ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3223/14 от 09.06.2014 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-3223/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 09 июня 2014 года г. Ставрополь

 Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края

 в составе:

 председательствующего судьи Бреславцевой И.А.

 с участием:

 представителя заявителя Головко В.В. - Меграбян К.Г. по доверенности,

 представителя заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя - Чечина С.Б. по доверенности,

 при секретаре Арутюнян В.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Головко В.В. о признании незаконным бездействий Администрации г. Ставрополя и устранении нарушения прав заявителя,

 УСТАНОВИЛ:

 Головко В.В. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с заявлением, впоследствии уточненным, о признании незаконным бездействий Администрации г. Ставрополя, в обоснование заявленных требований указав, что он является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий серии №, выданным дата и военным билетом №, выданным дата г.

 дата Головко В.В. обратился с соответствующим заявлением о постановке его как ветерана боевых действий на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

 дата за № в адрес Головко В.В. комитетом градостроительства администрации города Ставрополя было направлено уведомление о постановке его на учет с указанием осуществления предоставления земельных участков в соответствии в Генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет о ссылкой на Порядок ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, утв. Постановлением главы города Ставрополя от дата № (в ред. Постановления администрации <адрес> от дата №).

 Однако такой ответ Комитета градостроительства, как полагает заявитель, не согласовывался с действующим на тот период законодательством.

 На момент обращения Головко В.В. в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, действовал Закон Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», статья 18 которого гарантировала бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.

 В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

 Статьей 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 Поскольку правоотношения сторон в данном конкретном случае возникли в период действия главы IV «Платность предоставления земли», в частности статьи 18 Закона Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз, утратившей силу в связи с принятием Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов <адрес>», данные правоотношения должны регулироваться Законом Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз.

 В силу ст. 18 указанного Закона Ставропольского края № 28-кз военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях, земли для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Ставропольского края предоставляются в собственность бесплатно, при наличии двух условий: гражданин должен быть военнослужащим, уволенным с военной службы; указанный гражданин должен был принимать участие в боевых действиях (являться ветераном боевых действий).

 Учитывая наличие у Головко В.В. совокупности указанных условий, у администрации города Ставрополя отсутствуют правовые основания для бездействия в предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

 Соответственно, законодательство РФ определило порядок предоставления гражданам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и администрация г. Ставрополя обязана принимать действия по реализации законных прав граждан, а именно предоставлять в собственность земельные участки под индивидуальное жилищное строительство по заявлению от гражданина в соответствии с действующим законодательством.

 По результатам рассмотрения заявления Головко В.В. администрацией г. Ставрополя не соблюден порядок, предусмотренных законодательством о рассмотрении заявления, принятии соответствующего решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю, поскольку орган местного самоуправления, в силу ч. 3 ст. 11 Закона СК «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» 01 августа 2003 года № 28-кз, обязан в двухнедельный срок со дня поступления заявления, принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.

 До настоящего времени решения о предоставлении ему конкретного земельного участка в пределах территории города Ставрополя органом местного самоуправления не принято.

 Считает, данное бездействие органа местного самоуправления не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права Головко В.В. на получение земли в собственность.

 Кроме того, указывает, что в ходе суде разбирательства представителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя было заявлено о пропуске заявителем Головко В.В. трехмесячного срока на обжалование действий (бездействий), предусмотренного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ.

 Согласно ч. 1 названной статьи гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

 Вместе с тем, бездействие органа мастного самоуправления носит длящийся характер и не прекратилось на момент рассмотрения судом данного спора, поэтому ограничение срока на обращение в суд повлечет невозможность восстановления прав заявителя.

 Просит суд признать незаконным бездействия Администрации города Ставрополя, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уволенному с военной службы ветерану боевых действий – Головко В.В., а также обязать администрацию города Ставрополя устранить нарушения прав Головко В.В. путем принятия решения о безвозмездном предоставлении Головко В.В. в собственность земельного участка с указанием его месторасположения.

В судебное заседание заявитель Головко В.В  ., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Головко В.В. - Меграбян К.Г.   по доверенности заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, и просила суд их удовлетворить.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя - Чечин С.Б. по доверенности возражал против удовлетворения заявленных требований Головко В.В., указав, что Головко В.В. поставлен на учет для получения земельного участка, в связи с чем Администрацией г. Ставрополя принимаются все меры по исполнению указанного закона.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя  , извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

 Однако ранее представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя – Воронина Ю.В. по доверенности высказала свою позицию относительно заявленных требований, согласно которым возражала против удовлетворения заявления Головко В.В., мотивировав свою позицию тем, что на основании постановления главы города Ставрополя от дата № «О порядке ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации Ставропольского края» разработан порядок ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

 Комитету градостроительства администрации г. Ставрополя поручено вести учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, и граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно, создана комиссия по учету граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

 Предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам осуществляется при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления. Также заявила о пропуске Головко В.В. трехмесячного срока, предусмотренного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ.

 В связи с чем, просила отказать в удовлетворении заявления Головко В.В.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, полагает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

 В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

 Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

 В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

 В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих исковых требований и возражений.

