дополнительных средств будет решен вопрос об уборке оставшегося строительного мусора (л.д. 19-20).
Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора Краснобаковского района Нижегородской области к администрации Прудовского сельсовета Краснобаковского района Нижегородской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Решение суда должно быть исполнено после вступления его в законную силу (ст. 210 ГПК РФ).
Согласно статье 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
С учетом всех обстоятельств по делу, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает разумным установить срок для исполнения решения в течение одного года с момента вступления его в законную силу.
Исходя из изложенного и руководствуясьст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Краснобаковского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Прудовского сельсовета Краснобаковского района Нижегородской области о возложении обязанности ликвидировать свалки строительного мусора после сноса расселенных аварийных домов удовлетворить.
Возложить на администрацию Прудовского сельсовета Краснобаковского района обязанность ликвидировать свалки строительного мусора, образовавшиеся после сноса расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>
Указанную обязанность выполнить в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд подачей апелляционной жалобы через Краснобаковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия судом решения.
Судья О.В. Ионова