ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3223/2022 от 25.07.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-3223/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 25 июля 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,

при секретаре Елымбаевой А.Ю.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» к ФИО2 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» обратилось в суд с иском к ФИО2 и просило взыскать с ответчика денежные средства в размере 100044 руб. Требование обоснованы ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств по программе социальной адаптации на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года № 442 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл». Как указывает истец, в нарушение п. 23 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденного постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года № 442, ответчик существенно нарушила условия социального контракта, а именно ею были представлены чеки на товар, который не был предусмотрен бизнес-планом.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 иск поддержала, просила его удовлетворить.

Ответчик ФИО2, ее представитель ФИО3 в судебном заседании с иском не согласились, считают, что оснований для его удовлетворения у суда не имеется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года № 442 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл» утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл.

Порядок определяет условия и порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл (далее соответственно - Порядок, государственная социальная помощь).

Государственная социальная помощь оказывается с целью выхода малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан (далее соответственно - семьи, граждане) на более высокий уровень жизни за счет активных действий граждан для получения в дальнейшем постоянных самостоятельных источников дохода в денежной и натуральной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение.

Право на оказание государственной социальной помощи имеют семьи (граждане), которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, рассчитанной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Как видно из материалов дела, 21 января 2021 года ФИО2 подано заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

02 февраля 2022 года в отношении семьи ФИО2 принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

02 февраля 2021 года заключен социальный контракт , где ответчик приняла на себя обязательства осуществлять мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации и осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, в том числе приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Центр социальной поддержки населения подтверждающие документы.

Согласно программе социально адаптации ответчик должна была приобрести следующие средства:

Моющий пылесос для химчистки мягкой мебели – 2 шт. (125970 руб.), пылесос для сухой чистки мебели, стен, пола, ковров – 2 шт. (25960 руб.), парогенератор (83960 руб.), пароочиститель (14110 руб.).

Установлен срок действия социального контракта со дня его подписания по 01 февраля 2022 года.

Согласно п. 3 контракта Центр взял на себя обязательство предоставить ответчику государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 руб.

Платежным поручением от 12 августа 2021 года ответчику была перечислена денежная сумма 250000 руб.

Ответчиком данная сумма получена, что не оспаривается сторонами.

В силу п. 28 Порядка семья (гражданин) ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в учреждение отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по форме, установленной Министерством, с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий программы социальной адаптации.

ФИО2 ежемесячно представлялись отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации: 05 марта 2021 года – за открытие индивидуальной предпринимательской деятельности, (открытие) 05 апреля 2021 года – за осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (прохождение обучения), 05 мая 2021 года – покупка моющего пылесоса (кассовый чек на сумму 125960 руб.), 05 июня 2021 года – покупка пароочистителя и пылесоса (кассовый чек на сумму 21586 руб.), 05 июля 2021 года – покупка пылесосов (чеки на сумму 5018 руб. и 5018 руб.).

06 сентября 2021 года отправлен отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.

03 марта 2022 года истец направил ответчику уведомление о возврате в бюджет Республики Марий Эл не освоенную сумму в размере 100044 руб., поскольку при проверке прилагаемых документов по отчетам не были приняты чеки по товарам, которые не были заявлены в Бизнес плане и не утверждены программой социальной адаптации:

Пылесос (WD 2* EU) в количестве 11 шт. на сумму 5018 руб., пароочиститель (SC 4 EasyFixPremium) в количестве 1 шт. на сумму 17243 руб., сушильная машина LG в количестве 1 шт. на сумму 69579 руб., утюг в количестве 1 шт. на сумму 3394 руб., хозяйственный пылесос WD 3 CarVac в количестве 1 шт. на сумму 6968 руб.

Однако до настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.

Суд не находит оснований для взыскания денежных средств со ФИО2 в связи со следующим.

В силу п. 26 Порядка в течение 10 календарных дней со дня выявления фактов, указанных в подпунктах "а", "б", "г" и "д" пункта 25 настоящего Порядка, учреждением принимается решение о прекращении действия социального контракта с указанием суммы денежных средств, подлежащих возврату, которое направляется (вручается) семье (гражданину). Денежные средства подлежат возврату в течение 30 календарных дней со дня получения семьей (гражданином) уведомления о необходимости возврата денежных средств. В случае отказа семьи (гражданина) от возврата денежных средств они подлежат взысканию в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 27 Порядка решения об отказе в назначении государственной социальной помощи, о прекращении действия социального контракта или об отказе в продлении срока действия социального контракта могут быть обжалованы в Министерство и (или) в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, истец, заявляя требование о взыскании денежных средств на основании подп. «а» п. 25 Порядка, в течение 10 дней со дня выявления факта решение о прекращении действия социального контракта с указанием суммы денежных средств, подлежащих возврату, не принимал.

Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании представитель истца.

То есть в данном случае истцом нарушен порядок взыскания денежных средств, поскольку само по себе вынесение такого решения позволяет ответчику обжаловать его в установленном законом порядке.

Кроме того, суд учитывает, что подп. «а» п. 25 Порядка предусмотрен случай досрочного прекращения социального контракта: неисполнения (несвоевременного исполнения) семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимися уважительными. Перечень причин, являющихся уважительными, указан в пункте 25.1 настоящего Порядка.

При прекращении действия социального контракта возврату подлежат: в случае прекращения действия социального контракта по основанию, указанному в подпункте "а" настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию невыполненных мероприятий программы социальной адаптации.

Поскольку истцом досрочно социальный контракт не прекращался, решение о прекращении действия социального контракта не принималось, оснований для взыскания денежных средств с ответчика отсутствуют.

Кроме того, при вынесении решения суд учитывает, что государственная социальная помощь оказывается с целью выхода малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан (далее соответственно - семьи, граждане) на более высокий уровень жизни за счет активных действий граждан для получения в дальнейшем постоянных самостоятельных источников дохода в денежной и натуральной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение.

Право на оказание государственной социальной помощи имеют семьи (граждане), которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, рассчитанной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Ответчиком в суд представлены доказательства, что приобретенное имущество используется с целью осуществления ею предпринимательской деятельности, в материалы дела представлен договор субаренды нежилого помещения, скриншот с сайта о наличии рекламы по ведению «клининговой» деятельности. В опровержение данного обстоятельства стороной истца доказательства представлены не были. Предпринимательская деятельность ведется по настоящее время, что не противоречит цели Программы.

Как пояснила в судебном заседании ФИО2 приобретение товара с расхождением по количеству и наименованию, которое не соответствует бизнес плану, связано с экономической ситуацией в стране, высоким скачком цен, отсутствием наличия в момент приобретения.

Учитывая, что истцом нарушен порядок взыскания денежных средств, а также то обстоятельство, что ответчиком цель программы выполняется, приобретенный товар соответствует предпринимательской деятельности ответчика, суд оснований для удовлетворения иска Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» не находит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» к ФИО2 о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.В. Порфирьева

Мотивированное решение составлено 01 августа 2022 года

Решение28.07.2022