ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3221/20 от 14.09.2020 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-3221/2020

УИД 35RS0010-01-2020-002911-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

»

сентября

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,

при секретаре Которобай М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области, Администрации города Вологды, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, Департаменту финансов Вологодской области о возложении обязанности назначить пенсию,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области, Администрации города Вологды о возложении обязанности назначить пенсию.

Требования мотивированы тем, что с 02.08.1977 осуществляла трудовую деятельность в должности инспектора госдоходов финансового отдела <данные изъяты>. В связи с упразднением <данные изъяты> 01.12.1989 в порядке перевода назначена на должность старшего налогового ревизора-инспектора финансового отдела <данные изъяты>. С образованием налоговой службы 15.09.1990, приказом финансового управления облисполкома от 25.06.1990 уволена в связи с переводом в <данные изъяты>.

21.01.2013 уволена с государственной службы по собственному желанию. Стаж государственной гражданской службы составляет более 35 лет.

05.04.2015 обратилась в Департамент государственного управления и кадровой политики Вологодской области с заявление об установлении пенсии за выслугу лет.

Письмом Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области от 28.04.2015 ей отказано в назначении за выслугу лет по причине отсутствия определенного основания увольнения с государственной гражданской службы области и отсутствием основания замещения государственной должности области, должности областного государственного служащего либо должности областного государственного служащего.

В ноябре 2019 года обратилась в администрацию города Вологды с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Письмом Управления делами администрации города Вологды от 04.12.2019 ей отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием права на пенсию за выслугу лет, по причине несоответствия основания увольнения из финансового отдела <данные изъяты> 15.06.1990 (в связи с переводом работника с его согласия на другое предприятие/учреждение).

Оспаривая правомерность отказов в установлении пенсии за выслугу лет, ФИО1 просит суд возложить на надлежащего ответчика обязанность установить ей пенсию за выслугу лет в соответствии с законом области от 05.07.1996 № 87-ОЗ или Положением, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 22.02.2001 № 278 с дат обращения данные органы.

Определением суда от 23.06.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в процессе в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Вологодской области.

Определением суда от 13.07.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в процессе в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Вологодской области.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Указала, что работала в финансовом отделе <данные изъяты>, который непосредственно подчинялся финансовому отделу облисполкома. Занимала должность в органе власти.

Представитель ответчика Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области, действующая на основании доверенности, ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика Департамента финансов Вологодской области, действующая на основании доверенности, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации города Вологды, действующая на основании доверенности, ФИО4 судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Вологодской области в судебное заседание не явился о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области, должности государственной гражданской службы Вологодской области, а также должности областных государственных служащих определены Законом Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области» (далее Закон Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ).

Для назначения пенсии на основании указанного Закона Вологодской области необходимо, помимо того, что претендент на получение пенсии должен замещать государственные должности Вологодской области, должности государственной гражданской службы Вологодской области, а также должности областных государственных служащих, соблюдение нескольких условий:

- соответствие оснований прекращения государственно-служебных отношений по основаниям, предусмотренным статьей 1 приведенного выше Закона области;

- наличие стажа государственной гражданской службы области у женщин – 10 лет, если иное не установлено статьей 3 закона области №87-ОЗ;

- неполучение предусмотренной законодательством Российской Федерации пенсии за выслугу лет, устанавливаемой лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, доплаты к пенсии, иных постоянных социальных выплат, установленных федеральным законодательством, законодательством области, законодательством иных субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами (за исключением постоянных социальных выплат, указанных в статье 14 настоящего закона области);

- прекращение полномочий по государственной должности области, прекращение служебного контракта с лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, и назначение пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или «О страховых пенсиях» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

При этом перечисленные условия должны быть выполнены все в совокупности на дату подачи заявления о назначении пенсии (невыполнение каждого из условий влечет отказ в назначении пенсии за выслугу лет).

В соответствии со статьей 7 Закона Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ стаж государственной гражданской службы лица, замещающего должность государственной гражданской службы области, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется в соответствии с законом области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области».

Согласно статьи 2 Закона Вологодской области от 02.04.1997 № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся, в том числе, время работы на должностях в областном, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов Вологодской области и их исполнительных комитетах.

Как следует из трудовой книжки истца ФИО1 (ранее – ФИО5) 02.08.1977 принята в финансовый отдел <данные изъяты> на должность инспектора госдоходов временно, на период декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком (запись ).

