Дело № 2-3221/2020
УИД 35RS0010-01-2020-002911-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | » | сентября |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области, Администрации города Вологды, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, Департаменту финансов Вологодской области о возложении обязанности назначить пенсию,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области, Администрации города Вологды о возложении обязанности назначить пенсию.
Требования мотивированы тем, что с 02.08.1977 осуществляла трудовую деятельность в должности инспектора госдоходов финансового отдела <данные изъяты>. В связи с упразднением <данные изъяты> 01.12.1989 в порядке перевода назначена на должность старшего налогового ревизора-инспектора финансового отдела <данные изъяты>. С образованием налоговой службы 15.09.1990, приказом финансового управления облисполкома от 25.06.1990 № уволена в связи с переводом в <данные изъяты>.
21.01.2013 уволена с государственной службы по собственному желанию. Стаж государственной гражданской службы составляет более 35 лет.
05.04.2015 обратилась в Департамент государственного управления и кадровой политики Вологодской области с заявление об установлении пенсии за выслугу лет.
Письмом Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области от 28.04.2015 ей отказано в назначении за выслугу лет по причине отсутствия определенного основания увольнения с государственной гражданской службы области и отсутствием основания замещения государственной должности области, должности областного государственного служащего либо должности областного государственного служащего.
В ноябре 2019 года обратилась в администрацию города Вологды с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Письмом Управления делами администрации города Вологды от 04.12.2019 ей отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием права на пенсию за выслугу лет, по причине несоответствия основания увольнения из финансового отдела <данные изъяты> 15.06.1990 (в связи с переводом работника с его согласия на другое предприятие/учреждение).
Оспаривая правомерность отказов в установлении пенсии за выслугу лет, ФИО1 просит суд возложить на надлежащего ответчика обязанность установить ей пенсию за выслугу лет в соответствии с законом области от 05.07.1996 № 87-ОЗ или Положением, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 22.02.2001 № 278 с дат обращения данные органы.
Определением суда от 23.06.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в процессе в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Вологодской области.
Определением суда от 13.07.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в процессе в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Вологодской области.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Указала, что работала в финансовом отделе <данные изъяты>, который непосредственно подчинялся финансовому отделу облисполкома. Занимала должность в органе власти.
Представитель ответчика Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области, действующая на основании доверенности, ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика Департамента финансов Вологодской области, действующая на основании доверенности, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации города Вологды, действующая на основании доверенности, ФИО4 судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Вологодской области в судебное заседание не явился о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области, должности государственной гражданской службы Вологодской области, а также должности областных государственных служащих определены Законом Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области» (далее Закон Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ).
Для назначения пенсии на основании указанного Закона Вологодской области необходимо, помимо того, что претендент на получение пенсии должен замещать государственные должности Вологодской области, должности государственной гражданской службы Вологодской области, а также должности областных государственных служащих, соблюдение нескольких условий:
- соответствие оснований прекращения государственно-служебных отношений по основаниям, предусмотренным статьей 1 приведенного выше Закона области;
- наличие стажа государственной гражданской службы области у женщин – 10 лет, если иное не установлено статьей 3 закона области №87-ОЗ;
- неполучение предусмотренной законодательством Российской Федерации пенсии за выслугу лет, устанавливаемой лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, доплаты к пенсии, иных постоянных социальных выплат, установленных федеральным законодательством, законодательством области, законодательством иных субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами (за исключением постоянных социальных выплат, указанных в статье 14 настоящего закона области);
- прекращение полномочий по государственной должности области, прекращение служебного контракта с лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, и назначение пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или «О страховых пенсиях» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
При этом перечисленные условия должны быть выполнены все в совокупности на дату подачи заявления о назначении пенсии (невыполнение каждого из условий влечет отказ в назначении пенсии за выслугу лет).
В соответствии со статьей 7 Закона Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ стаж государственной гражданской службы лица, замещающего должность государственной гражданской службы области, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется в соответствии с законом области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области».
Согласно статьи 2 Закона Вологодской области от 02.04.1997 № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся, в том числе, время работы на должностях в областном, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов Вологодской области и их исполнительных комитетах.
Как следует из трудовой книжки истца №ФИО1 (ранее – ФИО5) 02.08.1977 принята в финансовый отдел <данные изъяты> на должность инспектора госдоходов временно, на период декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком (запись №).
