Решение в окончательной форме принято 29 апреля 2022 г.
Дело № 2-321/2022
УИД 59RS0030-01-2022-000355-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 года Пермский край город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Захаровой Н.И.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Осинского городского округа о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату недополученной пенсии за выслугу лет,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Осинского городского округа о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, изложенного в письме от 13.01.2022 № 47/01-15, о возложении обязанности произвести перерасчет за период с 01.01.2015 по 31.03.2022 и выплату недополученной пенсии за выслугу лет в сумме 499 636,26 руб. Также просила взыскать судебные расходы на представителя в сумме 6 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обоснование исковых требований указала, что с 29.08.2013 является получателем пенсии по старости в Пенсионном фонде Российской Федерации, с 01.10.2013 также получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края», как лицо, замещавшее выборную муниципальную должность, в размере 75 % от месячного денежного содержания (вознаграждения), определенного в соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона.
В октябре 2021 г. узнала, что пенсия за выслугу лет начисляется с нарушениями порядка исчисления пенсии, в нарушение ч. 1 ст. 5 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК не учитывается месячное денежное вознаграждение, полученное за последние 12 полных месяцев, предшествовавших дате прекращения полномочий по замещаемой муниципальной должности - 24.10.2008. По данным администрации сумма денежного вознаграждения за период с 01.10.2007 по 01.10.2008 составляет 319 499,97 руб. или 26 624,99 руб. в месяц (= 319 499,97 / 12). Месячное денежное вознаграждение, учитываемое администрацией для исчисления пенсии за выслугу лет с учетом ограничения 75 % на 24.10.2008, составляет 19 968,74 руб. (= 26 624,99 х 75 %).
Кроме того при исчислении размера пенсии за выслугу лет неправильно применены ограничения, предусмотренные ч. 1 ст. 4 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК. Ограничение 75 % применено не к месячному денежному вознаграждению, которое должно исчисляться из последних 12 полных месяцев, предшествовавших дате прекращения полномочий, а к месячному денежному вознаграждению, которое определяется как предельное в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК (2,8 должностного оклада по государственной должности с начисленным на него районным коэффициентом с применением индексации к должностному окладу за расчетный период в соответствии с законодательством; до 01.01.2017 – 2,1 должностного оклада).
29.12.2021 обратилась в администрацию Осинского городского округа с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет, но получила ответ от 13.01.2022 № 47/01-15 об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании истец на удовлетворении своих требований настаивала.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании 11.04.2022 поддержала доводы искового заявления.
Представитель ответчика администрации Осинского городского округа Дербенева Т.А. в судебных заседаниях 11.04.2022, 19.04.2022 с исковым заявлением была не согласна, привела доводы отзыва, согласно которому считает отказ в перерасчете пенсии за выслугу лет законным (т. 1 л.д. 192 – 193).
Представитель ответчика администрации Осинского городского округа Шилова К.А. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, изучив материалы дела, обозрев личные дела ФИО1 о пенсии за выслугу лет, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ, п. 5 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальных образованиях, определяет Закон Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края».
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК муниципальные должности - муниципальные должности и выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа.
В силу п. 1 ст. 5 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего государственную должность, исчисляется из месячного денежного вознаграждения, полученного им за последние 12 полных месяцев, предшествовавших дате прекращения полномочий по государственной должности либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях» (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, с учетом ограничения, установленного частью 2 настоящей статьи (абз. 1).
Исчисление размера месячного денежного вознаграждения лица, замещавшего государственную должность, осуществляется по правилам, установленным трудовым законодательством Российской Федерации для исчисления средней заработной платы (абз. 3).
Согласно п. 2 ст. 5 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК размер месячного денежного вознаграждения, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного по замещавшейся лицом государственной должности, с начисленным на него районным коэффициентом. В редакции, действовавшей до 01.01.2017 – 2,1 должностного оклада.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится организацией, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, в следующих случаях:
а) при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, размера иной пенсии, с учетом которых определена пенсия за выслугу лет, со дня изменения их размера;
б) при индексации пенсий за выслугу лет в соответствии с увеличением (индексацией) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Пермского края, предусмотренным законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год.
При этом индексация пенсии за выслугу лет производится путем индексации размера месячного денежного вознаграждения, из которого исчислялась пенсия за выслугу лет, на индекс, установленный в законе Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год (при последовательном применении всех предшествующих индексов), и последующего определения размера пенсии за выслугу лет исходя из размера проиндексированного месячного денежного вознаграждения.