Указанное обстоятельство также подтверждается выпиской из приказа по <данные изъяты> от 02.08.1977.

09.08.1978 истец переведена на должность инспектора госдоходов постоянно (запись ), что также следует из выписки из приказа заведующей <данные изъяты> от 09.08.1978.

15.07.1979 – изменена должность истца на экономиста государственных доходов (запись ).

26.08.1988 – назначена на должность старшего ревизора-инспектора госдоходов и освобождена от должности экономиста госдоходов (запись ).

01.04.1988 ФИО1 назначена на должность главного налогового ревизора-начальника налоговой инспекции (запись ).

01.12.1989 истец назначена на должность старшего налогового ревизора-инспектора отдела госдоходов, налогов и товаров в порядке перевода в финансовый отдел <данные изъяты>

Согласно выписке из приказа финансового отдела Исполнительского комитета Вологодского городского совета народных депутатов от 07.12.1989 в связи с упразднением финансовых отделов <данные изъяты> с 01.12.1989 назначить на должность старших налоговых ревизоров-инспекторов отдела госдоходов, налогов и товаров народного потребления в порядке перевода (п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР) из финансовых отделов <данные изъяты> с предоставлением льгот, установленных ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 22.12.1987 : ФИО1.

15.06.1990 истец уволена в связи с переводом в государственную налоговую инспекцию (запись трудовой книжки).

Указанное также следует из выписки из приказа финансового управления Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 25.06.1990 согласно которому ФИО1 с 14.06.1990 освобождена от должности старшего налогового ревизора-инспектора финансового отдела <данные изъяты> в порядке перевода в <данные изъяты>, ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР с предоставлением льгот и компенсаций, установленных постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 22.12.1987 .

16.06.1990 - истец назначена в порядке перевода на должность начальника отдела налогообложения граждан в Государственной налоговой инспекции МФ РСФСР по г. Вологде (запись трудовой книжки).

В соответствии с выпиской из приказа финансового отдела Вологодского городского Совета народных депутатов от 28.06.1990 старший налоговый ревизор-инспектор ФИО1 уволена из финансового отдела с 15.06.1990 в связи с переводом в государственную налоговую инспекцию п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР.

28.01.2013 расторгнут служебный контракт по инициативе гражданского служащего, истец освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы (запись трудовой книжки).

Как следует из материалов дела, 02.04.2015 истец обратилась в Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области (в настоящее время - Департамент государственного управления и кадровой политики Вологодской области) с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Решением Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области от 28.04.2015 ФИО1 отказано в назначении пенсии по причине отсутствия определенного основания увольнения с государственной гражданской службы области, которое является условием назначения пенсии за выслугу лет, а также отсутствует основание замещения государственной должности области, должности государственной гражданской службы области либо должности областного государственного служащего на момент прекращения, по установленным основаниям, служебного контракта (трудового договора).

В ноябре 2019 года ФИО1 обратилась в администрацию города Вологды с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Решением администрации города Вологды от 04.12.2019 ей отказано в установлении пенсии за выслугу лет в связи с несоответствием основания увольнения из финансового отдела <данные изъяты> 15.06.1990 (в связи с переводом работника с его согласия на другое предприятие/учреждение) пункту 4 Положения о доплате к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Вологды, утвержденного решением Вологодского городской Думы от 22.02.2001 № 278.

Порядок установления, выплаты и перерасчета доплаты к пенсии лицам, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Вологды (муниципальные должности муниципальной службы - до 1 июня 2007 года), а также лицам, замещавшим выборные муниципальные должности города Вологды (за исключением должности Главы города Вологды) установлен Положением о доплате к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности города Вологды, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Вологды, утвержденным Решения Вологодской городской Думы от 22.02.2001 № 278.

Пункт 4 указанного Положения от 22.02.2001 № 278 устанавливает основания увольнения с муниципальной службы, при которых лица, замещавшие должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы - до 1 июня 2007 года), при наличии стажа муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы.

Перечень оснований увольнения, при которых лица, замещавшие должности муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, является исчерпывающим.

Как было отмечено ранее во время преобразования структуры и статуса территориальной налоговой службы на федеральное ФИО1 работу в налоговых инспекциях продолжила без расторжения трудового договора, была уволена в связи с переводом в Государственную налоговую инспекцию на основании пункта 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР.

