ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3224 от 27.06.2011 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Тюмени                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Тюмени — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

                        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-3224/2011

г. Тюмень, 27 июня 2011 г.

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Урубковой О.В.

при секретаре Рябковой А.Г.

с участием истицы ФИО1, представителя истицы ФИО2, представителя ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО4 к Департаменту земельных ресурсов Администрации г. Тюмени о признании неправомерным бездействия, обязании заключить договор,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы ФИО4, ФИО1 обратились в суд с иском к ответчику Департаменту земельных ресурсов Администрации г.Тюмени о признании неправомерным бездействия Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени в связи с уклонением от заключения договора о выкупе жилого помещения и обязании ответчика заключить с ФИО4, ФИО1 договор о выкупе жилого помещения - квартиры . Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками трехкомнатной квартиры . 25.11.2009 г. МУ «Тюменский центр по обмену и сносу жилищного фонда» уведомил истцов о том, что Администрацией города Тюмени принято распоряжение о признании их дома аварийным и подлежащим сносу. Им были направлены копии распоряжений Администрации города Тюмени «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по » и «Об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения в многоквартирном доме по адресу », согласно которым принято решение об изъятии принадлежащей истцам квартиры. В течение трех месяцев все жильцы их дома, занимавшие квартиры по договорам социального найма были отселены, квартиры пустуют и обживаются бомжами, в них собираются пьяные компании. Они опасаются, что в доме может возникнуть пожар, считают, что недопустимо оставлять заселенной одну квартиру, в то время как весь дом пустует. 19.08.2010 г. они обратились к ответчику и просили определить выкупную цену принадлежащей им и изымаемой квартиры, а также заключить с ними договор о выкупе квартиры, как это предусмотрено п.п. 3.4, 3.5 и 3.6 Регламента работы Администрации города Тюмени по изъятию земельных участков, объектов недвижимого имущества, жилых помещений для муниципальных нужд. Кроме того, просили уведомить их письменно о произведенной государственной регистрации распоряжения об изъятии их квартиры. Письменное обращение истцов от 19.08.2010 г. Департамент земельных ресурсов отклонил и сообщил о том, что заключение договора будет возможным при наличии финансирования. Считают отказ в заключении договора надуманным, а ссылки на отсутствие бюджетных средств - необоснованными.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.

В судебном заседании истица ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени ФИО3 с иском не согласилась. Указала, что многоквартирный дом , признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в план переселения граждан в рамках реализации областной целевой программы «Сотрудничество». 21.03.2011 г. зарегистрировано право муниципальной собственности на жилое помещение по , предназначенное для переселения граждан из квартиры , в связи с чем в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», размещен муниципальный заказ на оказание услуг по проведению работ по оценке жилых помещений. В настоящее время ведется работа по достижению с собственниками квартиры  условий заключения соглашения о выкупной цене. Согласно п. 9 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации в случае если с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях его выкупа, орган местного самоуправления может предъявить иск о выкупе жилого помещения в суд в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления о принятом решении об изъятии. Таким образом, по мнению представителя ответчика, законом определен максимальный срок, в пределах которого с собственниками изымаемых жилых помещений должны быть достигнуты условия соглашения о выкупе таких помещений, поэтому заявленные требования о признании бездействия департамента земельных ресурсов неправомерным и об обязании заключить договор о выкупе квартиры 6 в доме 8 по ул. Лесной являются несостоятельными и необоснованными.

Выслушав объяснения истицы ФИО1, представителя истицы ФИО2, представителя ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено следующее.

Истцы ФИО1, ФИО4 являются собственниками трехкомнатной квартиры по адресу , что подтверждается договором приватизации № от 20.08.1997 г., зарегистрированном в БТИ 28.08.1997 г. за № (л.д.17).

Распоряжением Администрации города Тюмени № от 23.11.2009 г., многоквартирный дом по  признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.7).

Распоряжениями Администрации города Тюмени № от 2.04.2010 г. и № от 30.03.2010 г. земельный участок и жилое помещение по  изъяты для муниципальных нужд (л.д.8,9)

25.11.2009 г. МУ «Тюменский центр по обмену и сносу жилищного фонда» письмом № уведомил истцов о принятии указанных распоряжений (л.д.10).

Письмом № от 5.04.2010 г. Департамент земельных ресурсов Администрации города Тюмени направил истцам распоряжения Администрации города Тюмени № от 30.03.2010 г. и № от 2.04.2010 г. (л.д.13).