Указанное обстоятельство также подтверждается выпиской из приказа по <данные изъяты>№ от 02.08.1977.
09.08.1978 истец переведена на должность инспектора госдоходов постоянно (запись №), что также следует из выписки из приказа № заведующей <данные изъяты> от 09.08.1978.
15.07.1979 – изменена должность истца на экономиста государственных доходов (запись №).
26.08.1988 – назначена на должность старшего ревизора-инспектора госдоходов и освобождена от должности экономиста госдоходов (запись №).
01.04.1988 ФИО1 назначена на должность главного налогового ревизора-начальника налоговой инспекции (запись №).
01.12.1989 истец назначена на должность старшего налогового ревизора-инспектора отдела госдоходов, налогов и товаров в порядке перевода в финансовый отдел <данные изъяты>
Согласно выписке из приказа финансового отдела Исполнительского комитета Вологодского городского совета народных депутатов № от 07.12.1989 в связи с упразднением финансовых отделов <данные изъяты> с 01.12.1989 назначить на должность старших налоговых ревизоров-инспекторов отдела госдоходов, налогов и товаров народного потребления в порядке перевода (п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР) из финансовых отделов <данные изъяты> с предоставлением льгот, установленных ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 22.12.1987 №: ФИО1.
15.06.1990 истец уволена в связи с переводом в государственную налоговую инспекцию (запись № трудовой книжки).
Указанное также следует из выписки из приказа финансового управления Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов № от 25.06.1990 согласно которому ФИО1 с 14.06.1990 освобождена от должности старшего налогового ревизора-инспектора финансового отдела <данные изъяты> в порядке перевода в <данные изъяты>, ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР с предоставлением льгот и компенсаций, установленных постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 22.12.1987 №.
16.06.1990 - истец назначена в порядке перевода на должность начальника отдела налогообложения граждан в Государственной налоговой инспекции МФ РСФСР по г. Вологде (запись № трудовой книжки).
В соответствии с выпиской из приказа финансового отдела Вологодского городского Совета народных депутатов № от 28.06.1990 старший налоговый ревизор-инспектор ФИО1 уволена из финансового отдела с 15.06.1990 в связи с переводом в государственную налоговую инспекцию п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР.
28.01.2013 расторгнут служебный контракт по инициативе гражданского служащего, истец освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы (запись № трудовой книжки).
Как следует из материалов дела, 02.04.2015 истец обратилась в Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области (в настоящее время - Департамент государственного управления и кадровой политики Вологодской области) с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области № от 28.04.2015 ФИО1 отказано в назначении пенсии по причине отсутствия определенного основания увольнения с государственной гражданской службы области, которое является условием назначения пенсии за выслугу лет, а также отсутствует основание замещения государственной должности области, должности государственной гражданской службы области либо должности областного государственного служащего на момент прекращения, по установленным основаниям, служебного контракта (трудового договора).
В ноябре 2019 года ФИО1 обратилась в администрацию города Вологды с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением администрации города Вологды № от 04.12.2019 ей отказано в установлении пенсии за выслугу лет в связи с несоответствием основания увольнения из финансового отдела <данные изъяты> 15.06.1990 (в связи с переводом работника с его согласия на другое предприятие/учреждение) пункту 4 Положения о доплате к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Вологды, утвержденного решением Вологодского городской Думы от 22.02.2001 № 278.
Порядок установления, выплаты и перерасчета доплаты к пенсии лицам, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Вологды (муниципальные должности муниципальной службы - до 1 июня 2007 года), а также лицам, замещавшим выборные муниципальные должности города Вологды (за исключением должности Главы города Вологды) установлен Положением о доплате к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности города Вологды, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Вологды, утвержденным Решения Вологодской городской Думы от 22.02.2001 № 278.
Пункт 4 указанного Положения от 22.02.2001 № 278 устанавливает основания увольнения с муниципальной службы, при которых лица, замещавшие должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы - до 1 июня 2007 года), при наличии стажа муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы.
Перечень оснований увольнения, при которых лица, замещавшие должности муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, является исчерпывающим.
Как было отмечено ранее во время преобразования структуры и статуса территориальной налоговой службы на федеральное ФИО1 работу в налоговых инспекциях продолжила без расторжения трудового договора, была уволена в связи с переводом в Государственную налоговую инспекцию на основании пункта 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР.
