ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3222/2021 от 04.10.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

УИД 51RS0001-01-2021-004922-90

Дело № 2-3222/2021

Изготовлено 04.10.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 сентября 2021 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,

при секретаре Бараковской Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Мурманский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

В обоснование иска указано, что прокуратурой округа проведена проверка исполнения Мурманским филиалом ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее –Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой) законодательства в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что техническое оснащение автомобильного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Борисоглебск» не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, вследствие чего нарушаются интересы государства в сфере обеспечения государственного транспортного контроля и таможенного контроля.

МАПП Борисоглебск расположен по адресу: Мурманская область, Печенгский р-н, 1592 км автомобильной дороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-АПП «Борисоглебск».

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 №930 утверждены Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Во исполнение данного Постановления, приказом ФТС России от 31.10.2008 №1349 утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Согласно указанным Типовым требованиям система бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ) должна обеспечивать надежную работу информационно-технических средств, относящихся к потребителям 1-й категории, при длительном пропадании напряжения питающей сети; кратковременном падении (провале) напряжения питающей сети; импульсных и кратковременных перенапряжениях.

При этом система СБГЭ включает в себя: источник бесперебойного питания (ИБП); резервную дизельную электростанцию (ДЭС).

По результатам проверки установлено, что пункт пропуска МАПП Борисоглебск оборудован 5 источниками бесперебойного питания, которые являются составляющей аппаратно-программных комплексов и рабочих станций и не предназначены для работы с дизельной электростанцией и 3 резервными дизельными электростанциями. Источники бесперебойного питания, установленные на МАПП Борисоглебск, предназначены для автономной работы с рабочими станциями и серверным оборудованием и не являются составной частью системы бесперебойного гарантийного энергоснабжения.

Уточнив в ходе производства заявленные требования, просит обязать ФГКУ Росграница обеспечить установку в автомобильном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации источника бесперебойного питания, обеспечивающего функционирование системы бесперебойного электроснабжения в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 31.10.2008 №1349 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании полностью поддержал уточненные требования, указав, что несоответствие пункта пропуска нормативным требованиям свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении деятельности государственных контролирующих органов и нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности, законных интересов при пересечении Государственной границы на территории Российской Федерации.

В настоящее время на МАПП Борисоглебск функционируют ИБП, которые предназначены для автономной работы с рабочими станциями и серверным оборудованием и не являются составной частью СБГЭ. Таким образом, ФГКУ Росгранстрой не обеспечена обязанность по функционирования на пункте пропуска ИБП, входящего в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения. Просил иск удовлетворить.

Представители ответчика, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, в ходе производства по делу возражали против удовлетворения иска.

Полагали не соответствующим фактическим обстоятельствам дела утверждение прокурора о том, что отсутствие СБГЭ на МАПП Борисоглебск не обеспечивает в полной мере соблюдение сроков совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля с применением единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, а также оказывает негативное влияние на эффективность таможенного контроля в целом.

Указывали, что приказ ФТС России от 23.07.2020 №651 не является нормативным правовым актом, поскольку не прошел регистрацию в Министерстве юстиции.

Тем не менее, приводя п. 2.1 Требований по оснащению объектов таможенной инфраструктуры системами бесперебойного гарантированного электроснабжения, утвержденных приказом ФТС России от 23.07.2020 № 651 (далее - приказ ФТС России № 651) указывали, что в соответствии с данным пунктом Требований «СБГЭ - совокупность организационно-технических мероприятий, позволяющих в случаях отключения основных источников внешнего электроснабжения осуществлять электроснабжение нагрузки за счет энергии, накопленной в аккумуляторных батареях источников бесперебойного питания, на время до восстановления внешнего электроснабжения или включения резервных (аварийных) источников электроснабжения (дизель-генераторов) и далее за счет работы дизель- генераторов на неопределенно долгое время».

ФГКУ Росгранстрой был издан приказ от 18.10.2019 № 297 «О порядке осуществления сотрудниками ФГКУ Росгранстрой контроля за работой дизель-генераторных электростанций и учета расхода горючесмазочных материалов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», а Мурманским филиалом был издан приказ от 25.10.2019 № 71 (ред. приказа от 31.10.2019 № 72), что доказывает принятие Ответчиком мер организационного характера.