Следовательно, условие об увольнении по основанию, изложенному в пункте 4 Положения от 22.02.2001 № 278, не соблюдено.

Таким образом, отказ администрации города Вологды в установлении ФИО1 пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением от 22.02.2001 № 278 является правомерным.

Помимо этого представитель Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела указывал, что ФИО1 государственных должностей Вологодской области, должностей государственной гражданской службы Вологодской области, а также должностей областных государственных служащих (в <данные изъяты>) не замещала.

Суд соглашается с приведенной выше позицией ответчика, при этом исходит из следующего.

Исходя из должностей, которые ФИО1 замещала в период с 1977 года по 2013 год, а также положений Закона Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ суд приходил к выводу, что ФИО1, как лицо, замещавшее должности специалиста райисполкома и горисполкома, не относится лицам, имеющим право на установление пенсии за выслугу лет.

Кроме того, Постановлением Правительства Вологодской области № 816 от 02.07.2007 «О соотнесении должностей руководителей и специалистов областного Совета народных депутатов, его исполнительного комитета и государственных органов области государственным должностям и должностям государственной гражданской службы области» устанавливается соотнесение должностей руководителей и специалистов, указанных в части 3 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона Вологодской области №87-ОЗ, с государственными должностями области и должностями государственной гражданской службы области, при этом в перечне отсутствуют специалисты райисполкомов и горисполкомов.

Достоверных доказательств того, что райисполкомы и горисполкомы, в которых осуществляла трудовую деятельность ФИО1, входили в структуру областного Совета народных депутатов, а также подчинялись непосредственно ему, суду не представлено.

Далее, согласно представленным Управлением делами Администрации г.Вологды архивным сведениям в архивном фонде Финансового управления Администрации г.Вологды имеется письмо финансового управления исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 30.03.1990 «О создании государственной налоговой службы», в котором указано, что Совет Министров СССР постановлением от 24.01.1990 создал в системе Министерства финансов СССР государственную налоговую службу в составе: Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР, государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям, областям, округам, городам и районам. Государственные налоговые инспекции по автономным республикам, краям, областям, округам, городам и районам являются самостоятельными подразделениями системы Министерства финансов СССР, не входят в состав финансовых органов и подчиняются вышестоящим государственным налоговым инспекциям.

С 1 января 1992 года вступил в законную силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» согласно которому, и в соответствии с Указами Президента РСФСР от 21 ноября 1991 года № 229 «О государственной налоговой инспекции РСФСР», от 31 декабря 1991 года № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» была образована единая централизованная система органов Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Указа Президента РФ от 31.12.1991 № 340 с 01.01.1992 органы Государственной налоговой службы Российской Федерации переведены на материально - техническое обеспечение, принятое для министерств и ведомств Российской Федерации, содержание органов Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации, налоговые органы представляют собой единую, независимую и централизованную систему органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, которая входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

При этом во время преобразования структуры, статуса территориальной налоговой службы истец работу в налоговых инспекциях продолжила без расторжения трудового договора в тех же должностях, которые стали относиться к федеральной государственной гражданской службе.

Соответственно, работники налоговой инспекции с 1 января 1992 года относились к федеральным государственным служащим.

Трудовая деятельность истца, начиная с 1 января 1992 года, осуществлялась на должностях федеральной государственной гражданской службы.

Таким образом, периоды работы истца в государственной налоговой инспекции (налоговой службе), начиная с 1 января 1992 года, не могут быть зачтены как занятие государственной гражданской службы Вологодской области.

Как было указано ранее 28.01.2013 с ФИО1 расторгнут служебный контракт по инициативе гражданского служащего, истец освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы из <данные изъяты>.

Таким образом, требование о прекращение служебного контракта с лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, не соблюдено.

Кроме того, не соблюдено условие об увольнении по основаниям, предусмотренным статьей 1 Закона Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ.

В этой связи суд не усматривает нарушения прав ФИО1 отказом в назначении ей пенсии за выслугу лет государственного служащего Вологодской области в соответствии с Законом Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ, поскольку данное решение соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения.

При таких установленных обстоятельствах по делу суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области, администрация города Вологды, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, Департаменту финансов Вологодской области о возложении обязанности назначить пенсию отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.Н. Лебедева

Мотивированное решение изготовлено 21.09.2020.