ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-32210 от 02.12.2010 Ачинского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Ачинский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ачинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 32210

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2010 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Г.И. Лазовской,

с участием представителя истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

ответчика ФИО1,

при секретаре Дубовик Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязывании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор первоначально обратился в суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1 с исковыми требованиями об обязывании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, просил суд «обязать ответчика установить в полном объеме стационарное электрическое освещение, привести в соответствие длину переходно-скоростных полос, установить в полном объеме горизонтальную разметку, установить в полном объеме дорожные знаки, мотивируя свои требованиям тем, что 14 мая 2010 года выездной комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» проводилась проверка обследования объектов дорожного сервиса, в том числе земельного участка с кадастровым номером 24:02:0602001:151, который на праве собственности принадлежит ФИО1 из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 1001 кв.м. На земельном участке располагается объект дорожного сервиса АГЗС. Подъезд к объекту осуществляется с автомобильной дороги общего пользования км. 656+000 (слева). Расстояние от осевой линии дороги до лицевой части объектов (АЗС) составляет 70,0 метров, расстояние от кромки асфальта до лицевой части - 66,0 метров. Автозаправочная станция представляет собой нежилое одноэтажное кирпичное здание на бетонном ленточном фундаменте, обшитое профлистом, общая площадь строения 67, 6 кв.м. При осмотре указанного объекта дорожного сервиса, комиссия выявила следующие нарушения: отсутствуют переходно-скоростные полосы; отсутствует стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах сооружения; не в полном объеме дорожные знаки; отсутствует дорожная разметка, в связи с чем, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вынужден был обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц (л.д.2-3)

В ходе судебного разбирательства исковые требования Ачинским межрайпрокурором были уточнены и дополнены обоснованием требований со ссылкой на нормы закона. На основании п.8 ст.26, 31 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 11 «Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 г. № 1420, п.5.5.12 ГОСТ Р 52766-2007, п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, п. 5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 5.23., 5.25. СНиП 2.05.02-85, п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток. Стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса отсутствует.

Кроме того, дорожно-знаковая информация имеется не в полном объеме соответствующая требованиям ГОСТ Р 52289-2004, дорожная разметка не соответствует ГОСТ Р 51256-2004.

16 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» в адрес ИП ФИО1. вынесено предписание № 494 об устранении нарушений в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса.

Согласно информации ФГУ «Байкалуправтодор» от 29.03.2010 г. № 06/838-10 и акта обследования дорожного сервиса от 19 марта 2010 г. на сегодняшний день указанные нарушения ИП ФИО1. так и не устранены.

В связи с чем, прокурор просил суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО1: 1) Получить согласие владельца автомобильной дороги на строительство объекта дорожного сервиса в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения М53 «Байкал» км. 656+000 (слева),

2)Разработать и согласовать с ФГУ «Байкалуправтодор» и Управлением ГИБДД УВД по Красноярскому краю,

3) В соответствии с согласованным проектом «Обустройство дороги и организации дорожного движения»:- установить дополнительные дорожные знаки в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 ; - установить в полном объеме стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса; - установить дорожную разметку в соответствии с ГОСТ Р 51256-2004. ( л.д.34-35)

Впоследствии прокурор уточнил свои исковые требования, от заявленных ранее отказался (л.д.100) и определением от 02.12.2010 года производство по делу в этой части было прекращено. Уточненным иском, прокурор заявил к ФИО1 следующие требования: 1) Разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения» в установленном законом порядке.

2) Выполнить работы по реконструкции переходно-скоростных полос, установить стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, установить дорожно-знаковую информацию и нанести горизонтальную разметку, на основании проектной документации на федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» км. 655+000 слева.( л.д.77-79)

В судебном заседании прокурор Филиппова Л.Я. поддержала уточненные исковые требования в указанной редакции по аналогичным основаниям.