Система резервного электропитания МАПП Борисоглебск оснащена тремя резервными дизельными электростанциями (ДЭС), осуществляющими свою работу в качестве альтернативных источников электропитания, запуск которых производится в автоматическом режиме при аварийном отключении основной системы промышленного электропитания - что доказывает принятие Ответчиком мер технического характера.

Таким образом, совокупность организационно-технических мероприятий на МАПП Борисоглебск Ответчиком обеспечена, пункт пропуска оснащен системой резервного электропитания, соответствующей предъявляемым требованиям, а существующая СБГЭ обеспечивает надежную работу информационно-технических средств таможенного поста на МАПП Борисоглебск.

Надежность работы СБГЭ подтверждается Актами об отключении электроэнергии в МАПП Борисоглебск от 10.04.2021 по форме, утвержденной ФГКУ Росгранстрой, которыми фиксировалось отключение электроэнергии с 10.04.2021 по 12.04.2021. В период отключения электроэнергии дизель-генераторные установки сработали в штатном режиме, перебоев с электропитанием не было.

Полагали доводы стороны истца об отсутствии СБГЭ на МАПП Борисоглебск и отсутствие обеспечения в полной мере соблюдения сроков совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля - несостоятельны.

По мнению стороны ответчика в пункте пропуска МАПП Борисоглебск имеются ИБП, которые являются специальным оборудованием, находящимся на балансе таможенных органов, на ФГКУ Росгранстрой не возложена обязанность обеспечения работоспособности данного оборудования. Просили в иске отказать.

Представители третьего лица Мурманской таможни ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании полагали исковые требования законными и обоснованными.

Ссылаясь на п. 2.1 Требований по оснащению объектов таможенной инфраструктуры системами бесперебойного гарантированного электроснабжения, утвержденных приказом ФТС России от 23.07.2020 № 651 (далее - приказ ФТС России № 651) полагали, что представители ответчика вводят в заблуждение утверждением о наличии СБГЭ.

Действительно в качестве технических мероприятий Система резервного электропитания МАПП Борисоглебск оснащена тремя резервными дизельными электростанциями (ДЭС), осуществляющими свою работу в качестве альтернативных источников электропитания, запуск которых производится в автоматическом режиме при аварийном отключении основной системы промышленного электропитания. Однако, только дизельная электростанция не является системой бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ), а является одной из составляющих СБГЭ частей.

В соответствии с разделом 3 Приказа ФТС России № 651 СБГЭ включает в себя: автономный источник электроэнергии - дизельная электростанция (далее - ДЭС) (дизель-генератор), предназначенная для обеспечения электроснабжения потребителей электроэнергии при длительном пропадании напряжения питающей сети, а также подзарядки аккумуляторных батарей источников бесперебойного питания при отсутствии напряжения в основной питающей сети;

А кроме того: источник бесперебойного питания (далее - ИБП), обеспечивающий электроснабжение потребителей, относящихся к первой категории надежности электроснабжения при кратковременном выходе параметров питающей сети за допустимые пределы, а также энергоснабжение потребителей электроэнергии с повышенными требованиями к качеству электрической энергии; выделенную электрораспределительную сеть (далее - ВЭРС); средства автоматизации - автоматы ввода резерва (далее - АВР), обеспечивающие автоматизацию переключения нагрузки с фидера, имеющего неудовлетворительные параметры качества электроэнергии (предельные минимальные и максимальные значения напряжения и частоты) на исправный фидер, а также используемые для автоматизации запуска ДЭС; устройства ограничения (подавления) высоковольтных импульсов, возникающих при грозовых разрядах или коммутации некоторых видов нагрузки.

Из вышеперечисленного следует, что принятые Мурманским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» технические меры не образуют систему бесперебойного гарантированного энергоснабжения, а только обеспечивают на пункте пропуска наличие работоспособной ДЭС.

