2-3220/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Октябрьского районного суда Старикова М.А.
при секретаре Цукановой З.В.
с участием представителя прокуратуры ЦО г. Краснодара Эркаевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ГУП КК «СПГО «Защита» об обязании привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУП КК «СПГО «Защита» об обязании привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями законодательства.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения законодательства об объектах гражданской обороны.
Установлено, что государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Специальное предприятие гражданской обороны «Защита» (далее - ГУП КК «СПГО «Защита») осуществляет деятельность по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2.
По адресу г. Краснодар, ул. Путевая, д. 5, расположено укрытие, инвентарный № 832 (180-23).
Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2009 по делу № А32-2650/2009-41/37 право собственности на указанное укрытие признано за администрацией Краснодарского края.
Прокуратурой округа в ГУП КК «СПГО «Защита» 20.02.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу ГУП КК «СПГО «Защита» от 10.03.2021, поступившему в прокуратуру округа 10.03.2021, разработан комплекс организационных и правовых мер, направленных на устранение нарушений федерального законодательства; техническая документация приведена в соответствие.
Однако, мероприятия не выполнены со ссылкой на отсутствие финансирования.
Таким образом, меры по устранению нарушений, выявленных прокуратурой округа в ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны, ГУП КК «СПГО «Защита» не приняты.
В связи с чем, истец просит суд обязать ГУП КК «СПГО «Защита» привести защитное сооружение гражданской обороны инвентарный № 832 (180-23), расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, д. 5, в соответствие с требованиями законодательства, а именно провести ремонт помещения, а также систем жизнеобеспечения защитного сооружения гражданской обороны; зарегистрировать право хозяйственного ведения на укрытие.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика исковые требования признал, пояснил, что готовы привести защитное сооружение гражданской обороны инвентарный № 832 (180-23), расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, д. 5, в соответствие с требованиями законодательства, но до 30.06.2022 г., поскольку финансирование осуществляется с 01.01.2022 г.
Суд, выслушав стороны, обстоятельно исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также конкретные обстоятельства в их совокупности, пришел к убеждению, что признание исковых требований ответчиком надлежит принять, поскольку это не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, а заявленные истцом требования следует удовлетворить.
Согласно ст. 173 ГПК РФ иск может быть признан ответчиком.
Согласно ч. 2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
По данному делу признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает законные интересы других лиц, поэтому у суда имеются основания для принятия признания заявленных требований представителем ответчика – ГУП КК «СПГО «Защита».
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения законодательства об объектах гражданской обороны.
Установлено, что государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Специальное предприятие гражданской обороны «Защита» (далее - ГУП КК «СПГО «Защита») осуществляет деятельность по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2.
По адресу г. Краснодар, ул. Путевая, д. 5, расположено укрытие, инвентарный № 832 (180-23).
Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2009 по делу № А32-2650/2009-41/37 право собственности на указанное укрытие признано за администрацией Краснодарского края.
В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.12.2018 № 2808 «О закреплении государственного имущества Краснодарского края на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Специальное предприятие гражданской обороны «Защита» укрытие передано ГУП КК «СПГО «Защита». Право хозяйственного ведения на укрытие ГУП КК «СПГО «Защита» на момент проверки не зарегистрировано.
В силу ст. 2 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» организация обороны включает - планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне.
Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации - обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне (ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»).
В силу ч.1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28) гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Частью 1 ст. 3 Закона № 28 установлено, что правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
На основании ч. 1 ст. 9 Закона № 28 организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
Исходя из п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок № 1309), к объектам гражданской обороны относятся укрытия - защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности; убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Пунктом 10 вышеназванного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны установлено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия, в том числе, по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций (п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687).
В соответствии с п. 3.2.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии с п. 1.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В ходе проверки установлено, что вышеуказанное укрытие не готово к переводу его в установленные сроки на режим защитных сооружений, не обеспечиваются необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, что является нарушением ст. ст. 1, 2, 9 Закона № 28-ФЗ, п. 10 Порядка № 1309, п.п. 1.3, 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила № 583), п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687.
Техническое обслуживание и косметический ремонт защитного сооружения проводились последний раз в 2005 году и в 2006 году. Лестничные пролёты без конструктивных изменений. Входные и запасные двери в удовлетворительном состоянии. Аварийный выход и шахтный оголовок в удовлетворительном состоянии. Вход и аварийный выход не загромождены. Ограждающие конструкции: стены, полы и потолки имеют места отслоения штукатурного и защитного слоя, а также места подтоплений и сырости. Санитарные узлы в наличии, 2 шт. Системы водоснабжения и электроснабжения в рабочем состоянии. Система воздухоснабжения неисправна, система канализации в рабочем состоянии.
В целях обеспечения сохранности и повышения эффективности использования укрытия необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения на укрытие; провести косметический ремонт основных помещений укрытия (покраску, побелку стен и потолков); привести документацию в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; эксплуатацию технических систем ЗС ГО привести в соответствии с требованиями технических описаний, инструкций по эксплуатации, а также эксплуатационными схемами, разработанными для каждой технической системы, утвержденной руководителем ГО объекта (п.3.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583).
В этой связи Прокуратурой округа в ГУП КК «СПГО «Защита» 20.02.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу ГУП КК «СПГО «Защита» от 10.03.2021, поступившему в прокуратуру округа 10.03.2021, разработан комплекс организационных и правовых мер, направленных на устранение нарушений федерального законодательства; техническая документация приведена в соответствие.
Однако, мероприятия не выполнены со ссылкой на отсутствие финансирования.
Таким образом, меры по устранению нарушений, выявленных прокуратурой округа в ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны, ГУП КК «СПГО «Защита» не приняты.
В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), уменьшения и ликвидации их негативных последствий в Российской Федерации реализуется государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 № 300. Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, прилагаемые органами государственной области в рассматриваемой сфере отношений, не удается избежать значительного ущерба от ежегодно возникающих ЧС и стихийных бедствий.
Учитывая тот факт, что непринятие организациями своевременных и достаточных мер для исполнения законов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, формируют условия для возникновения и неблагоприятного развития ЧС и стихийных бедствий и во многом определяют масштаб их последствий.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС.
Бездействие ГУП КК «СПГО «Защита», выражающееся в непринятии мер по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая изложенное, суд считает необходимы обязать ГУП КК «СПГО «Защита» в срок до 30.06.2022 г. привести защитное сооружение гражданской обороны инвентарный № 832 (180-23), расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, д. 5, в соответствие с требованиями законодательства, а именно провести ремонт помещения, а также систем жизнеобеспечения защитного сооружения гражданской обороны; зарегистрировать право хозяйственного ведения на укрытие.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Центрального округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ГУП КК «СПГО «Защита» об обязании привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями законодательства удовлетворить.
Обязать ГУП КК «СПГО «Защита» в срок до 30.06.2022 г. привести защитное сооружение гражданской обороны инвентарный № 832 (180-23), расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, д. 5, в соответствие с требованиями законодательства, а именно провести ремонт помещения, а также систем жизнеобеспечения защитного сооружения гражданской обороны; зарегистрировать право хозяйственного ведения на укрытие.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.08.2021 года.
Судья -