 В судебном заседании установлено, что заявитель Головко В.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий серии №, выданное ГУВД Ставропольского края дата, а также военный билет серии №, выданный Ленинским районным военным комиссариатом г. Ставрополя дата

 Из материалов дела следует, что дата Головко В.В. обратился к главе города Ставрополя с письменным заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.

 дата в адрес Головко В.В. направлено письмо комитета градостроительства администрации города Ставрополя №, из которого следует, что на состоявшемся дата заседании комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, было рассмотрено заявление Головко В.В. о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства. По результатам рассмотрения указанного заявления комиссией принято решение о постановке Головко В.В. на учет со ссылкой на постановление главы города Ставрополя от дата № в редакции постановления администрации города Ставрополя от дата №, в соответствии с которым предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется в соответствии с Генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных земельных участков за исключением тех, по которым ранее принято решение о реализации их с торгов (конкурсов, аукционов) в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления – даты постановки на учет.

 Cудом установлено, что на момент обращения заявителя Головко В.В. в администрацию города Ставрополя на территории Ставропольского края действовал Закон Ставропольского края от 01 августа 2003 г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», статья 18 которого гарантировала бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.

 Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 Исходя из положений п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

 В силу п. 11 названной статьи Кодекса предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

 Из п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

 Согласно п. 1 ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

 На основании п. 2 указанной статьи Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.

 Как следует из материалов дела, Головко В.В. обратился с заявлением в администрацию города Ставрополя по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, которое было принято к учёту. Вместе с тем, предусмотренный вышеназванными статьями Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка не соблюдён. Какие-либо мероприятия по формированию земельного участка, установленные ст. 30 Земельного кодекса РФ, не проводились.

 Суд считает, что оОтвет Комитета градостроительства администрации <адрес> от дата содержит информацию общего характера, указывающую о постановке на учет без конкретизации даты и номера занесения в книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Указанная информация не относится к существу вышеуказанного заявления об уже непосредственном предоставлении в собственность Головко В.В. земельного участка.

 Далее из текста ответа следует, что предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется с Генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления – даты постановки на учет.

 Данный довод Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя суд считает несостоятельным и противоречащим Закону Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае».

 В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» от 01 августа 2003 года № 28-кз решение о бесплатном предоставлении земельного участка гражданам или юридическим лицам принимается в двухнедельный срок со дня подачи заинтересованным лицом заявления. Установление границ земельного участка на местности и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка осуществляется за счет заявителя.

 Данная норма Закона носила императивный характер, поскольку каких-либо иных сроков предоставления земельного участка, отступлений или изъятий не содержала.

 Кроме того, учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка необходим только для целей контроля органами местного самоуправления однократности бесплатного предоставления земель (п. 2 ст. 20 Закона от 01 августа 2003 года № 28-кз).

 Таким образом, Закон от 01 августа 2003 года № 28-кз не связывал предоставление земельного участка с наличием свободного земельного участка, а также с порядком очередности с момента подачи заявления.

 Поскольку в условиях, при которых в соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекс РФ, а также с учетом положений ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействий), решений возлагаются на орган, принявшие такие решения или совершившие оспариваемые действия (бездействия), суду органом местного самоуправления не представлено каких–либо доказательств отсутствия свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

 Также подлежат отклонению доводы представителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о пропуске Головко В.В. трехмесячного срока для оспаривания решения органа местного самоуправления, установленного ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ.

 В силу ч. 1 названной статьи Кодекса гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

 Суд считает необходимым отметить, что обжалуемое бездействие органа местного самоуправления по своей природе носит длящийся характер, а потому применить в данном случае срок, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, невозможно.

 Кроме того, на момент рассмотрения судом данного спора бездействие продолжается, следовательно, ограничение срока на обращение в суд повлечет невозможность восстановления прав заявителя.

 Таким образом, довод представителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о пропуске предусмотренного статьей Законом срока обжалования противоречит длящемуся характеру нарушения (бездействию администрации города Ставрополя), началом исчисления которого не может являться дата составления ответа - дата

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для пропуска Головко В.В. процессуального срока для обжалования бездействия органа местного самоуправления не имеется.

 Таким образом, администрацией города Ставрополя, являющейся органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах ее компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 Земельного кодекса РФ, в нарушение ст. 29 Земельного кодекса РФ не принято решение о предоставлении ветерану боевых действий Головко В.В. земельного участка на территории муниципального образования.

 В силу ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 При указанных обстоятельствах заявление Головко В.В. о признания бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уволенному с военной службы ветерану боевых действий Головко В.В. незаконным и возложении на администрацию города Ставрополя обязанности принять решение о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность Головко В.В. с указанием его месторасположения подлежит удовлетворению, а его нарушенное право - восстановлению.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление Головко В.В. о признании незаконным бездействий Администрации г. Ставрополя и устранении нарушения прав заявителя - удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уволенному с военной службы ветерану боевых действий – Головко В.В..

 Обязать администрацию города Ставрополя устранить нарушения прав Головко В.В. путем принятия решения о безвозмездном предоставлении Головко В.В. в собственность земельного участка с указанием его месторасположения.

 Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Бреславцева