Все потребители первой категории (в соответствии с п. 2.3 приказа ФТС России № 651, к которым относятся: вычислительный комплекс (далее - ВК), включающий в себя средства вычислительной техники (далее - СВТ), активное сетевое оборудование локальной вычислительной сети (далее - ЛВС) и структурированная кабельная сеть (далее - СКС); комплексная система безопасности; средства связи; телекоммуникационное оборудование; система пожаротушения; климатическое оборудование помещений, узлов связи и телекоммуникаций, машинных залов (серверных) должны получать бесперебойное электропитание от СБГЭ.

В случае отсутствия СБГЭ и осуществления резервного электропитания потребителей 1 категории только от ДЭС не выполняется условие бесперебойности на период перехода с промышленного электропитания на ДЭС и обратно, что может привести к необратимой потере данных, порче оборудования, является недопустимым и свидетельствует о недостаточности принятых технических мер Мурманским филиалом ФГКУ «Росгранстрой».

Относительно доводов стороны ответчика о том, что ИБП относятся к спецоборудованию таможенных органов и закупаются ФТС России, отметили, что система СБГЭ на пунктах пропуска через государственную границу, не относится к спецоборудованию таможенных органов, как и её составные части.

В соответствии с п.п. 6.6 приказа ФТС России № 651 отдельные наиболее ответственные потребители могут защищаться дополнительно с помощью локальных ИБП меньшей мощности, что не отменяет требований наличия ИБП большой мощности в составе СБГЭ. Исходя из существующих реалий отсутствия СБГЭ, Мурманская таможня вынужденно эксплуатирует локальные ИБП из состава вычислительных комплексов, однако вышеуказанные локальные ИБП, приобретаемые ФТС России, могут использоваться только для дополнительной защиты наиболее ответственных потребителей, не могут обеспечивать защиту всех потребителей 1 категории, таких как система кондиционирования, дежурного освещения, системы контроля доступа, системы пожаротушения и.т.п. и не отменяют необходимость наличия ИБП в составе СБГЭ.

Действительно, на МАПП Борисоглебск имеются ИБП, приобретенные Мурманской таможней. Однако данные ИБП являются составляющей аппаратно-программных комплексов и рабочих станций и не входят в состав СБГЭ. Просили требования удовлетворить.

Представитель третьего лица Министерства транспорта РФ направил письменный отзыв, в котором указал, что по имеющейся информации все информационно-технические средства и системы МАПП Борисоглебск (серверное оборудование, системы связи, автоматизированные рабочие места) обеспечены ИБП.

Также система резервного электропитания МАПП Борисоглебск оснащена тремя резервными ДЭС, осуществляющими свою работу в качестве альтернативных источников электропитания, запуск которых производится в автоматическом режиме при аварийном отключении основной системы промышленного электропитания.

В МАПП Борисоглебск электропитание помещений таможенного поста и установленного в помещениях оборудования осуществляется от промышленного источника питания через трансформаторную подстанцию. В качестве резервного (альтернативного) источника питания выступают имеющиеся на МАПП дизельные электростанции с двойным резервированием. В случае пропадания промышленного электропитания срабатывает система автоматического ввода резерва и производится автоматический запуск ДЭС.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" под пунктом пропуска через Государственную границу понимается, в том числе, иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно (п. 1 ст. 11 Закона).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1308-р "О создании федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано учреждение ФГКУ "Росгранстрой".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года N 159-р "О проведении ликвидационных мероприятий в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" учреждение отнесено к ведению Минтранса России.

Согласно пункту 3.1 Устава ФГКУ Росгранстрой, предметом деятельности учреждения является, в том числе организация оборудования, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Пунктом 3.3.1 Устава предусмотрено, что Дирекция для достижения целей деятельности за счет средств федерального бюджета выполняет функции государственного заказчика; организовывает выполнение работ по техническому оснащению объектов государственной границы: организовывает монтаж оборудования; организовывает осуществление эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов).

Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 930 (далее - Общие требования).

Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждены приказом ФТС России от 31.10.2008 N 1349 (далее - Типовые требования)

Приказом ФТС России от 31.10.2008 №1349 утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Пунктом 18 установлены требования к системе бесперебойного гарантированного электроснабжения.

