УИД 61RS0019-01-2022-004417-29
Дело № 2-3220/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2022 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Завалишиной И.С.
при секретаре Михайловой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г.Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ № 2 об обязании устранить нарушения законодательства об образовании,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора г.Новочеркасска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к Администрации города Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ № 2 об обязании устранить нарушения законодательства об образовании, указав, следующее.
Прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры области, требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», приказа прокурора области от 04.01.2022 № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, в части получения бесплатного общего образования, укомплектованности библиотечного фонда учебной организации учебниками и учебными пособиями.
Проверкой установлено, что в МБОУ CОШ № 2 отсутствуют электронные образовательные и информационные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности, а именно цифровая (электронная) библиотека, что не обеспечивает возможности доступа к профессиональным базам данных, информационным справочным, поисковым системам и другим информационным ресурсам.
Для устранения выявленных нарушений начальнику главе администрации г. Новочеркасска 07.02.2022 внесено представление № 07-25-2022/186, которое рассмотрено и удовлетворено.
Из поступившего в прокуратуру города ответа от 03.03.2022 № 57.5.6/801 следует, что приобретение цифровой (электронной) библиотеки муниципальными бюджетными учреждениями средними образовательными школами города не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых средств.
Также прокуратурой города 07.02.2022 внесено представление в МБОУ СОШ № 2 № 07-25-2022/181, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены, в связи с отсутствием финансирования (ответ от 05.03.2022 № 91).
Отсутствие электронных образовательных и информационных ресурсов необходимых для организации образовательной деятельности, а именно цифровых (электронных) библиотек в условиях преобладания дистанционных форм обучения, нарушает права учащихся на доступность образования.
Причинами и условиями указанных нарушений закона является бездействие образовательных учреждений по созданию цифровых (электронных) библиотек, наряду с отсутствием целевого финансирования на указанные цели.
Таким образом, устранение нарушений, выявленных в ходе проведенной прокуратурой города проверки, а также отраженных в представлении в установленный законом срок не исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку определить круг лиц, интересы которых страдают в результате не укомплектования библиотечного фонда образовательных учреждений, не представляется возможным, прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц. В Федеральном законе № 2202-1 «О прокуратуре РФ» не содержится императивного требования о порядке применения полномочий прокурора о защите прав. Выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой истца, который волен его избирать с учетом нормативного правового акта, регулирующего данное правоотношение, а также вида и характера допущенного нарушения. Наиболее эффективным способом защиты прав неопределенного круга лиц в случаях, когда затрагиваются права несовершеннолетних, является исковое заявление.
Кроме того, нарушения требований законодательства об образовании в деятельности Администрации г. Новочеркасска требуют незамедлительного устранения и дополнительного бюджетного финансирования, а в случае неустранения – должны подкрепляться возможностью принудительного исполнения соответствующего судебного решения.
Просил суд 1. Обязать администрацию г. Новочеркасска обеспечить финансирование Управления образования Администрации г. Новочеркасска на укомплектование библиотечного фонда электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности, а именно цифровые (электронные) библиотеки образовательного учреждения МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска, в срок в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда. 2. Обязать Управление образования Администрации г. Новочеркасска осуществить финансирование МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на укомплектование библиотечного фонда электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности, а именно цифровые (электронные) библиотеки образовательного учреждения МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска, после доведения необходимого финансирования со стороны Администрации г. Новочеркасска на указанные цели. 3. Обязать МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска укомплектовать библиотечный фонд электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности, а именно цифровые (электронные) библиотеки после получения финансирования на указанные цели.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Администрации г. Новочеркасска, Управления образования Администрации г. Новочеркасска, МБОУ СОШ № 2 извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, уважительности неявки в суд не представили.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры области, требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», приказа прокурора области от 04.01.2022 № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, в части получения бесплатного общего образования, укомплектованности библиотечного фонда учебной организации учебниками и учебными пособиями.
Согласно ст. ст. 3, 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной ВС СССР 13.06.1990, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В силу ч ст. 43 Конституции РФ в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) информационная открытость является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Статья 9 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» регламентирует, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 273-ФЗ указано, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Закона № 273 образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Согласно с ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона «Об образовании в РФ», в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Отсутствие электронных образовательных и информационных ресурсов необходимых для организации образовательной деятельности, а именно цифровых (электронных) библиотеке в условиях преобладания дистанционных форм обучения, нарушает права учащихся на доступность образования.
Причинами и условиями указанных нарушений закона является бездействие образовательных учреждений по созданию цифровых (электронных) библиотек, наряду с отсутствием целевого финансирования на указанные цели.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
В соответствие с п. 9 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, в компетенцию образовательной организации входит определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
Согласно ст. 35 Закона № 273-ФЗ, обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-<данные изъяты>
С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио-видео-материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (пункт 24 Приказа), а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета; укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования (пункт 26 Приказа).
В соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897, образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Следовательно, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что действующим законодательством предусмотрено создание цифровых (электронных) библиотек, дающих возможность доступа к профессиональным базам данных, информационным справочным, поисковым системам и другим информационным ресурсам. Соответственно указывается на необходимость для организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществить подбор, приобретение, разработку, систематизацию и обеспечение возможности пользования такими ресурсами, обучающимися и преподавателями.
Целью создания таких библиотек является обеспечение реализации образовательных программ, применяемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Соответственно, библиотечный фонд должен быть укомплектован по всем без исключения учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые входят в реализуемые организацией основные образовательные программы.
Проверкой установлено, что в МБОУ CОШ № 2 отсутствуют электронные образовательные и информационные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности, а именно цифровая (электронная) библиотека, что не обеспечивает возможности доступа к профессиональным базам данных, информационным справочным, поисковым системам и другим информационным ресурсам.
Для устранения выявленных нарушений начальнику главе администрации г. Новочеркасска 07.02.2022 внесено представление № 07-25-2022/186, которое рассмотрено и удовлетворено.
Из поступившего в прокуратуру города ответа от 03.03.2022 № 57.5.6/801 следует, что приобретение цифровой (электронной) библиотеки муниципальными бюджетными учреждениями средними образовательными школами города не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых средств.
Также прокуратурой города 07.02.2022 внесено представление в МБОУ СОШ № 2 № 07-25-2022/181, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены, в связи с отсутствием финансирования.
Отсутствие электронных образовательных и информационных ресурсов необходимых для организации образовательной деятельности, а именно цифровых (электронных) библиотек в условиях преобладания дистанционных форм обучения, нарушает права учащихся на доступность образования.
Причинами и условиями указанных нарушений закона является бездействие образовательных учреждений по созданию цифровых (электронных) библиотек, на ряду с отсутствием целевого финансирования на указанные цели.
Таким образом, устранение нарушений, выявленных в ходе проведенной прокуратурой города проверки, а также отраженных в представлении в установленный законом срок не исполнено.
Согласно ст. 16 Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа.
Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 02.03.2018 № 268 утверждено положение «Об утверждении Положения об Управлении образования Администрации города Новочеркасска и его структуре» (далее – Положение).
В соответствии с п.п. 2.1.3, 3.1.34, 3.1.40, 3.1.40.4, 3.1.40.8, 3.1.41, 3.1.42 на Управление возлагается решение следующих задач: осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, (далее - Учреждения).
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждениями, является получателем бюджетных средств, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Норматив затрат на оказание услуг в муниципальных общеобразовательных организациях – гарантийный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного обучающегося на оказание муниципальных услуг по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образован утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.12.2018г. № 1058.
Образовательной организации доводиться общая сумма денежных средств, школа самостоятельно разбивает суммы по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в том числе определяет затраты на приобретение учебно-наглядных пособий, в том числе электронных библиотек. Закупка учебников и электронных библиотек осуществляется каждым образовательным учреждением самостоятельно, исходя из потребности, в соответствие с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию г.Новочеркасска обязанности по финансированию Управления образования Администрации г. Новочеркасска на укомплектование библиотечного фонда электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым обязать Управление образования Администрации г. Новочеркасска осуществить финансирование МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на укомплектование библиотечного фонда электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности, а именно цифровые (электронные) библиотеки образовательного учреждения МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска, после доведения необходимого финансирования со стороны Администрации г. Новочеркасска на указанные цели. Обязать МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска укомплектовать библиотечный фонд электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности, а именно цифровые (электронные) библиотеки после получения финансирования на указанные цели.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора г.Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новочеркасска, Управлению Образованию Администрации г. Новочеркасска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ № 2 об обязании устранить нарушения законодательства об образовании, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Новочеркасска обеспечить финансирование Управления образования Администрации г. Новочеркасска на укомплектование библиотечного фонда электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности, а именно цифровые (электронные) библиотеки образовательного учреждения МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска, в срок в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Обязать Управление образования Администрации г. Новочеркасска осуществить финансирование МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на укомплектование библиотечного фонда электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности, а именно цифровые (электронные) библиотеки образовательного учреждения МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска, после доведения необходимого финансирования со стороны Администрации г. Новочеркасска на указанные цели.
Обязать МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска укомплектовать библиотечный фонд электронными образовательными и информационными ресурсами необходимыми для организации образовательной деятельности, а именно цифровые (электронные) библиотеки после получения финансирования на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.С. Завалишина
Решение изготовлено в окончательной форме 13 сентября 2022 года.