Представитель третьего лица ФГУ «Байкалуправтодор»   ФИО2, действующая на основании доверенности от 26.04.2010 года ( л.д.72), будучи извещенной о месте и времени судебного разбирательства должным образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в их отсутствие. Исковые требования поддержала, предоставила отзыв на иск, в котором уточнила, что выполнение дорожно-строительных работ возможно только на основании проектной документации, согласованной в установленном порядке и технических условий (л.д.54). Участвуя ранее в судебном заседании представители ФГУ «Байкалуправтодор»   ФИО2 и ФИО3 пояснили суду, что разработка проекта «Обустройство дороги и организации дорожного движения»- это обязанность собственника объекта автосервиса, в соответствии с действующим законодательством и в результате проверки расположения объекта ФИО1 было установлено, что никаких трудностей и препятствий для разработки и согласования такого проекта не имеется, необходима лишь надлежащая топографическая съемка местности. Кроме того специалистами ФГУ «Байкалуправтодор»   в судебном заседании было отмечено, что практика их работа показывает, что для представления заявления с фотосъемкой местности и согласования проекта необходимо примерно месяц времени и для последующих работ около – 6 месяцев.

ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление (л.д.101).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательством РФ «О безопасности дорожного движения» установлено, что особый режим использования земель в пределах придорожных полос Федеральных автомобильных дорог предусматривает ряд ограничений и требований при размещении объектов дорожного сервиса в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Так, в силу ст.22 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закона), размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

При этом, согласно ст.22 Закона, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам

Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.8 ст.26 Закона, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

В соответствии с п.п.10,11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998г. №1420, размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

В соответствии с п.4 Правил, контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог", согласно которого, в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги размещение объектов дорожного сервиса осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно материалам дела, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» км 656+00- (слева), располагается АГЗС на земельном участке с кадастровым номером 24:02:0602001:151, который на праве собственности принадлежит ФИО1 из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 1001 кв.м. Подъезд к объекту осуществляется с автомобильной дороги общего пользования. Расстояние от осевой линии дороги до лицевой части объектов (АЗС ) составляет 70,0 метров, расстояние от кромки асфальта до лицевой части - 66,0 метров. Автозаправочная станция представляет собой нежилое одноэтажное кирпичное здание на бетонном ленточном фундаменте, обшитое профлистом, общая площадь строения 67, 6 кв.м. Объект принадлежит на праве собственности ФИО1 ( л.д.17,18).

Таким образом, данная АГЗС является объектом придорожного сервиса, расположенным в пределах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения, к размещению которой законодатель предусматривает ряд ограничений и требований.

26 июня 2007 года Постановлением №145-Р Администрации Ачинского района утверждено разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта - автомобильной газозаправочной станции по адресу: Красноярский край, Ачинский район, юго-западнее п.Малиновка 100 м от границы г.Ачинска в сторону г. Красноярска, слева (л.д.16)

15 мая 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» - Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ проведено обследование указанного объекта дорожного сервиса - АГЗС, в результате которого выявлены нарушения Правил использования придорожных полос федеральной автомобильной дороги общего пользования при эксплуатации АГЗС, по результатам которых комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» составлен акт, согласно которого, на АГЗС отсутствуют переходно-скоростные полосы, несоответствие покрытия дорожной одежды на съездах к объекту дорожного сервиса; дорожная знаковая информация установлена не в полном объеме; отсутствие обочин на съездах к объекту дорожного сервиса; отсутствие стационарного электрического освещения; несоответствие дорожной разметки. (л.д.7-8).

16 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» вынесено предписание №494 ИП ФИО1, согласно которому в срок не позднее 7 дней ответчику предписано предоставить график, а впоследствии отчет об устранении нарушений, в соответствии с нормами и требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса (л.д.13-14).

Из повторного акта обследования от 19.03.2010 года следует, что установленные ФГУ «Байкалуправтодор» на АГЗС нарушения, в соответствии с предписанием от 16.07.2009г., ответчиками не устранены (л.д.6).

Размещение объекта дорожного сервиса должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на АГЗС, расположенной на 656+000 км (слева). автодороги М-53 «Байкал» и принадлежащей на праве собственности ФИО1, имеется ряд нарушений норм и требований дорожного движения при эксплуатации объекта дорожного сервиса, которые до сегодняшнего момента ответчиком не устранены, что им не отрицалось в судебном заседании.