Как установлено п. 18.1 Типовых требований система бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ) должна обеспечивать надежную работу информационно-технических средств, относящихся к потребителям 1-й категории, при длительном пропадании напряжения питающей сети; кратковременном падении (провале) напряжения питающей сети; импульсных и кратковременных перенапряжениях.

СБГЭ включает в себя следующие основные элементы:

- источник бесперебойного питания (ИБП);

- резервную дизельную электростанцию (ДЭС) (п. 18.2 Типовых требований).

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки исполнения Мурманским филиалом ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее –Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой) законодательства в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации выявлено не соответствие технического оснащения МАПП Борисоглебск требованиям действующего законодательства.

На таможенном посту МАПП «Борисоглебск» в качестве локальных ИБП для рабочих станций и серверного оборудования используются следующие модели ИБП:

НР Rack-Mountable R5500URS. Однофазный, мощность 6000VА, входное напряжение 180-265В, эффективность >95%, частота 50-60Гц, время работы 36 минут при 100% загрузке; разъем питания однофазный, IЕС309;

АРС Smart UPS XL 3000VА RM. Однофазный, мощность 3000VА, входное напряжение 160 -286В, частота 47-53 Гц, время переключения на батареи 2-4ms (с разрывом синусоиды). Эффективность 94%, защита от всплесков напряжения и шумов)

АРС Smart UPS 2200ХL. Однофазный, мощность 2200VА, входное напряжение 160 - 286В, частота 47-53 Гц, время переключения на батареи 2ms (с разрывом синусоиды). Эффективность 94%, защита от всплесков напряжения и шумов.

АРС Back UPS 1000XL. Однофазный, мощность 2200VА, входное напряжение 160 - 286В, частота 47-53 Гц, время переключения на батареи 2 ms (с разрывом синусоиды). Эффективность 94%, защита от всплесков напряжения и шумов.

АРС Васк UPS500. Однофазный, мощность 2200VА, входное напряжение 160 -286В, частота 47-53 Гц, время переключения на батареи 2ms (с разрывом синусоиды). Эффективность 94%, защита от всплесков напряжения и шумов.

В ответ на запрос Мурманской транспортной прокуратуры Мурманским филиалом ФГКУ Росгранстрой направлен ответ, что ИБП для рабочих станций и серверного оборудования отнесены к специальному оборудованию и находятся на балансе таможенных органов.

Содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение данного специального оборудования не являются целями деятельности ФГКУ Росгранстрой. (л.д. 14).

В адрес Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой Мурманским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации.

Протоколом рассмотрения представления Мурманского транспортного прокурора от 26.02.2021 №1-93в-2021 комиссия признала вывод об отсутствии СБГЭ на МАПП Борисоглебск не соответствующим действительности.

29.03.2021 Мурманским филиалом ФГКУ Росгранстрой направлен ответ о рассмотрении представления и несоответствии вывода об отсутствии СБГЭ, поскольку МАПП Борисоглебск оборудован системой бесперебойного гарантированного электроснабжения.

В обоснование возражений стороной ответчика приводились доводы о том, что система резервного электропитания МАПП Борисоглебск оснащена тремя резервными дизельными электростанциями (ДЭС), осуществляющими свою работу в качестве альтернативных источников электропитания, запуск которых производится в автоматическом режиме при аварийном отключении основной системы промышленного электропитания, а имеющиеся ИБП относятся к специальному оборудованию и не входят в зону деятельности ФГКУ Росгранстрой.

Отклоняя данные доводы, суд учитывает положения п. 18.2. Типовых требований, согласно которым СБГЭ включает в себя следующие основные элементы: источник бесперебойного питания (ИБП); резервную дизельную электростанцию (ДЭС).

Как следует из материалов дела ФГКУ Росгранстрой обеспечено наличие на МАПП Борисоглебск трех дизельных электростанций.

Вместе с тем, имеющиеся в наличии ИБП, находящиеся на балансе Мурманской таможни, поставлялись с серверным оборудованием и рабочими станциями, являются однофазными, предназначены для автономной работы с рабочими станциями и серверным оборудованием и не являются составной частью системы бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ).

Данное обстоятельство стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не опровергнуто.