Следовательно, условие об увольнении по основанию, изложенному в пункте 4 Положения от 22.02.2001 № 278, не соблюдено.
Таким образом, отказ администрации города Вологды в установлении ФИО1 пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением от 22.02.2001 № 278 является правомерным.
Помимо этого представитель Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела указывал, что ФИО1 государственных должностей Вологодской области, должностей государственной гражданской службы Вологодской области, а также должностей областных государственных служащих (в <данные изъяты>) не замещала.
Суд соглашается с приведенной выше позицией ответчика, при этом исходит из следующего.
Исходя из должностей, которые ФИО1 замещала в период с 1977 года по 2013 год, а также положений Закона Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ суд приходил к выводу, что ФИО1, как лицо, замещавшее должности специалиста райисполкома и горисполкома, не относится лицам, имеющим право на установление пенсии за выслугу лет.
Кроме того, Постановлением Правительства Вологодской области № 816 от 02.07.2007 «О соотнесении должностей руководителей и специалистов областного Совета народных депутатов, его исполнительного комитета и государственных органов области государственным должностям и должностям государственной гражданской службы области» устанавливается соотнесение должностей руководителей и специалистов, указанных в части 3 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона Вологодской области №87-ОЗ, с государственными должностями области и должностями государственной гражданской службы области, при этом в перечне отсутствуют специалисты райисполкомов и горисполкомов.
Достоверных доказательств того, что райисполкомы и горисполкомы, в которых осуществляла трудовую деятельность ФИО1, входили в структуру областного Совета народных депутатов, а также подчинялись непосредственно ему, суду не представлено.
Далее, согласно представленным Управлением делами Администрации г.Вологды архивным сведениям в архивном фонде Финансового управления Администрации г.Вологды имеется письмо финансового управления исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 30.03.1990 № «О создании государственной налоговой службы», в котором указано, что Совет Министров СССР постановлением от 24.01.1990 № создал в системе Министерства финансов СССР государственную налоговую службу в составе: Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР, государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям, областям, округам, городам и районам. Государственные налоговые инспекции по автономным республикам, краям, областям, округам, городам и районам являются самостоятельными подразделениями системы Министерства финансов СССР, не входят в состав финансовых органов и подчиняются вышестоящим государственным налоговым инспекциям.
С 1 января 1992 года вступил в законную силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» согласно которому, и в соответствии с Указами Президента РСФСР от 21 ноября 1991 года № 229 «О государственной налоговой инспекции РСФСР», от 31 декабря 1991 года № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» была образована единая централизованная система органов Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Указа Президента РФ от 31.12.1991 № 340 с 01.01.1992 органы Государственной налоговой службы Российской Федерации переведены на материально - техническое обеспечение, принятое для министерств и ведомств Российской Федерации, содержание органов Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации, налоговые органы представляют собой единую, независимую и централизованную систему органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, которая входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
При этом во время преобразования структуры, статуса территориальной налоговой службы истец работу в налоговых инспекциях продолжила без расторжения трудового договора в тех же должностях, которые стали относиться к федеральной государственной гражданской службе.
Соответственно, работники налоговой инспекции с 1 января 1992 года относились к федеральным государственным служащим.
Трудовая деятельность истца, начиная с 1 января 1992 года, осуществлялась на должностях федеральной государственной гражданской службы.
Таким образом, периоды работы истца в государственной налоговой инспекции (налоговой службе), начиная с 1 января 1992 года, не могут быть зачтены как занятие государственной гражданской службы Вологодской области.
Как было указано ранее 28.01.2013 с ФИО1 расторгнут служебный контракт по инициативе гражданского служащего, истец освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы из <данные изъяты>.
Таким образом, требование о прекращение служебного контракта с лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, не соблюдено.
Кроме того, не соблюдено условие об увольнении по основаниям, предусмотренным статьей 1 Закона Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ.
В этой связи суд не усматривает нарушения прав ФИО1 отказом в назначении ей пенсии за выслугу лет государственного служащего Вологодской области в соответствии с Законом Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ, поскольку данное решение соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
При таких установленных обстоятельствах по делу суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области, администрация города Вологды, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, Департаменту финансов Вологодской области о возложении обязанности назначить пенсию отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.Н. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено 21.09.2020.