В соответствии с проектной документацией и необходимыми стандартами и техническими нормами безопасности дорожного движения, поскольку допущенные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, Ачинский межрайонным прокурором, на основании обращения ФГУ «Байкалуправтодор», заявлены исковые требования о понуждении ответчика установить в полном объеме на АГЗС стационарное электрическое освещение в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, переходно-скоростные полосы в соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, установить в полном объеме дорожные знаки и дорожную разметку, соответствующие ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-2004, разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения» в соответствии с п.11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением правительства РВ от 01.12.1998 г. №1420.

ГОСТ Р 52766-2007–Национальный стандарт РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток.

Согласно п.п.4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. При установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями.

Вместе с тем, согласно Технических характеристик объекта по проектной документации, указанных в Приложении 1 к акту от 15.05.2009г., на АГЗС стационарное электрическое освещение, в полном объеме отсутствует.

В соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами длина и ширина которых определена исходя из расчета, согласно п.п.5.23,5.25 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

Расстояние между концом и началом соседних переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, а также расстояние между соседними съездами, имеющими общую переходно-скоростную полосу, должно составлять не менее 50 м.

Согласно СНиП 2.05.02-85 и проектной документации АГЗС, полоса торможения переходно-скоростных полос должна быть длиной 180м., шириной 3,75 м. при ширине обочины 3,75 м. с асфальтобетонным покрытием и разметкой по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004 1.18,1.8,1.2.1,1.7; полоса разгона длиной 45 м., шириной 3,75м. при ширине обочины 3,75 м. с асфальтобетонным покрытием и разметкой 1.19,1.8,1.2.1,1.7 (л.д.12).

В соответствии с ГОСТ Р 51256-2004, для обеспечения безопасности движения должна быть выполнена горизонтальная разметка 1.7,1.8,1.13,1.16.2,1.16.3,1.18,1.19,1.20,1.2.1.

Вместе с тем, горизонтальная разметка, переходно-скоростные полосы на АГЗС, как на въезде, так и на выезде отсутствуют (Приложение 1 к Акту от 15.05.2009г. л.д.9).

ГОСТ Р 52289-2004- Национальный стандарт РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения.

Согласно Техническим характеристикам объекта, указанных в Приложении 1 к акту от 15.05.2009г., на АГЗС расположено только два знака 2.4 «Уступи дорогу», 3.24 и 3.1 (л.д.9).

Кроме того, ответчиком ФИО1 не отрицалось, что до настоящего времени у него отсутствует проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения», утвержденный и согласованный должным образом.

При таких обстоятельствах, поскольку вышеуказанные нарушения владельцем АГЗС до настоящего времени не устранены, вместе с тем, установленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, исходя из вышеуказанных норм закона, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать ФИО1 устранить имеющиеся нарушения правил безопасности движения, на АГЗС, расположенной на 656-000 км. автодороги М-53 «Байкал» (слева). При определении срока для выполнения работ суд учитывает то обстоятельство, что разработка проекта и его согласование требует не менее 2-х месяцев, и лишь после чего возможно выполнение работ по установлению переходно-скоростных полос и горизонтальной разметки. При этом выполнение указанных работ в зимний период затруднительно в связи с температурными условиями. С учетом указанных обстоятельств, считает целесообразным предоставить срок для разработки и согласования проекта - до 01.03.2011 года, для остальных видов работ - до 01.09. 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции удовлетворить.

Обязать ФИО1 устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции расположенной на 665-000 км. (слева) автодороги М-53 «Байкал» Ачинского района Красноярского края:

- Разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения» в срок до 01.03.2011 года.

- Выполнить работы по реконструкции переходно-скоростных полос, в соответствии с требованиями п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.09.2011 года;

- Установить на АГЗС стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, в соответствии с требованиями п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.09.2011 года;

- Установить на АГЗС горизонтальную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2004 в срок до 01.09.2011 года;

- Установить на АГЗС дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2004 в срок до 01.09.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Г.И. Лазовская