ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3220/19 от 06.11.2019 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Решение

Именем Российской Федерации

06 ноября 2019 года г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Зотовой Ю.Ш., при секретаре Сазоник Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению истца к ответчику о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

истец обратилась с исковыми требованиями к ответчику о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование заявленных требований указывает, что истец является нанимателем жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования «<данные изъяты>» состоящее из 1 комнаты, 19,4 кв.метров в коммунальной квартире, расположенном по адресу: <адрес>. Совместно с другими собственниками помещений в указанном доме избран способ управления многоквартирным домом - <данные изъяты>». Платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг направляет мне <данные изъяты>». <адрес><данные изъяты> применяло неверный норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в размере 50 и 103 кВт.ч в месяц на человека, как для однокомнатного жилого помещения (квартиры) многоквартирного дома с количеством проживающих в нем 3-х человек. В коммунальной <данные изъяты> многоквартирного <адрес> до <Дата> г. - 5 человек; с <Дата> г. по <Дата> года - 6 человек; с <Дата> г. по <Дата> г. - 5 человек; с <Дата> г. по <Дата> г. - 3 человека.

Истец полагает, что размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению по комнате <№> за период с <Дата> года по <Дата> года должен определяться по формуле 7 и 7(1) приложения № 2 Правил 354.Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению по комнате <№> за период с <Дата> года по <Дата> года определяется в нарушение действующего законодательства, что привело к излишне начисленной сумме в размере <данные изъяты>, с действиями ответчика по начислению платы за указанную услугу в размере 50 и 103 кВт в месяц на человека истец не согласна. Истец просит суд признать действия ответчика», по начислению платы за электроэнергию по тарифу в размере 50 и 103 кВт.ч в месяц на человека, как для однокомнатного жилого помещения (квартиры) многоквартирного дома с количеством проживающих в нем 3-х человек за период с <Дата> по <Дата>. незаконными. Обязать ответчика к устранению допущенных нарушений. Обязать ответчика сделать перерасчет, списать с лицевого счета истцу предъявленную к оплате сумму <данные изъяты> рублей за электроэнергию по тарифам за период с <Дата>. по <Дата>. Взыскать с ответчика в пользу истца штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Истец в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме.

Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель третьего лица в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации ог 06.05.2011 года № 354 (далее по тексту Правила №354). расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7,7(1) приложения №2 к настоящим Правилам.

При отсутствии индивидуального или общего прибора учета электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета, размер платы за коммунальную услугу, по электроснабжению предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 7(1) приложения №2 к Правилам № 354 из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коофициента.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498 с 01.01.2017 года в случае отсутствия квартирного прибора учета электроэнергии начисление платы в коммунальных квартирах производиться с применением повышающего коэффициента -1,5. Однако повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установления прибора учета коммунальных ресурсов.

Согласно подпункту «з» Правил №354 потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение нс оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

Судом установлено, что истец является нанимателем жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования <данные изъяты> состоящее из 1 комнаты, 19,4 кв.метров в коммунальной квартире, расположенном по адресу: <адрес>.

Указанная коммунальная квартира состоит из трех комнат, что подтверждается планом БТИ и сторонами не оспаривалось.

Формула № 7 приложения 2 постановления Правительства РФ от 05.06.2011 № 354содержит следующие элементы:P=Vi*nji/ni*TKp, где Vi- объем электроэнергии, потребленный всей коммунальной квартирой, рассчитанный в рассматриваемом случае в соответствии в пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг nji - количество лиц, проживающих в конкретной комнате ni- количество лиц, проживающих в коммунальной квартире Ткр –тариф.

В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг, в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами- потребителями в отсутствии приборов учета, применяется норматив потребления коммунальных услуг, установленный в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанный норматив согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Саратовской области указанный норматив действовал и действует на основании Постановлений комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 декабря 2012 года № 45/6 и от 17 июня 2016 года № 25/2. Нормативы устанавливаются в кВт на 1 человека. Таким образом, для определения ежемесячного расхода по нормативу потребления, необходимо определить норматив в зависимости от количества человек, проживающих в жилом помещении, и умножить его на количество проживающих человек (единица измерения - кВт ч в месяц на человека).

Согласно письма Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Муниципального образования «<данные изъяты>» <№> от <Дата> в коммунальной <адрес> многоквартирного <адрес> до <Дата> г. - 5 человек; с <Дата> г. по <Дата> года - 6 человек; с <Дата> г. по <Дата> г. - 5 человек; с <Дата> г. по <Дата> г. - 3 человека.

Документ о зарегистрированных в жилом помещении по адресу: <адрес> в адрес ответчика до <Дата> года от истца не поступал. Изменение начислений за электроэнергию после поступления сведений о зарегистрированных лица произведены ответчиком.

Проверив расчет начислений за электроэнергию, суд соглашается с ним, поскольку он произведен в соответствии с действующим законодательством.