Размер проиндексированного месячного денежного вознаграждения, из которого определяется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии, увеличенного на районный коэффициент и проиндексированного с применением указанного индекса (при последовательном применении всех предшествующих индексов).
В соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в Гремячинском сельском поселении, утвержденным решением Совета депутатов Гремячинского сельского поселения от 11.10.2011 № 195, лицу, замещавшему выборную муниципальную должность, при исполнении им на постоянной основе более одного полного срока полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 75 % месячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии с пунктами 7, 8, 9 настоящего Положения, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности (п. 4).
Согласно п. 7 названного Положения от 11.10.2011 № 195 размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего выборную муниципальную должность, исчисляется из месячного денежного вознаграждения, полученного им за последние 12 полных месяцев, предшествовавших дате прекращения полномочий по выборной муниципальной должности либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию, с учетом ограничения, установленного пунктом 8 настоящего Положения.
Исчисление размера месячного денежного вознаграждения лица, замещавшего выборную муниципальную должность, осуществляется по правилам, установленным трудовым законодательством Российской Федерации для исчисления средней заработной платы.
В соответствии с п. 8 Положения от 11.10.2011 № 195 размер месячного денежного вознаграждения, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,1 должностного оклада, установленного по замещавшейся лицом выборной муниципальной должности, с начисленным на него районным коэффициентом.
Согласно п. 9 Положения от 11.10.2011 № 195, если в расчетный период в соответствии с законодательством произошла индексация денежного вознаграждения, месячное денежное вознаграждение за весь расчетный период рассчитывается с учетом индексации денежного вознаграждения.
В соответствии с п. 15 Положения от 11.10.2011 № 195 Перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится администрацией Гремячинского сельского поселения в следующих случаях:
а) при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, размера иной пенсии, с учетом которых определена пенсия за выслугу лет, со дня изменения их размера;
б) при индексации пенсий за выслугу лет в соответствии с увеличением (индексацией) размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы Гремячинского сельского поселения, предусмотренным решением Совета депутатов Гремячинского сельского поселения о бюджете Гремячинского сельского поселения на очередной финансовый год.
Размер проиндексированного месячного денежного вознаграждения, из которого определяется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,1 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии, увеличенного на районный коэффициент и проиндексированного с применением указанного индекса (при последовательном применении всех предшествующих индексов) (т. 2 л.д. 11 – 15).
Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Осинского муниципального района, поселениях Осинского муниципального района, в Осинском городском округе на постоянной основе, утвержденным решением Думы Осинского городского округа от 28.08.2020 № 205, предусмотрено, что пенсиях за выслугу лет устанавливается лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянное основе не менее пяти лет, если иное не установлено настоящим Положением.
Пенсия за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянной основе, устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», составляла: при исполнении полномочий от 5 до 10 лет – 55 %, 10 лет и более – 75 % его месячного денежного содержания (вознаграждения), определенного в соответствии с п. 5.3 настоящего Положения (п. 2.3).
В соответствии с п. 5.2 названного Положения от 28.08.2020 № 205 размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего муниципальную должность, исчисляется из месячного денежного вознаграждения, полученного им за последние 12 полных месяцев, предшествовавших дате прекращения полномочий по муниципальной должности либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях» или дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет), с учетом ограничения, установленного п. 5.3 настоящего Положения. По заявлению лица, замещавшего муниципальную должность, из числа полных месяцев, за которые определяется месячное денежное вознаграждение, могут исключаться месяцы, когда лицо находилось в отпуске без сохранения денежного вознаграждения. При этом исключенные месяцы должны заменяться другими, непосредственно предшествующими избранному периоду. Исчисление размера месячного денежного вознаграждения лица, замещавшего муниципальную должность, осуществляется по правилам, установленным трудовым законодательством Российской Федерации для исчисления средней заработной платы.
Согласно п. 5.3 Положения от 28.08.2020 № 205 размер месячного денежного вознаграждения, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу дет, не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного по замещавшейся лицом муниципальной должности, с начисленным на него районным коэффициентом.
В силу п. 5.4 Положения от 28.08.2020 № 205, если в расчетный период в соответствии с законодательством произошла индексация денежного вознаграждения, месячное денежное вознаграждение за весь расчетный период рассчитывается с учетом индексации денежного вознаграждения.