Согласно п. 18.4 Типовых требований основными задачами ИБП в системе бесперебойного питания являются: при нарушениях в работе электрической сети - обеспечение электроснабжения критической нагрузки на время (не менее 15 минут), достаточное для корректного свертывания работы локальной сети или запуска ДЭС; повышение качества электрической энергии, получаемой от питающей сети и поступающей к критической нагрузке; создание гальванической развязки электрическая сеть - критическая нагрузка для решения вопросов электрической безопасности.

Применяемые ИБП, находящиеся в составе СБГЭ, должны соответствовать следующим характеристикам:

- работать в широком диапазоне изменения входного напряжения (не менее +/- 15%);

- иметь значение коэффициента входной мощности, близкое к единице;

- коэффициент гармонических искажений на входе не более 8%;

- иметь высокую перегрузочную способность (не менее 200% в течение 1 минуты и 125% в течение 10 минут) и устойчивость к большим фазовым перекосам;

- иметь КПД не ниже 92 - 94%;

- при переходе на питание от аккумуляторных батарей переключаться без разрыва синусоиды, т.е. работать в режиме on-line;

- иметь высококачественные герметичные необслуживаемые аккумуляторные батареи;

- иметь удобную и гибкую систему управления;

- обладать развитым программным обеспечением (мониторинг, автоматическое управление, удаленное оповещение).

Имеющиеся ИБП на МАПП Борисоглебск данным требованиям не отвечают.

Согласно пояснениям представителей третьего лица Мурманская таможня вынужденно эксплуатирует локальные ИБП из состава вычислительных комплексов, однако вышеуказанные локальные ИБП, приобретаемые ФТС России, могут использоваться только для дополнительной защиты наиболее ответственных потребителей, не могут обеспечивать защиту всех потребителей 1 категории, таких как системы кондиционирования, дежурного освещения, системы контроля доступа, системы пожаротушения и.т.п. и не отменяют необходимость наличия ИБП в составе СБГЭ.

Факты отключения электроснабжения подтверждены актом от 10.04.2021, что также свидетельствует о необходимости обеспечения ИБП, отвечающих техническим характеристикам Типовых требований.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении деятельности государственных контролирующих органов. Отсутствие ИБП, отвечающих требованиям нормативных правовых актов и обеспечивающих защиту всех потребителей 1 категории нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности, законных интересов при пересечении Государственной границы на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд находит требования Мурманского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 159-р ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» отнесено к ведению Минтранса России.

Распоряжением Минтранса России от 23.06.2016 № СА-78-р «Об утверждении устава федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы»» утвержден устав федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

Из представленного устава следует, что учредителем Дирекции является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя Дирекции осуществляет Минтранс России (1.2).

Дирекция является некоммерческой организацией, несущей по своим обязательствам имущественную ответственность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (1.4.).

Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, обеспечивающим выполнение функций связанных, в том числе, с оборудованием и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов попуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации (1.5.)

Пунктом 1.6 Устава Дирекции предусмотрено, что Минтранс России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Дирекции.

Для достижения целей деятельности Дирекция за счет средств федерального бюджета выполняет функции государственного заказчика; организовывает выполнение работ по техническому оснащению объектов государственной границы организовывает монтаж оборудования, организовывает осуществление эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых, для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (пп.3.3.1).

Дирекция, в том числе, обеспечивает техническое оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) (пп. 3.3.5.).

В соответствии с пунктом 4.1 Устава Дирекция имеет право расходовать денежные средства, приобретать основные средства в пределах утвержденной в установленном порядке бюджетной сметы; принимать и (или) исполнять обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств; вносить предложения в Минтранс России по изменению бюджетной росписи.

Согласно пункту 8.1 Устава филиалы и представительства Дирекции осуществляют свою деятельность от имени Дирекции, которая несет ответственность за их деятельность.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд с учетом отсутствия возражений со стороны ответчика в данной части полагает возможным установить срок устранения выявленных нарушений в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Мурманского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Дирекцию по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить установку в автомобильном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Борисоглебск» источника бесперебойного питания, обеспечивающего функционирование системы бесперебойного электроснабжения в соответствии с требования приказа ФТС России от 31.10.2008 №1349 «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Маслова