Согласно п.2 распоряжения № от 2.04.2010 г., действия, предусмотренные распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 25.04.2008 г. № «Об утверждении Регламента работы Администрации г. Тюмени по изъятию жилых помещений для муниципальных нужд» осуществляет Департамент земельных ресурсов Администрации города Тюмени.

Как пояснила в судебном заседании истица ФИО1, в течение трех месяцев все жильцы их дома, занимавшие квартиры по договорам социального найма были отселены. Их квартиры пустуют и обживаются бомжами, собираются пьяные компании, создавая угрозу пожара. Жить в доме просто страшно.

19.08.2010 г. истцы обратились с письмом в Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени, в котором просили обеспечить определение выкупной цены принадлежащей им и изымаемой квартиры, а также заключить договор о выкупе квартиры. Кроме того, уведомить их письменно о произведенной государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области распоряжения об изъятии квартиры (л.д.11).

На указанное обращение истцов о заключении договора о выкупе квартиры Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени в письме № от 27.08.2010 г. сообщил о том, что заключение договора будет возможным при наличии финансирования.

В соответствии со ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 25.04.2008 г. № утвержден Регламент работы Администрации города Тюмени по изъятию земельных участков, объектов недвижимого имущества, жилых помещений для муниципальных нужд.

В соответствии с п.п. 3.4. и 3.5. Регламента, с момента издания распоряжений Администрации города Тюмени об изъятии земельного участка и об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд департамент земельных ресурсов:

а) в течение пяти рабочих дней направляет письменное уведомление собственнику, землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, собственнику жилого помещения, иного объекта недвижимого имущества о принятом решении об изъятии земельного участка, о принятом решении об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества, о принятом решении об изъятии жилого помещения;

б) обеспечивает выполнение кадастровых работ и государственный кадастровый учет земельного участка в случае отсутствия государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) изъятия части(ей) земельного участка;

в) осуществляет подготовку и направляет документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области для государственной регистрации распоряжений Администрации города Тюмени об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.

3.5. В течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации распоряжений Администрации города Тюмени об изъятии земельного участка,… об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, департамент земельных ресурсов письменно уведомляет (извещает) собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, собственника жилого помещения, иного объекта недвижимого имущества о произведенной государственной регистрации соответствующего решения об изъятии с указанием ее даты.

Пунктом 3.6. Регламента предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов после произведенной государственной регистрации соответствующего решения об изъятии:

а) обеспечивает определение выкупной цены изымаемого земельного участка, объектов недвижимого имущества, жилых помещений, убытков, причиненных изъятием земельного участка, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в порядке, установленном действующим законодательством;

б) осуществляет подготовку проектов и заключает соглашения (договоры):

с собственниками жилых помещений о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену;

г) осуществляет подготовку и направляет документы для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, объекты недвижимого имущества, жилые помещения; прекращения права аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на основании соглашений (договоров) с собственником недвижимого имущества, с собственником жилого помещения.

Представитель ответчика ссылается в своих возражениях на ч.9 ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, однако суд считает, что в данном случае указанная норма права не применима, поскольку она устанавливает срок для предъявления иска в случае несогласия собственника жилого помещения с решением об изъятии жилого помещения либо недостижения соглашения о выкупной цене жилого помещения, чего в рассматриваемом случае нет. Истцы не оспаривают решение об изъятии жилого помещения и также отсутствует спор о выкупной цене, поскольку она ответчиком не устанавливалась и истцам для согласования не предлагалась.

Оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что с момента принятия решения Администрацией г. Тюмени об изъятии земельного участка и жилого помещения прошло значительное время, более года. Никаких действий по выкупу жилого помещения у истцов, согласованию выкупной цены с ними Департаментом земельных ресурсов Администрации г. Тюмени за это время не предпринято, хотя на момент подачи иска истек минимальный срок для самого выкупа, предусмотренный ч.4 ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации (письмо направлено истцам 5.04.2010 г. и получено ими в апреле 2010 г.), а истцам даже каких-либо предложений о цене на день рассмотрения искового заявления не поступало.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что уклонение ответчика от заключения договора о выкупе жилого помещения является неправомерным, в связи с чем у суда имеются основания для признания бездействия ответчика незаконным и обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области заключить с ФИО1, ФИО4 договор о выкупе жилого помещения - квартиры .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1, ФИО4 удовлетворить.

Признать бездействие Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени в заключении с ФИО1, ФИО4 договора о выкупе жилого помещения - квартиры  неправомерным.

Обязать Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени заключить с ФИО1, ФИО4 договор о выкупе жилого помещения - квартиры

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено судьей 4 июля 2011 г.

Судья Урубкова О.В.