Согласно п. 5.8 Положения от 28.08.2020 № 205 перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится МКУ «Осинский ЦБУ» (в том числе лицам, которым пенсия за выслугу лет была установлена ранее в органах местного самоуправления Осинского муниципального района и поселений, входивших в состав Осинского муниципального района):
а) при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера страховой пенсии по старости (инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, размера иной пенсии, с учетом которых определена пенсия за выслугу лет, со дня изменения их размера;
б) при индексации пенсий за выслугу лет в соответствии с увеличением (индексацией) размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы Осинского городского округа, предусмотренным решением Думы Осинского городского округа о бюджете Осинского городского округа на очередной финансовый год.
При этом индексация пенсии за выслугу лет производится путем индексации размера месячного денежного вознаграждения, из которого исчислялась пенсия за выслугу лет, на индекс, установленный в решении Думы Осинского городского округа о бюджете Осинского городского округа на очередной финансовый год (при последовательном применении всех предшествующих индексов), и последующего определения размера пенсии за выслугу лет исходя из размера проиндексированного месячного денежного вознаграждения.
Размер проиндексированного месячного денежного вознаграждения, из которого определяется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии, увеличенного на районный коэффициент и проиндексированного с применением указанного индекса (при последовательном применении всех предшествующих индексов).
Согласно п. 8.1 Положения от 28.08.2020 № 205 размеры пенсий за выслугу лет, ранее установленные лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований Осинского муниципального района, перерасчету в связи с вступлением в силу настоящего Положения не подлежат (т. 1 л.д. 33 – 39).
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 01.10.2013 ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет.
ФИО1 29.12.2021 обратилась в администрацию Осинского городского округа с заявлением о перерасчете и доплате пенсии за выслугу лет, указав о необходимости исчислить размер месячного денежного вознаграждения за последние 12 месяцев, предшествовавших дате прекращения полномочий по муниципальной должности, исключив ограничение 75 % к предельному месячному денежному вознаграждению (т. 1 л.д. 23 – 31)
Письмом от 13.01.2022 № 47/01-15 администрации Осинского городского округа в удовлетворении заявления ФИО1 о перерасчете пенсии за выслугу лет и выплате недополученных сумм отказано (т. 1 л.д. 22, 32).
Решением Осинского районного суда Пермского края от 11.06.2014 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Периоды работы в должности председателя исполнительного комитета Гремячинского сельского совета народных депутатов с 26.06.1987 по 03.05.1990, с 04.05.1990 по 24.02.1992 признаны выборными муниципальными должностями. На администрацию Гремячинского сельского поселения возложена обязанность производить ФИО1 ежемесячную выплату пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность более одного полного срока полномочий, в размере 75 % месячного денежного вознаграждения с 01.05.2014 в сумме 6 089,03 руб. С администрации Гремячинского сельского поселения в пользу ФИО1 взыскана задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.10.2013 по 30.04.2014 в размере 27 211,81 руб. В остальной части иска отказано. Решение суда вступило в законную силу 08.09.2014 (личное дело ФИО1).
Из лицевых счетов с октября 2007 г. по сентябрь 2008 г. и информации из них следует, что должностной оклад ФИО1 составлял 6 800 руб., месячное денежное содержание 26 624,99 руб. (= 319 499,97 / 12) (т. 1 л.д. 20, 243, 244 – 249).
Размер должностного оклада неоднократно индексировался в связи с принятием соответствующих решений Совета депутатов Гремячинского сельского поселения Осинского района Пермского края, Решения Думы Осинского городского округа (т. 1 л.д. 46 – 79).
С учетом индексаций должностной оклад в дальнейшем составил: в 2009 г. на 11,5 % - 7 582 руб., в 2013 г. на 8,7 % - 8 241,63 руб., в 2014 г. на 6,4 % - 8 769,09 руб., в 2015 г. на 6,6 % - 9 347,85 руб., в 2016 г. на 9,8 % - 10 263,04 руб., в 2017 г. на 7,3 % - 11 013,22 руб., в 2022 г. на 4,2 % - 11 475,77 руб.
С учетом индексаций изменялся размер страховой части пенсии по старости и страховой пенсии по старости, о чем представлены справки ПФР (т. 1 л.д. 80 – 96).
Размер пенсии за выслугу лет изменялся, о чем принимались решения администрации Гремячинского сельского поселения от 10.10.2013, от 29.10.2013, от 03.02.2014, от 30.05.2014, от 08.10.2014, от 20.02.2015, от 30.03.2015, от 26.02.2016, от 19.07.2016, от 01.03.2017, от 16.01.2018, от 10.04.2018, от 17.07.2018, от 01.03.2019 (т. 1 л.д. 214, 215, 218, 221, 224, 226 – 237).