Расчет потребленной электроэнергии: с <Дата> по <Дата> - 255 кВт (норма 51 кВт х 5 человек) х 0,6(nji/ni) х 2,41 (тариф) х 2 месяца = 737.46 руб; с <Дата> по <Дата> - 306 кВт (норма 5 1x6 человек) х 0,5 (nji/ni) х 2,41 х 4 месяца = 1474,92 руб.; с <Дата> по <Дата> - 306 кВт х 0,5 х 2,70 х 12 месяцев = 4957,20 руб.; с <Дата> по <Дата>-153 кВт х 2,80 х 12 месяцев = 5140,80 руб.; с <Дата> по <Дата> -153 кВт х 3,04 х 12 месяцев = 5581,44 руб.; с <Дата> по <Дата>-153 кВт х 3,19 х 6 месяцев = 2928,42 руб.; с <Дата> по <Дата>-153 кВт х 3,19 х 6 месяцев = 2928,42 руб. х коэффициент 1,5 = 4392,63 руб.; с <Дата> по <Дата> -153 кВт х 3,31 х 12 месяцев = 6077,16 руб. х коэффициент 1,5 = 9115,74 руб.; с <Дата> по <Дата> -153 кВт х 3,43 х 4 месяца = 2099,16 руб. х коэффициент 1,5 = 3148,74 руб.;с <Дата> по <Дата>- 72 кВт (216 кВт(норма) х 0,33 ((nji/ni)) х 3,43 х 2 месяца = 493,92 руб. х коэффициент 1,5 = 740,88 руб.; с <Дата> по <Дата>- 72 кВт х 3,48 х 3 месяца = 751,68 руб. коэффициент 1,5 = 1127,52 руб; апрель 2019 г. -72 кВт х 3,48 = 250,56 руб. х коэффициент 1,5 = 375,84 руб.

С <Дата> для расчетов от комитета ЖКХ предлагается норматив 35 кВт вместо 51 кВт, в обоснование приводится Постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 июня 2016 года № 25/2. Ответчик осуществил расчет на основании нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа, что соответствует действующему законодательству.

Норматив потребления, определяющий объем потребленного за расчетный период ресурса в коммунальной квартире, зависит от следующих параметров: категория жилых помещений (многоквартирный дом, состоящий из стандартных отдельных квартир; многоквартирный дом, состоящий из коммунальных квартир; общежития квартирного типа) и количества человек, проживающих в помещении.

В результате утраты домом статуса специализированного жилого фонда, общежитие утрачивает свой прежний правовой режим. Жилые помещения, уже ставшие объектом частной собственности, находятся в здании, которое не соответствует критериям общежития, установленным статьей 94 Жилищного кодекса РФ, и по своей правовой природе является не общежитием, а многоквартирным жилым домом, состоящим, в том числе, из коммунальных квартир.

Расчет, на который ссылается истец по формуле 4-4.1 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" применяется для коммунальных квартир и общежитий.

Истец в обосновании своих требований указывает, что ответчик не правильно произвело расчет, а именно: как для трехкомнатного жилого помещения (квартиры) многоквартирного жилого дома, с количеством проживающих в нем 5-ти, 6-ти, 3-х человек, однако, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

Истец неверно применяет норматив, как для одной комнаты, а в данном случае занимаемое помещение находится в 3-х комнатной квартире с количеством человек - 5, 6, 3 и т. д.Учитывая изложенное, правомерные начисления, начиная с <Дата> по <Дата> составляют <данные изъяты> руб. + ранее сформированный долг в размере <данные изъяты> руб. В общей сложности сумма задолженности за электроэнергию в жилом помещении, расположенном по адресу: г. <адрес> составляла <данные изъяты> руб. Между ранее начисленной суммой <данные изъяты> руб. и объективными начислениями разница составила 1 <данные изъяты> руб. В настоящее время данная ошибка ликвидирована, что отражено в новом платежном документе за <Дата> г.

Повышающий коэффициент к размеру платы за электроэнергию, предусмотренный для жилых помещений, не оборудованных индивидуальным прибором учета, не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета (п.п. А1) гл. I Приложения 2 Правил № 354). Форма данного акта и требования к его заполнению утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Приказ №627 от 29.12.2011 г.). В силу положений Приказа Минрегиона России № 627 от 29.12.2011 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в жилом помещении отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие предусмотренных приказом критериев. Фактически все критерии обусловлены проверкой состояния существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования). Специалистом должна быть определена необходимость (отсутствие такой необходимости) реконструкции капитального ремонта существующих сетей и (или) создания новых внутридомовых инженерных систем, также необходимо установить, соблюдены ли обязательные требования законодательства об обеспечении единства измерений в месте, в котором подлежит установке прибор учета. В силу своего статуса ресурсоснабжающая организация, не имеющая прав на какие-либо действия, в том числе, обследование, во внутридомовых инженерных системах, несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения. Обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме. Обслуживание внутридомовых сетей находится в ведении управляющей компании. Таким образом, по вопросу составления акта, истцу необходимо обратиться в управляющую компанию.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что отсутствуют неправомерные действия со стороны ответчика» в отношении истца оснований для удовлетворения исковых требований о признании действий незаконным и производстве перерасчета не имеется, в связи в удовлетворении исковых требований истец к ответчику о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа суд считает необходимым отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований истца к ответчику о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен <Дата>.

Судья Ю.Ш. Зотова