дело № 2-3225/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«19» мая 2016 года Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Гунченко А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Военный комиссариат Ростовской области», ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного Военного округа" об установлении факта участия в боевых действиях и признании права на присвоение статуса ветерана боевых действий,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области об установлении факта участия в боевых действиях и признании права на присвоение статуса ветерана боевых действий.
В порядке досудебной подготовки дела к слушанию определением суда от 15 апреля 2016 года в качестве соответчика привлечено ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного Военного округа".
Истец в обоснование исковых требований указал, что являясь военнослужащим, на основании приказов командира войсковой части №№ от 14 мая 1984 года и № 088 от 05 мая 1986 года в период с 01 мая 1984 года по 25 апреля 1986 года находился в Народной <...> в качестве специалиста по устройству определения координат ЗРК «Печора» в звании капитана, где в указанный период велись боевые действия, в которых он принимал участие. Поскольку ФГКУ «ЦАМО РФ» сведениями о непосредственном участии в боевых действиях не располагает, вынужден обратиться в суд об установлении факта участия в боевых действиях и признании права на присвоение статуса ветерана боевых действий
Истец в судебном заседании и его представитель исковые требования поддержали и просили их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Представители ответчиков Военного комиссариата Ростовской области, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного Военного округа" исковые требования не признали, в обоснование позиции представили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец обращался в Комиссию Южного Военного округа с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Однако, как пояснял истец, рассмотрение вопроса приостановлено до рассмотрения судом вопроса об установлении факта принятия участия в боевых действиях и признании за ним права на получение удостоверения ветерана боевых действий, поскольку ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» не располагает сведениями о непосредственном участии истца в боевых действиях.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцом в обоснование заявленных требований в материалы дела представлены архивная справка ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», из которой следует, что капитан ФИО1, ... г. года рождения, в период с 01 мая 1984 года (приказ командира в/ч 44708 № 094 от 14.05.1984) по 25 апреля 1986 года (приказ командира в/ч 44708 № от ... г.) находился на территории Анголы и проходил службу в качестве специалиста по устройству определения координат ЗРК «Печора», грамота Главного военного советника в НРА ФИО за добросовестное выполнение служебного долга по оказанию интернациональной помощи в деле создания вооруженных сил НРА, нотариально заверенные показания свидетелей ФИО, ФИО, которые совместно с ним на территории Народной Республики Ангола несли боевую службу, и фотоснимки.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу положений ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, военнослужащие, уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий, указаны в приложении к комментируемому Закону (раздел III).
В названный Перечень (в редакции Федерального закона N 166-ФЗ от 02.10.2008 года) включена и <...>, где велись боевые действия с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года.
На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 года N 24-П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В силу приведенных выше норм права законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения двух условий: фактического участия в боевых действиях или осуществления функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; оформления соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
Полномочия по определению порядка и условий выдачи удостоверения ветерана боевых действий осуществляются Правительством РФ.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В Вооруженных Силах Российской Федерации данный порядок был утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177, который действовал в период возникновения спорных правоотношений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 утвержден новый порядок выдачи удостоверений ветеранам боевых действий в Вооруженных силах Российской Федерации.
Согласно п. 2 утвержденного порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных силах Российской Федерации в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются соответствующие комиссии, в том числе Комиссия Южного военного округа.
Таким образом, полномочия по оформлению удостоверения в силу действующего законодательства переданы кадровым органам, в полномочия комиссий входит только рассмотрение вопроса и принятие решения о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В пункте 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются, в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом этого пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), и других лиц, названных в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления. Кроме того, по смыслу абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации и пункта 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69, участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III) может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, увечье и другие документы).
Поскольку действующее законодательство связывает возможность установления статуса ветерана боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения только с личным участием гражданина в боевых действиях, а истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено таких доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представителем истца заявлялось ходатайство о допросе свидетелей в порядке отдельного поручения, чьи показания были приобщены к материалам дела. Судом протокольным определением было отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку в соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц при исполнении служебных обязанностей в боевых действиях при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания. Между тем документов о непосредственном участии в боевых действия, выданных органами военного управления, в материалах дела не имеется.
При этом само по себе нахождение в специальной заграничной командировке в указанный истцом период с 01 мая 1984 года по 25 апреля 1986 года в Анголе в качестве военного специалиста по устройству определения координат ЗРК «Печора» не свидетельствует о непосредственном участии его в боевых действиях на территории данного государства.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, в связи с чем отказывает ему в установлении факта участия в боевых действиях и признании права на присвоение статуса ветерана боевых действий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к ФГКУ «Военный комиссариат Ростовской области», ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного Военного округа" об установлении факта участия в боевых действиях и признании права на присвоение статуса ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2016 года.
Судья