ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3223/18 от 11.09.2018 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2018 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Денисовой Н.А., при секретаре Гончиковой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия", Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране прав инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона, обращаясь в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия", просил обязать ответчика ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия" обеспечить размещение в здании военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия, расположенного по адресу: <адрес>, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Исковые требования мотивированы тем, что военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия требований законодательства об охране прав инвалидов и престарелых. Министром обороны РФ утвержден порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны РФ условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. К числу таких организаций Минобороны России относится ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия», которое является самостоятельным юридическим лицом, сведения о нем внесено в единый государственный реестр юридических лиц. Военный комиссариат <адрес> Республики Бурятия входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» и не является самостоятельным юридическим лицом. В ходе проверки установлено, что здание Военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано информацией, размещенной в доступной для престарелых и инвалидов форме, в том числе в виде зрительной информацией. Обращение военного прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате бездействия военного комиссариата Республики Бурятия инвалидам и престарелым не обеспечены условия для беспрепятственного доступа к объектам Министерства обороны России.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации. (далее- МО РФ)

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ФКУ «Военный комиссариат РБ» к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Сибирское территориальное управлением имущественных отношений» МО РФ.(далее - ФГКУ «СибТУИО» МО РФ)

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. по ходатайству представителя ФГКУ «СибТУИО» МО РФ произведена замена ненадлежащего ответчика ФГКУ «СибТУИО» МО РФ на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ (далее – Департамент).

В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования уточнены, с учетом заявления об уточнении иска Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия, расположенного по адресу: <адрес>, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обязать военный комиссариат Республики Бурятия после поступления денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации обеспечить размещение в здании военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия, расположенного по адресу: <адрес>, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В судебном заседании помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Булатов Р.Р., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил исковое заявление удовлетворить. Суду пояснил, что ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» обязано обеспечить размещение в здании военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия носителей информации в форме, доступной для престарелых и инвалидов, при этом Министерство обороны РФ должно быть обязано выделить денежные средства на данные цели, поскольку является главным распорядителем бюджетных средств, финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны РФ.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» Имескенова Н.Э., действующая по доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, при условии, что денежные средства будут выделены Министерством обороны РФ. Пояснила, что мероприятия по порядку предоставления услуг инвалидам в зданиях военного комиссариата относятся к текущему ремонту путем формирования заявочного плана текущего ремонта, при этом финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны РФ. На неоднократные заявки для выделения денежных средств в целях исполнения законодательства об охране прав инвалидов, денежные средства Министерством обороны РФ до настоящего времени не выделены.

В судебное заседание представитель ответчика МО РФ не явился, надлежаще извещен о дате, времени и месте, представил письменные возражения на исковое заявление, полагает, что истцом неверно определен круг лиц, участвующих в деле, военным прокурором не представлено доказательств нарушения Министерством обороны РФ законодательства об охране прав инвалидов. Полагает, что имеется законодательно закрепленная возможность военным комиссариатом Республики Бурятия исполнить исковые требования военного прокурора. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя соответчика.

Представитель Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд в соответствии с ч.1, ч.3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся соответчиков.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом РФ от. 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренные Конституцией РФ.

В судебном заседании установлено, что здание Военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано информацией, размещенной в доступной для инвалидов форме, в том числе в виде зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что подтверждается результатами прокурорской проверки, материалами фототаблицы, паспортом объекта социальной инфраструктуры, актом обследования объекта социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользований средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст.15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности (абз.5); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (абз.6).

Приказом Министром обороны Российской Федерации от 30.09.2015 года № 572 утвержден «Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», в соответствии с которым на руководителей территориальных органов и подведомственных организаций Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность по инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, надлежащего размещения носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в то числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденным указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, входит в состав военных округов, является самостоятельным юридическим лицом, имеет печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения о нем внесено в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается соответствующей выпиской и сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с п. 23 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится, в том числе федеральный бюджет.

Согласно абз.1 ст.38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, является Министерство обороны Российской Федерации (п. 31 ч. 9 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", и положения статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Поскольку здание, занимаемое военным комиссариатом <адрес> РБ, не оборудовано информацией, размещенной в доступной для инвалидов форме, при этом обязанность по информированию возложена на военный комиссариат, суд считает необходимым обязать ответчика ФКУ «Военный комиссариат РБ» обеспечить размещение в здании военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия, расположенного по адресу: <адрес>, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Как было указано выше финансирование производится за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерству обороны РФ. При этом как следует из письма врио начальника Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации Восточного военного округа майора Баранова И.А. от ДД.ММ.ГГГГ на обращение военного комиссара Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств для обеспечения условий доступности инвалидам на объекты Военного комиссариата Республики Бурятия, целевое финансирование на указанные цели не предусмотрено, выполнение работ для обеспечения доступности инвалидам объектам военного комиссариата возможно в рамках текущего ремонта.

Военным комиссариатом Республики Бурятия была оформлена бюджетная заявка от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ год по статье расхода сводной бюджетной сметы МО РФ «общехозяйственные расходы» в размере 1684000 руб. в связи с потребностью в денежных средствах на оборудование зданий военных комиссариатов муниципальных образований средствами беспрепятственного доступа инвалидов в комиссариаты, с обоснованием расчета указанной потребности.

По результатам рассмотрения указанной бюджетной заявки , ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» дало ответе об оставлении бюджетной заявки от ДД.ММ.ГГГГ без реализации, так как потребность, включенная в нее, не регламентирована приказом Министерства обороны Российской Федерации от 2017 г. , и для решения вопроса о материально-техническом обеспечении мероприятий необходимо обращаться в органы военного управления округу в соответствии с возложенными на них в установленном порядке функциями.

Таким образом, исполнение обязанности Военным комиссариатом возможно лишь после получения финансирования, в связи с чем суд считает требования истца об обязании Министерства обороны РФ предоставить финансирование подлежащими удовлетворению.

Что касается требований прокурора к Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ, то оснований для их удовлетворения суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия", Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране прав инвалидов удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия, расположенного по адресу: <адрес>, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Обязать военный комиссариат Республики Бурятия после поступления денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации обеспечить размещение в здании военного комиссариата <адрес> Республики Бурятия, расположенного по адресу: <адрес>, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, то есть путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Денисова