Сведения о выплатах пенсии за выслугу лет приведены в справках о безналичном перечислении (т. 1 л.д. 97 – 186).
Таким образом, размер пенсии за выслугу лет с учетом произведенных последовательно индексаций, с применением районного коэффициента, за обжалуемый истцом период составил:
С января 2015 г.: 9 347,85 х 2,1 х 1,15 = 22 575,06 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 16 931,31 (общий размер пенсии) – 9 960,49 (страховая пенсия) = 6 970,82 руб. (пенсия за выслугу лет).
С февраля 2015 г.: 9 347,85 х 2,1 х 1,15 = 22 575,06 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 16 931,31 (общий размер пенсии) – 11 139,69 (страховая пенсия) = 5 791,62 руб. (пенсия за выслугу лет).
С января 2016 г.: 9 347,85 х 2,1 х 1,15 = 22 575,06 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 16 931,31 (общий размер пенсии) – 11 585,62 (страховая пенсия) = 5 345,69 руб. (пенсия за выслугу лет).
С 1 июля 2016 г.: 10 263,94 х 2,1 х 1,15 = 24 787,42 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 18 590,58 (общий размер пенсии) – 11 585,62 (страховая пенсия) = 7 364,96 руб. (пенсия за выслугу лет).
С января 2017 г.: 11 013,22 х 2,8 х 1,15 = 35 462,56 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 26 596,93 (общий размер пенсии) – 11 663,97 (страховая пенсия) = 14 932,95 руб. (пенсия за выслугу лет).
С 1 февраля 2017 г.: 11 013,22 х 2,8 х 1,15 = 35 462,56 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 26 596,93 (общий размер пенсии) – 12 293,76 (страховая пенсия) = 14 303,16 руб. (пенсия за выслугу лет).
С 2018 г.: 11 013,22 х 2,8 х 1,15 = 35 462,56 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 26 596,93 (общий размер пенсии) – 12 778,64 (страховая пенсия) = 13 818,28 руб. (пенсия за выслугу лет).
С 2019 г.: 11 013,22 х 2,8 х 1,15 = 35 462,56 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 26 596,93 (общий размер пенсии) – 13 680 (страховая пенсия) = 12 916,92 руб. (пенсия за выслугу лет).
С 2020 г.: 11 013,22 х 2,8 х 1,15 = 35 462,56 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 26 596,93 (общий размер пенсии) – 14 583,10 (страховая пенсия) = 12 013,82 руб. (пенсия за выслугу лет).
С 2021 г.: 11 013,22 х 2,8 х 1,15 = 35 462,56 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 26 596,93 (общий размер пенсии) – 15 501,92 (страховая пенсия) = 11 095 руб. (пенсия за выслугу лет).
С 2022 г.: 11 475,78 х 2,8 х 1,15 = 36 952 (месячное денежное вознаграждение) х 75 % = 27 714 (общий размер пенсии) – 16 834,90 (страховая пенсия) = 10 879,10 руб. (пенсия за выслугу лет) (т. 1 л.д. 210 – 211).
Такой расчет, который представлен ответчиком (т. 1 л.д. 210 – 211), полностью соответствует законодательству о назначении пенсии за выслугу лет.
Расчеты, сравнительный анализ расчета пенсии за выслугу лет, представляемые ФИО1, основаны на неверном применении и толковании перечисленных норм права (т. 1 л.д. 40 – 42, 44, т. 2 л.д. 6 – 10).
Истец не учитывает, что согласно п. 1 ст. 4 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК, 75 % - это не ограничение к предельному месячному вознаграждению, а размер пенсии, который устанавливается в процентах от месячного денежного содержания, в том числе рассчитанного из должностного оклада.
Таким образом, оснований для вывода о нарушении прав истца при расчете пенсии за выслугу лет не имеется. В связи с чем отказ администрации Осинского городского округа в перерасчете пенсии, изложенный в письме от 13.01.2022 № 47/01-15, не является незаконным. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Поскольку не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, суд отказывает во взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины и услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации Осинского городского округа о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, изложенного в письме от 13.01.2022 № 47/01-15, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2015 по 31.03.2022, о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет в сумме 499 636 руб. 26 коп., а также во взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя и расходов по оплате государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья